Специфика внутренней политики Л.И.Брежнева.

Вопросы для повторительной беседы

? В чем заключалась противоречивость внутриполитического и экономического курса в годы лидерства Н.С. Хрущева?

? Чем в деятельности Н.С. Хрущева были недовольны партийные и советские руководители? Как мотивировалась его отставка?

В основе рассказа учителя текст учебника.

Начало правления Л.И. Брежнева: курс на стабилизацию. Отмена экономических и административных преобразований Н.С. Хрущева.

Неоднозначность внутриполитического курса: коллективность руководства и «ползучая ресталинизация».

Последствия брежневской стабилизации: бюрократизация; старение руководящих кадров; рост влияния региональных элит.

2. Экономические реформы А.Н.Косыгина. В начале изучения материала учитель сообщает, что период 1964—1982 гг. когда руководство партией и страной возглавлял Л.И. Брежнев, впоследствии получили название «эпохи застоя». Это название связано с резким замедлением темпов экономического и политического развития, явным нежеланием и неспособностью правящей верхушки осуществлять какие-либо перемены. Фактически развитие страны в новых условиях было принесено в жертву поддержанию политической стабильности. Но такое положение сложилось не сразу; более того, во второй половине 1960-х гг. была предпринята попытка проведения серьезных экономических реформ.

Инициатором экономической реформы, начатой в 1965 г., был председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин. При разработке реформы были серьезно проанализированы как состояние экономики Советского Союза, так и причины неудач хрущевского времени. (Вспомним: в результате первых перемен эпохи «оттепели» были достигнуты высочайшие темпы роста экономики - более 10% в год; но уже к началу 1960-х гг. этот показатель опустился до 4%). Основными принципами реформы являлись: отмена избыточных запретов; повышение самостоятельности производителей; расчетливая инвестиционная политика.

В аграрной сфере были отменены запреты на ведение личного подсобного хозяйства; повышены закупочные цены на продукцию совхозов и колхозов; устанавливался твердый план государственных закупок. На развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства (пожалуй, впервые за все годы советской власти). Улучшался уровень жизни жителей села.

В области промышленности была значительно увеличена степень экономической самостоятельности предприятий. Вводился принцип «хозяйственного расчета» (хозрасчет): теперь деятельность предприятия в первую очередь оценивалась не по формальным плановым показателям, а по уровню рентабельности производства. Более того; предприятия получили возможность частично корректировать спущенные сверху планы, а также самостоятельно распоряжаться частью прибыли.

Реформы принесли заметные положительные результаты. Улучшилось снабжение продовольствием; среднегодовые темпы роста национального дохода увеличились (к началу 1970-х гг.) до 7,7%. Вводились в строй новые предприятия, начиналась разработка новых месторождений полезных ископаемых.

Повышалось и благосостояние населения. Продолжалось массовое жилищное строительство, причем теперь оно осуществлялось не только за государственный счет – появились жилищные кооперативы. В пригородах выделялись земли для приусадебных участков и дачного строительства горожан. Заметно вырос уровень средней заработной платы, при этом цены на большинство товаров оставались неизменными.

Увеличился выпуск товаров народного потребления. Вновь построенный автозавод в Тольятти (ВАЗ) начал массовый выпуск легковых автомобилей; рассчитанные на относительно массового потребителя автомобили также выпускали заводы в Москве (АЗЛК), Ижевске, на Украине (ЗАЗ). Радиоприемники, холодильники, стиральные машины, телевизоры перестали быть предметом редкой роскоши - ими теперь обзаводилось большинство семей. Кстати, именно в этот период была построена Останкинская телебашня - одна из самых высоких в мире; а использование спутников связи позволило организовать телевещание даже на отдаленные районы страны.

В 1967 г. была введена 5-дневная рабочая неделя. Увеличилась продолжительность отпусков. Советские граждане получили возможность полноценного отдыха, в том числе на черноморских балтийских курортах. Расширялась (хотя и крайне осторожно) практика международного туризма. Советское общество постепенно становилось более открытым.

3. Противоречия развития страны эпохи «застоя». Об особенностях развития страны в эпоху застоя учитель рассказывает, опираясь на текст учебника.

План изложения

Ограниченность эффекта проведенных реформ.

Развитие науки; достижения советских ученых (А.П. Александров, М.В. Келдыш, Л.В. Канторович, П.Л Капица).

Техническое отставание советского народного хозяйства. Снижение темпов технического обновления в производстве.

Падение темпов роста экономики. Признаки экономического кризиса вначале -1980-х гг.

Далее ученикам предлагается самостоятельно прочесть текст «Причины экономических трудностей» и составить тезисный план. Результаты работы обсуждаются в классе.

Вариант тезисного плана

1. Основным источником стабильности экономики являлся экспорт нефти и газа. Но вырученные средства не были использованы для модернизации производства.

2. Стране очень дорого обходилась разросшаяся армия чиновников в особенности «номенклатура».

3. Жесткая централизация управления мешала развитию; экономическая реформа к началу 1970-х гг. сошла на нет.

4. Повышение производительности труда из-за особенностей системы планирования не было выгодно ни руководителям предприятий, ни рядовым работникам.

5. Еще большим стал перекос в развитии экономики в пользу тяжелой и оборонной промышленности.

6. Урон развитию экономики нанесло и увлечение руководителей крупномасштабными проектами.

7. Обстановка «холодной войны» подталкивала к наращиванию военной мощи в ущерб развитию мирных отраслей хозяйства.

Домашнее задание: §34

· подготовить устные ответы на вопросы к §34

Урок 11. Внешняя политика: от конфликтов «холодной войны» - к разрядке.

Цель: сформировать представление об основных тенденциях развития международных отношений в 1960-1970-х гг. и роли в них СССР.

Основные события: война во Вьетнаме; обострение советско-китайских отношений; вооруженный конфликт в районе острова Даманский; арабо-израильский конфликт; события 1968г. в Чехословакии; договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах; договор о нераспространении ядерного оружия; договоры по ОСВ-1, ПРО, ОСВ-2; совместный советско-американский космический полет на кораблях «Союз-19» и «Аполлон»; установление дипломатических отношений между ФРГ и ГДР и их принятие в ООН; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Основные понятия и названия:«Доктрина Брежнева»; диссиденты: антивоенное движение; разрядка; ОСВ; ПРО; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Основные даты:

1963 – договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

1964-1973 – война во Вьетнаме.

1968 – события в Чехословакии.

1972 – заключение советско-американских договоров: ОСВ- 1; ПРО; о нераспространении ядерного оружия; об основах взаимоотношений.

1979 –договор ОСВ-2

Персоналии: Александр Дубчек.

План урока

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Наши рекомендации