Антифашистская коалиция после войны
a) идея послевоенной коллективной безопасности
Вторая Мировая война, несмотря на все свои негативные последствия, имела одну позитивную сторону – она подтолкнула государства с разными политическими системами к стремлению создать после войны новый миропорядок, в основе которого лежала идея коллективной безопасности. Наиболее ярко это проявилось во время «медового месяца» в Ялте, когда было принято решение о создании Организации Объединенных Наций.
Учредительная конференция ООН, на которой был выработан Устав организации, состоялась в июне 1945 г. в Сан-Франциско (США). Устав подписали 50 членов и Польша.
Высшим органом ООН стала созываемая раз в год Генеральная ассамблея.
В постоянно действующий орган, Совет Безопасности, вошло 11 членов, но лишь 5 из них были постоянными (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай), а остальные переизбирались через 2 года.
Постоянные члены были наделены широкими полномочиями и должны были выступать в роли «мировых полицейских». Все решения Совета Безопасности должны были приниматься на основе принципа единогласия его постоянных членов, и провозглашались обязательными для исполнения всеми членами ООН.
Однако уже в конце войны между союзниками стали назревать политические разногласия, которые привели не только к их расколу, но и к развязыванию длительной «холодной войны».
б) причины перехода к «холодной войне»
Причинами перехода к «холодной войне» можно определить:
· естественный внутренний антагонизм режимов и систем;
· политика Сталина на расширение сферы влияния СССР после войны;
· усиление позиций европейских левых (социалистов и коммунистов).
Внутренний антагонизм между идеями западной демократии и коммунистической идеологией всплывал даже в период войны, но успешно гасился общими целями в борьбе с фашизмом.
Черчилль ни до, ни после войны не скрывал своего отношения к СССР. В день нападения Германии на СССР он, выступая в радиопередаче Би-би-си, открыто говорил:
«Нацистский режим неотличим от худших черт коммунизма… Никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я, на протяжении последних 25 лет. Я не возьму назад ни одного слова, сказанного мною о коммунизме. Но всё это меркнет перед лицом разворачивающихся сейчас событий… Любой человек или государство, сражающиеся против нацизма, получат нашу помощь… Из этого следует, что мы окажем всю возможную помощь России и русскому народу».
Германский фашизм стал тем общим врагом, который объединил бывших противников. Когда же враг оказался повержен, исчез стимул к объединению.
Черчилль об этом говорил вполне определенно:
«Уничтожение военной мощи Германии повлекло за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и западными демократиями. Они потеряли своего общего врага, война против которого была почти единственным звеном, связывающим их союз. Отныне русский империализм и коммунистическая доктрина не видели и не ставили предела своему продвижению и стремлению к окончательному господству».
Сталинская политика на расширение сфер влияния СССР после войны была результатом его недоверия западной дипломатии (особенно британской, которую он в конце войны подозревал в возможности заключения с Германией сепаратного мирного договора). Именно поэтому гарантию безопасности страны Сталин видел в установлении контроля над окраинными государствами и наиболее важными геополитическими регионами.
Перспектива усиления позиций СССР в послевоенной Европе крайне обеспокоила британских политиков. Именно поэтому ещё в 1943 г., когда Красная Армия в результате коренного перелома перешла в наступление, Уинстон Черчилль начал задумываться о необходимости создания барьера СССР в Европе.
С этой целью он настаивал на открытии 2-го фронта не во Франции, а на Балканах.
Это же послужило причиной отказа западных союзников от идеи расчленения Германии на отдельные государства, т.к. сильная единая Германия могла стать тем барьером, который остановит проникновение большевизма на Запад Европы.
По мере освобождения Европы от фашизма сталинское руководство начало осуществлять нажим на освобождённые страны, укрепляя там просоветские силы.
Так, например, после свержения в Румынии в 1944 г. фашистского режима Антонеску и освобождения страны советскими войсками, было сформировано новое правительство во главе с генералом Радеску.
Однако Москву не устраивало, что коммунисты в нём занимают меньшинство, и в 1945 г. королю Михаю было предъявлено требование сформировать новый кабинет министров, контролируемый румынскими коммунистами.
Западные страны не могли вмешаться, т.к. по трёхстороннему соглашению СССР получал преобладающее влияние в Румынии и Болгарии, в обмен на невмешательство в политику англичан в Греции.
Подобная политика проводилась и в Польше, и в советской зоне оккупации в Германии.
Но устремления Сталина охватывали и Азию.
СССР не торопился вывести свои войска из Ирана, оккупированного совместно с Англией, пытаясь в Северной части создать просоветское правительство. И только жесткие требования союзников заставили Москву выполнить соглашение о выводе войск.
Используя благоприятную ситуацию, Сталин попытался распространить своё влияние на черноморские проливы, предъявив Турции ультиматум с требованием совместной обороны проливов, и предоставления СССР права на создание у Дарданелл военно-морской базы.
Однако более катастрофичным для Запада оказалось резкое увеличение авторитета компартий в странах Западной Европы, которые освобождались союзниками, а не Красной Армией.
Этому способствовала и послевоенная разруха, стимулирующая распространение коммунистических и социалистических идей, и авторитет самих коммунистов, как лидеров антифашистского движения Сопротивления.
Запад оказался перед фактом расширения лагеря социализма до Средиземного моря и Атлантики, т.к. в послевоенных Италии и Франции компартии стали самыми крупными политическими силами.
После ухода американских войск из Европы ситуация еще более ухудшилась, т.к. советские вооруженные силы стали доминирующими на материке. Всё это подталкивало Запад к решительным действиям.
в) переход от сотрудничества к противостоянию
Разрушенная Европа не могла возглавить борьбу с «большевистской чумой», поэтому взоры западных политиков были обращены в сторону США.
Одним из первых, кто напрямую предложил Гарри Трумэну начать борьбу с усилением идей коммунизма в Европе и мире, был представитель посольства США в Москве Джордж Кеннан. В феврале 1946 г. в длинной телеграмме он попытался раскрыть внутренние корни поведения Кремля и призвал к «политике сдерживания» устремлений СССР в каждой точке земного шара.
На этом же настаивало и правительство Великобритании.
В противовес им некоторые круги в США выступали за умиротворение СССР и раздел сфер влияния.
Но мнение большинства западных политиков было выражено в знаменитой «фултонской речи», произнесенной Уинстоном Черчиллем 5 марта 1946 г. в американском городе Фултон (штат Миссури) в присутствии Гарри Трумэна. В ней экс-премьер признавал заслуги СССР в разгроме Германии, но предупреждал об опасности советской экспансии для западной демократии.
Черчилль призывал объединить усилия всего «англосаксонского мира» для отпора СССР.
Это был призыв к крестовому походу, ставший предвестником «холодной войны».
Трумэн оказался в сложной ситуации, т.к. подобная политика означала бы необходимость постоянного присутствия США в Европе, и переход от сотрудничества с СССР, начатого Рузвельтом, к противостоянию. Американцы, для которых война в Европе так и осталась «неизвестной войной», были далеки от европейских проблем, и могли не поддержать подобной политики, а Трумэн уже думал о президентских выборах 1948 года.
Но англичане вынудили Трумэна принять решение.
В феврале 1947 г. они объявили о выводе своих войск из Греции и прекращении оказания помощи Греции и Турции. А это создавало серьезную опасность установления там советского контроля, что могло привести к непоправимым последствиям – усиление влияния СССР в Восточном Средиземноморье, потеря контроля над Суэцким каналом и усиление угрозы прихода к власти коммунистов в Италии.
В итоге, 12 марта 1947 г. Гарри Трумэн заявил о принятии новой внешнеполитической концепции, основанной на оказании экономической и политической помощи свободным народам, которым угрожает внешнее давление или вооруженное меньшинство.
В основе «доктрины Трумэна» стал тезис о помощи народам, стремящимся к демократии. Первой мерой в русле новой доктрины было заявление о намерении оказать Греции и Турции помощь в размере 400 млн. $.
Эта «доктрина Трумэна» и ознаменовала переход от послевоенного сотрудничества к конфронтации с СССР.
5 июня 1947 г. Госсекретарь США Джордж Маршалл предложил практический план укрепления европейских демократий. В основе «Плана Маршалла» лежало понимание, что коммунистическая идеология развивается только в неблагополучных с экономической точки зрения обществах. Поэтому госсекретарь предлагал США перейти к оказанию срочной финансовой и экономической помощи европейским странам, идущим по пути строительства западной демократии.
К 1948 г. под этим планом подписалось 16 государств, в которые хлынули крупные финансовые средства и техника, способствовавшие преодолению разрухи и выходу из экономического кризиса.
В ответ на это 25 января 1949 г. страны социализма образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в который вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и вошедшие позднее ГДР и Албания.
Экономический раздел Европы постепенно вёл и к его политическому расколу.
2. Начало «холодной войны»
a) раскол Германии
Тяжелее всего раскол Европы сказался на Германии, которая из-за противоречий сильных держав на долгие десятилетия оказалась разделённой. Именно в Германии начал опускаться «железный занавес».
По Потсдамским соглашениям Германия в период оккупации должна была рассматриваться как единое экономическое целое. И несмотря на это, уже через 4 недели после конференции, в советской зоне оккупации была проведена земельная реформа, в ходе которой земли крупных землевладельцев экспроприировались и раздавались безземельным крестьянам и сельскохозяйственным рабочим. Конечной целью этой реформы предусматривалось создание крупного социалистического хозяйства по примеру совхозов.
Западные союзники к этому моменту уже изменили своё отношение к Германии, стремясь как можно быстрее восстановить её экономический потенциал, для чего США добились включение западных зон оккупации в сферу действия «плана Маршалла».
20 июня 1948 г. в западной зоне была проведена денежная реформа, окончательно разделившая Германию на две экономических зоны.
Реакция Советского Союза была крайне агрессивной – 24 июня советская сторона перекрыла все транспортные пути из западной зоны оккупации в западный сектор Берлина, надеясь, что проблемы обеспечения Западного Берлина побудят бывших союзников пойти на уступки.
Началась 324-дневная блокада Берлина, в течение которых ВВС США, несмотря на огромные нагрузки, снабжали берлинцев всем необходимым по воздуху.
На фоне этого 1-го берлинского кризиса в ноябре 1948 г. в США состоялись президентские выборы, на которых победил Гарри Трумэн. Большинство американцев поддержали его политику в отношении СССР, одним из действенных инструментов которой была атомная бомба.
1949 г. ознаменовался окончательным расколом Германии на два государства: в мае в западной части была образована Федеративная Республика Германии (ФРГ) со столицей в Бонне, а в октябре – в восточной части провозглашено образование Германской Демократической Республики (ГДР) со столицей в Берлине.
Бывшая демаркационная линия зон оккупации превратилась в полноценную границу, но внутри Берлина жители могли беспрепятственно переходить из одного сектора города в другой. Этим пользовались восточные немцы, переходившие в Западный Берлин и с новыми паспортами на самолётах переправлявшиеся в ФРГ. Подобным «голосованием ногами» немцы высказывали своё отношение к советскому варианту социализма.
В кон. 40-х – нач. 50-х гг. курс западной марки по отношению к восточной составлял 4 : 1, что привело к расцвету обменного бизнеса. Жителям Западного Берлина выгоднее было скупать восточные марки и отовариваться в Восточной части города, что привело к массовой утечке из ГДР ряда товаров и валюты.
Первый удар по обменному бизнесу был нанесен в октябре 1957 г. В строжайшей секретности из Москвы были доставлены новые банкноты, в одну ночь распространенные по всем районам ГДР.
Утром западных немцев ждал сюрприз – старые деньги не принимали ни в одном магазине, а обменять их на новые могли только граждане ГДР. Современники вспоминали, что все секторные границы в этот день были усеяны старыми марками ГДР, выброшенными западными берлинцами. Однако эта мера лишь временно решила проблемы, и вскоре обменный бизнес заработал с новой энергией.
Более, чем обменный бизнес власти в Москве и Берлине беспокоило бегство восточных немцев через Берлин на Запад. Окончательное решение этой проблемы пришлось на 1961 год.
В ночь с 12 на 13 августа 1961 г. на секторной границе в Берлине были возведены ограждения из колючей проволоки, разделившие Берлин на две части.
Американцы подтянули к границе секторов Берлина военную технику – танки обеих сторон стояли на расстоянии не больше 200 метров.
Первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр требовал особого статуса для Западного Берлина и не признавал ГДР.
Но на вооруженное столкновение стороны не пошли.
Осознав все последствия этой акции, восточные немцы начали в одиночку и группами прорываться через ограждения. Даже после приказа открывать по беглецам огонь на поражение, попытки бегства продолжились, что привело к массовым жертвам.
С заменой колючей проволоки на бетонную стену бегство усложнилось, но берлинцы находили пути через канализации, подвалы домов, стоящих на границе и т.п. Властям ГДР пришлось выселять людей из пограничных домов, замуровывать окна, выходящие в Западный Берлин, перекрывать подвалы и т.п., но история «берлинской стены» знает сотни случаев отчаянных попыток перебраться через стену, часто заканчивающиеся смертью беглецов, и тайных подкопов, через которые люди уходили целыми семьями.
Берлинская стена стала символом «железного занавеса», опустившегося в Европе. При попытке преодолеть ее погибло 235 человек, что после падения берлинской стены в 1989 г. стало одним из главных обвинений против бывших властей ГДР.
б) формирование противоборствующих блоков
1949 г. ознаменовался не только «берлинским кризисом», но и резким усилением позиций СССР в мире.
Это был «триумф 1949 года».
СССР провёл успешные испытания атомной бомбы, что уничтожило монополию США на сверхоружие, и вёл разработки водородной бомбы. Во многом в атомной гонке успехам советских ученых способствовала деятельность разведки.
Ряд американских ученых добровольно передавали советской стороне данные по атомным разработкам. Осуждённый впоследствии за шпионаж Клаус Фукс, работая над атомным оружием, считал, что создаёт оружие против нацизма. После войны же, он, как и некоторые другие, считал, что только равновесие сил может сохранить мир, и потому боролся с монополией США на атомное оружие.
В этом же году закончилась гражданская война в Китае. Ещё в период II Мировой войны в Китае сформировались две силы, самостоятельно борющиеся с японцами: националисты во главе с Чан Кай-ши и коммунисты во главе с Мао Цзе-дуном. Не объединившись даже перед лицом общего врага, после войны эти силы начали друг с другом отчаянную борьбу, в которой при поддержке СССР победу одержали коммунисты.
Огромная страна, которую западные союзники даже включили в состав постоянных членов Совета Безопасности, стала коммунистической. Новые власти провозгласили создание Китайской Народной Республика (КНР), а гоминдановское правительство Чан Кай-ши переправилось на о. Тайвань, где создало своё, фактически независимое государство. Официальный Пекин никогда не признавал независимости Тайваня, но не трогало, опасаясь вмешательства Запада.
Забегая вперёд:
Только в начале XXI века, когда Китай, ставший не только ядерной, но и космической державой, начал форсировать решение этой проблемы.
14 марта 2005 года парламент КНР принял антисепаратистский закон, по которому КНР могут применить вооружённые силы против сепаратистов.
Этот закон прежде всего направлен против Тайваня.
США и Япония сразу выступили с осуждением этого закона.
Россия же, для которой Китай является стратегическим партнёром, и которая не понаслышке знает о проблеме сепаратизма (Чечня) заявила о понимании позиции Пекина.
Одновременно далай-лама Тибета заявил об отказе борьбы за независимость в обмен на свободу развития тибетской культуры.
Подобное усиление коммунистического блока вызвало на Западе шок и панику, и подтолкнуло его к скорейшему объединению своих сил.
Эта идея, оформившаяся еще в период блокады Берлина, материализовалась 4 апреля 1949 г. подписанием Североатлантического договора и созданием Организации Североатлантического договора (НАТО). 10 европейских государств (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Франция) и 2 американских (США и Канада), вошедшие в НАТО, создали объединенные вооруженные силы во главе с самым популярным на Западе генералом Дуайтом Эйзенхауэром.
В 1955 г. страны социалистического лагеря создали свой военно-политический союз – Организацию Варшавского договора (ОВД).
в) Корейская война
Германия оказалась не единственной страной, оставшейся разделенной после II Мировой войны. Подобная судьба постигла и Корею, оказавшуюся разделенной по 38 параллели на две зоны оккупации – советскую на Севере и американскую на Юге.
Противостояние великих держав отразилось на судьбе этой азиатской страны.
В 1948 г. в советской зоне оккупации была образована Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей Пхеньян , а в американской – Республика Кореясо столицей Сеул.
В 1949 г. из страны были выведены оккупационные войска, и оба государства пошли по пути создания сильной авторитарной власти, целью которых стало объединение страны военными методами.
Во главе Северной Кореи стал бывший офицер советской армии Ким Ир Сен, обеспечивший себе диктаторскую власть и на основе восточно- деспотических традицийвнедривший культ социальной дисциплины.
25 июня 1950 г. войска коммунистического КНДР перешли границу и начали Корейскую войну.
ООН признала это вторжение агрессией и дала согласие на использование на стороне Сеула американских войск. СССР, хоть и поставлял Пхеньяну оружие, не мог открыто поддержать агрессора.
Среди американцев были сторонники нанесения бомбовых ударов по Северной Корее и поддерживающему ее Китаю, но это создало бы опасность открытого вмешательства СССР, пока ограничивающегося оказанием помощи оружием и инструкторами.
Война оказалась изнурительной и кровопролитной.
Начальный ее этап оказался полностью за северянами, которые на захваченных территориях устраивали кровавые чистки. Переодеваясь беженцами и отступая вместе с американскими войсками, солдаты КНДР наносили им ощутимые удары, что вызвало жесткие ответные меры. Участились случаи нанесения американцами ударов по колоннам беженцев, среди которых, по данным разведки, были северокорейские солдаты.
Забегая вперёд:
В 2001 г. президент США Джордж Буш младший публично признал факт расстрела корейских беженцев под мостом в туннеле у деревни Нунгумри, от которого США открещивалось 50 лет.
Признал, но не извинился.
Войска северян захватили практически всю Южную Корею, но высадка американских сил ООН в корне изменило ситуацию, и войска двинулись в обратном направлении. Теперь почти вся Северная Корея оказалась захвачена американцами и южанами.
Близость их армий к границам КНР побудило Пекин вмешаться в вооружённый конфликт на стороне Пхеньяна. Северокорейцам были посланы добровольцы и техника (причём советская, поставляемая через Китай).
В 1951 г., когда войска вновь оказались на 38 параллели, по инициативе СССР начались минные переговоры.
Их завершению во многом способствовала смена глав Белого дома (в 1952 г. президентом стал Дуайт Эйзенхауэр) и Кремля (в 1953 г. умер Сталин). Договор 1953 г. сохранял в Корее прежней границы по 38 параллели.
3. Значение и последствия «холодной войны»
«Холодная война» разделила мир на два лагеря, чьё соперничество отразилось не только на экономическом и политическом развитии цивилизаций, но и на психологическом формировании каждого отдельного индивида.
Главным экономическим последствием многолетнего противостояния стала гонка вооружений, приведшая к усиленному развитию ВПК и отвлечению финансовых средств из мирного производства на военные нужды. Эта гонка отрицательно сказалась на экономическом развитии обеих супердержав, обескровила советскую экономику и снизила конкурентоспособность американской, чем воспользовались Япония и ФРГ.
Политические последствия можно оценивать двояко. С одной стороны наращивание ядерного потенциала всё ближе и ближе подводило человечество к грани ядерной войны, а с другой – именно наличие атомного оружия у обеих сторон сыграло роль сдерживающего фактора, т.к. отсутствие эффективной обороны удерживало стороны от упреждающего удара.
Эти факторы привели к закономерной смене циклов в международных отношениях: соперничество супердержав подгоняло гонку вооружений и в определённый момент приводило к такому обострению отношений, что возникала реальная угроза начала III Мировой войны, которая при наличии ядерного вооружения не давала ни одной из сторон никаких гарантий на победу. Это и заставляло сверхдержавы идти на компромиссы и смягчение напряженности.
Когда же возвращалось чувство безопасности, соперничество возобновлялось с новой силой, и так до нового повторного витка.
Противостояние великих держав привело к ослаблению колониального гнета в странах «третьего мира»;, получивших шанс добиться своей независимости, что и привело к распаду «мировой колониальной системы». Одновременно, с освобождением, эти регионы превращались в арену ожесточённой борьбы за влияние, что резко расширяло театр «холодной войны».
Противостояние затронуло практически все сферы жизни человека. Обе системы – капиталистическая и социалистическая – пытались доказать преимущество именно своего образа жизни.
Больше все пропаганда обеих сторон уделяла внимание сферам науки и спорта. Дело доходило до фальсификаций, когда чужие изобретения либо принижались, либо приписывались отечественным представителям.
Настоящая гонка развернулась за первенство в освоении космоса, а международные спортивные состязания, будь то чемпионаты мира или олимпиады, превращались в борьбу США и СССР за медали (впервые СССР принял участие в Олимпиадах в 1952 г.).
Исходя из чисто политических интересов США, Великобритания и их союзники бойкотировали Московскую Олимпиаду 1980 г., а СССР со своими союзниками – Олимпиаду-84 в Лос-Анжелесе.
Но тяжелее всего сказываются психологические последствия «холодной войны». В этот период было воспитано несколько поколений с особым мышлением и стереотипами по отношению к людям другой стороны, с «образом врага». Вся машина пропаганды, детская мультипликация, кинематограф, учебные программы, пресса и т.п. в течение многих лет создавали образ врага. И у нас и на Западе с детства прививали мысль о возможности новой войны.
Ярким примером являются западные фильмы о Роки и Джеймс Бонде, в которых советский человек показан в образе машины без души и сердца. В советских кинолентах американцев показывали как угнетателей народов развивающихся стран, у которых есть только один идол – доллар (как, например, в «ТАСС уполномочен заявить»).
И это сохраниться, пока не будет создан действительно новый миропорядок, и пока не вырастут новые поколения, осознающие, что «другой» не значит «плохой».