Агитационно-пропагандистская деятельность в преддверии выборов

Руководство и реализацию агитационно-пропагандистской деятельности

обеспечивали члены КПСС в форме специально организуемых агитационных

коллективов. Составы агитколлективов обязательно утверждались

на партийных собраниях трудовых коллективов, а их члены проходили

тщательный отбор партийной ячейкой. Руководство агитколлективами

возлагалось, как правило, на руководителей среднего управленческого звена –

мастеров, начальников цехов, заведующих отделами. Рядовые члены

агитколлектива – агитаторы – избирались из числа рядовых работников. Агитаторы должны были ответственно осуществлять агитационную работу во внерабочее время. Часто в состав агитколлективов предприятий включали представителей научной и творческой интеллигенции.

Работа агитаторов была достаточно тяжелой, так как за каждым из них

закреплялся определенный «объект»: несколько рядом расположенных домов,

многоквартирный дом или несколько подъездов многоквартирного дома. Это

давало возможность индивидуальной работы с каждым избирателем. Агитатор,

как правило, знакомился с бытом, нуждами и интересами каждого избирателя,

разъясняя необходимость участия в выборах.

Агитаторы также отвечали за явку избирателей на избирательные участки, поэтому в день выборов они уже с 9-10 часов утра должны были обходить «своих избирателей» и напоминать им о своем гражданском долге. Столь «ранние визиты» агитаторов были обусловлены тем, что люди шли голосовать к открытию избирательных участков.

Таким образом,главная функция предвыборной агитации заключалась в повышении политической грамотности населения страны и обеспечить высокую явку избирателей на избирательные участки. Авторитарный режим отвергал свободу проведения предвыборной агитации, делая упор только на информационную составляющую этой работы.

В Тюмени насчитывалось более 6000 агитаторов[38]. Однако, далеко не всегда их работа была удовлетворительной. В обзоре писем, посвященном выборам в местные Советы 1957 года, некоторые люди отмечали, что к ним не ходили агитаторы, не звали на агитсобрания и т.д.[39] Помимо этого, у некоторых агитаторов проявлялись антисоветские взгляды. Об этом говорилось во время отчета Тюменского горкома КПСС в феврале 1957 года, в пример приводились: тов. Грачев, Бутаков и Шлифер[40].

Я считаю, что этих людей было гораздо больше, и эта проблема действительно волновала партийное руководство. В 1960 году первый секретарь обкома КПСС В.С. Косов сказал об этих людях следующее: «Это шептуны, кляузники, моральные уроды, выродки, портящие жизнь советским людям и оставляющие за собой смердящий след»[41]. Как можно заметить, первый секретарь обкома КПСС не стесняется в выражениях и в его резких словах чувствуется злоба. Это в духе 1930-х – 1940-х гг.

Работа с избирателями велась и на агитпунктах города, которые действовали при избирательных участках и являлись центрами агитмассовой работы среди избирателей. В 1959 году их количество равнялось шестидесяти пяти[42]. Нередко в «Тюменской правде» публиковались заметки и статьи, благодаря которым можно составить представление о деятельности агитпунктов.

На агитпунктах избирателям читались лекции, доклады, проводились семинары, встречи с депутатами, там можно было почитать свежие газеты и журналы, культурно отдохнуть, поиграть в шахматы и посмотреть концерт[43]. Также проводились «Вечера вопросов и ответов». Перечислю некоторые вопросы, волновавшие жителей города: Избирательная система в капиталистических странах, отставка Идена[44], События в Венгрии и Египте, субсидии по инвалидности, старости, стипендии, постройка телецентра и электростанции в Тюмени[45].

Как можно заметить, в основном, избирателей интересовали внешнеполитические и социальные вопросы.

При каждом агитпункте работало около ста агитаторов в помощь которым выделялись консультанты, у которых агитаторы всегда могли получить разъяснения каких-либо вопросов[46].

Однако, чаще всего, хвалебные заметки писались заведующими агитпунктами, что, естественно, придает этим заметкам ярко выраженный субъективный характер.

Но в газете освещались и недостатки в работе агитпунктов. 22 января 1959 года в газете появилась статья П. Коротаева — заведующего отделом пропаганды и агитации Тюменского горкома КПСС. Автор статьи, перечисляя и отмечая хорошую работу городских агитпунктов, говорил и о том, что некоторые агитпункты до сих по не открыты, на многих пунктах нет радио, недостаточное количество газет, журналов, на окраине города нет световых вывесок, мало лозунгов, транспарантов[47].

Имелись проблемы и при взаимодействии с интеллигенцией города. В 1958 году, во время выборов в Верховный Совет СССР, потребовалось вмешательство Тюменского горкома партии, чтобы оживить и направить работу на избирательном участке №1 (школа №5) и на избирательном участке №55 (школа №27). «А ведь казалось бы, кому как не учителям вести в массы живое слово коммунистической партии»[48].

Не отличался политической активностью в преддверии выборов и педагогический институт. «В Тюменском педагогическом институте недооценивают работу по политическому воспитанию студентов»[49], - так писали об этом в «Тюменской правде». Многие преподаватели вуза считали, что их обязанность только чтение лекций, студенты не проявляли активности, а возможность побыть наблюдателем на выборах назначалась в качестве наказания.

Помимо этого, многие агитпункты прекращали свою работу после выборов, что всячески порицалось партийным руководством[50]. Мне кажется, что это свидетельствует о том, что во время выборов общественно-политическая жизнь города была наиболее активна.

Проведение и итоги выборов

Выборы в Советы проходили в марте, в газете писали, что это «Яркая демонстрация советского патриотизма»[51]. Люди, чьи письма были опубликованы, писали о том, что выборы — это большой праздник[52] и самый радостный день в их жизни[53].

В день выборов всё должно было быть идеально, поэтому редакция «Тюменской правды» сильно критиковала Нижне-Тавдинскую газету, в которой 1 марта 1959 года, во время выборов в местные Советы и Верховный Совет РСФСР, появилось такое стихотворение:

«Весна! Весна! Зачем идёшь?

Лишен я ликования:

Не радость ты мне принесёшь,

А зависть и страдания».[54]

Составить представление о избирательных участках можно, ознакомившись со статьей, посвященной избирательному участку №20[55].

На этом избирательному участке было шесть больших комнат. В первой происходила выдача избирательных бюллетеней. В ней было установлено 7 столов. За ними сидели 30 регистраторов и членом комиссий. Вторая комната предназначалась для тайного голосования. Около избирательских урн стояли живые цветы, на полу – красивые ковры и дорожки. Имелась комната отдыха, детская комната и два буфета. Помимо этого, в течение дня давались концерты.

Тюменцы, как и все советские граждане, голосовали рано. На избирательном участке №33, в день выборов в 1957 г., уже к 9 утра количество проголосовавших составляло 50%, а к 12 дня - 95%[56]. Общий процент голосовавших равнялся примерно 99%[57].

Стоит отметить, что количество депутатов постоянно росло. В 1957 году в областной Совет было избрано 107 депутатов, в 1959 – 121 депутат[58], а в 1961 – 126 депутатов[59]. В городском совете в 1957 году состояло 300 депутатов, в 1959 - 323 депутата[60]. Это, как мне кажется, свидетельствует о росте заинтересованности общественно-политической деятельностью и повышении политической грамотности населения.

Большая часть депутатов имела среднее и неполное среднее образование. В 1957-1959 гг. в Тюменском областном Совете депутатов трудящихся состояло 28 человек с высшим образованием и 75 со средним[61].

Депутатами Советов становилиcь рабочие, крестьяне, интеллигенция, работники партии и партийные руководители Тюмени и области[62].

Проанализировав списки депутатов Тюменского областного Совета, зарегистрированных окружными избирательными комиссиями по городу Тюмени за 1957 и 1961 годы, я пришел к выводу, что соотношение рабочих и управленцев было примерно одинаковым. В 1957 году в областном Совете депутатов трудящихся состояло 5 человек (38%) из числа рабочих города Тюмени, а численность управленцев (партийные работники, руководители, директора и т.д.) равнялась шести (46%)[63]. В 1961 году в Областной Совет депутатов трудящихся окружными избирательными комиссиями по городу Тюмени было зарегистрировано одинаковое количество и тех и других — по 8 человек[64].

Иначе обстояло дело с представительством интеллигенции - всего по 2 человека в обоих созывах[65]. Я думаю, что у этого может быть несколько причин.

Во-первых, рабочие и крестьяне берут обязательства, выполняют их, становятся передовиками производства, ударниками коммунистического труда. Их труд легко измерим, в то время как с интеллигенцией дело обстоит намного сложнее, ведь, в основном, эти люди занимаются умственной деятельностью, которую трудно подсчитать и измерить.

Во-вторых, во все времена интеллигенция являлась ядром оппозиционных настроений в обществе. Поэтому, может быть, партийное руководство не хотело рисковать и ограничивалось малым представительством этого класса в местных Советах. К тому же, исходя из статей «Тюменской правды», сама интеллигенция зачастую не проявляла политической активности в отношении местных органов власти.

Стоит отметить, тот факт, что в 1959 году депутатом в Верховный Совет РСФСР от Тюменского городского округа был выбран простой заводской токарь - Караваев Сергей Андреевич[66], а в 1958 году депутатом в Верховный Совет СССР от Тюменского избирательного округа была избрана директор школы-интерната Валентина Федоровна Трофимова[67].

Таким образом, простые тюменцы являлись не только депутатами местных Советов, но и состояли в высших представительских органах СССР. Но, следует признать, что не все депутаты добросовестно выполняли свою работу. В монографии «Очерки по истории Тюменской области» отмечается тот факт, что около трети депутатов не участвовало в работе постоянных комиссий своих Советов[68].

Несмотря на то, что выборы были безальтернативными, они являлись неотъемлемой составляющей общественно-политической жизни города. Во время выборов росла политическая активность, разбирались интересующие избирателей вопросы, составлялись наказы. Активно проводилась агитация, в которой, конечно, тоже имелись проблемы: плохая работа агитаторов, антисоветские взгляды, закрытые агитпункты, отсутствие активности у интеллигенции.

Отдельно хотелось бы высказаться по поводу предвыборных кампаний. В исследуемый период они мало чем отличались друг от труда. Изучая местную прессу, можно увидеть заметки и статьи, посвященные утверждениям избирательных комиссий, выдвижением депутатов, агитационно-пропагандистской работе и т.д. Вместе с тем, в 1957 году в газете «Тюменская правда» наблюдается гораздо больше статей, посвященных выборам, чем в 1959 и 1961 годах.

Дело в том, что, параллельно с предвыборными кампаниями в эти годы, шла подготовка к XXI съезду ЦК КПСС, пленуму ЦК КПСС и к внеочередному XXII съезду ЦК КПСС, поэтому большая часть заметок и статей в это время были посвящены подготовке к съездам и пленуму: принятие социалистических обязательств, обсуждение тезисов Н.С. Хрущева и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нам удалось рассмотреть общественно-политическую жизнь города Тюмени периода «оттепели», а именно, периода с 1956 по 1961 гг., опираясь на периодическое издание «Тюменская правда»

В ходе проделанной работы нам удалось решить поставленные задачи:

1. Проанализировать характер постановки важнейших общественно - политических проблем страны местной прессой.

В целом, в газете «Тюменская правда» проводится государственная политика постановки общественно-политических проблем. Здесь трудно найти какую-либо оценку, кроме правительственной. Но, в то же время, следует сказать, что, читая периодическое издание, можно сделать вывод о том, общественно-политическая жизнь жителей города Тюмень находилась на довольно высоком уровне, здесь мы можем наблюдать ту самую демократизацию режима периода «оттепели». Жители города участвовали в собраниях, выборах, давали наказы, выражали недовольство, протестовали, росла их политическая сознательность. В газете нам удалось обнаружить заметки о Тюменских агитаторах с антисоветскими взглядами и, судя по реакции первого секретаря обкома Косова В.С., это был не единичный случай. Имеются в газете и заметки о “неправильной” интеллигенции, которая, по мнению тюменских руководителей, не проявляла политической активности, жила старыми знаниями.

2. Выявить реакцию СМИ и населения г. Тюмени на важнейшие внутриполитические события СССР.

Об одних событиях очень трудно найти реакцию населения, из-за запрета обсуждения. Например, так было с опровержением культа личности И.В. Сталина. О других событиях, мы можем найти только одностороннюю реакцию, такую которую хотели видеть в партии. К примеру, под одним углом освещались отношение людей к капиталистическим странам, реакция на строительство коммунизма и т.д.

С другой стороны, можно отметить, тот факт, что жители города Тюмени стремились поучаствовать во внутриполитической жизни страны: они обсуждали Директивы, вносили в них свои предложения, брали социалистические обязательства, отправлялись делегатами на съезды ЦК КПСС.

3. Дать характеристику предвыборных кампаний и выборов в Советы в исследуемый период на основе материалов местной прессы.

Выборы были безальтернативными, но, однако, отмечалось, что в период их проведения росла политическая и трудовая активность масс. Шло выдвижение кандидатов, избиратели давали свои наказы, агитаторы вели беседы с избирателями. В газете появлялись статьи о выдвиженцах, открывались агитпункты, которые, кстати, также быстро закрывались после выборов, что еще раз показывает большую роль выборов в общественно-политической жизни. Конечно, оставляет вопрос процент голосовавших, ведь цифра 99% сейчас кажется придуманной и недостижимой.

К сожалению, газета «Тюменская правда» не даёт ответа на этот и другие вопросы, потому что всё-таки идеологическая составляющая занимает в ней важное место.

Наши рекомендации