РОССИЯ В 90-е ГОДЫ XX в. И В ПЕРВЫЕ ГОДЫ XXI СТОЛЕТИЯ

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его со­ставе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на де­мократическое преобразование общества и создание правового госу­дарства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало со­здать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Продолжение курса экономических реформ. Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти — Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были на­значены советники президента — В. Шумейко и Ю. Яров, председа­тель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы админис­траций на местах.

Деятельность государственного аппарата про­текала в условиях жесткой конфронтации зако­нодательной и исполнительной власти. Состояв­шийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие пол­номочия для проведения экономических ре­форм. Большинство депутатов российского пар­ламента в этот период поддерживали курс на складывание рыночной экономики в России. В конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» нацелены бы­ли на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.

Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен — освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с янва­ря 1992 г. За государством сохранялось регулирование цен лишь на не­которые товары и продукцию производственно-технического назна­чения. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня нача­ла 90-х годов. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась привати­зации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпри­нимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Ваучер­ная приватизация 1992—1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике.

Однако изменение формы собственности не повысило эффектив­ности экономики. В середине 1993—1994 гг. падение промышленного производства составляло 21 %, в том числе в машиностроении — 31%, в производстве предметов широкого потребления — 30%. Свыше по­ловины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции.

Одним из последствий приватизационной политики явился рас­пад энергетической инфраструктуры.

Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и ак­ционерные общества. Возникли и активно действовали многочис­ленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потере государством возможнос­ти управлять новыми производственными и финансовыми структу­рами с помощью прежних административных методов. Однако те­перь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской экономи­ке. Велась разработка системы управления этими пакетами акций с целью воздействия на деятельность предприятий негосударствен­ного сектора.

Программа экономических реформ включала серьезные преобра­зования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивно­го развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные об­щества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохо­зяйственные кооперативы. В 1999 г. их удельный вес в структуре сель­скохозяйственных предприятий составлял 65,8%.



Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхоз­техники. В 1996 г. предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. — 9800, зерноуборочных комбайнов — со­ответственно 2500 и 1000. В последующие годы их выпуск продолжал уменьшаться. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования по­влекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйст­венного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991 — 1992 гг. На 20 млн голов уменьшилось поголовье крупного ро­гато го скота. К концу 90-х годов число убыточных хозяйств в государ­ственном секторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в ча­стном — 57,9%.

Радикальные преобразования в российской экономике оберну­лись значительными потерями.

В табл. 3 приведены данные о некоторых экономических показа­телях развития России в 1990—1997 гг.

Таблица 3

Показатель 1990 г. 1997 г.
ВВП, млрд долл
ВВП на душу населения 6,7 4,0
Производство промышленной продукции, млрд долл
Доля России в мировом промышленном производстве, % 4,6 1,8

Из таблицы видно, что объем внутренней валовой продукции (в стоимостном выражении) в постсоветской России по сравнению с годами перестройки сократился в 1,7 раза. В 2 раза упало производ­ство промышленной продукции.

Складывание новых имущественных отношений сопровождалось углублением социальной дифференциации населения. Увеличивалась численность лиц, живущих за чертой бедности (по разным подсчетам, их удельный вес в обществе составлял 35—65%).

Наши рекомендации