Тема 17-18 российская политическая система перед вызовами нового тысячелетия
1. Посткризисная политическая дисперсия: поиск выхода.
2. Векторы и формы консолидации и централизации властных институтов в переходный период (1999-2000).
3. Структурирование партийно-политической системы. Феномен «Единой России».
Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:
Противоречивость второго президентского срока Б.Н. Ельцина. Постепенная стабилизация жизни страны. Переход к легитимным формам политической борьбы. Дальнейшее поступательное развитие политической системы. Неустойчивость политических процессов. Конфликты исполнительной и законодательной власти. Попытка объявления импичмента президенту в мае 1999 года, ее неудача. Отставка правительства Е.М. Примакова. Неудавшийся компромисс. Деятельность правительства С.В. Степашина.
Правительство В.В. Путина и его первые шаги. Ответ на взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, на нападение боевиков на Дагестан. Военные меры по наведению конституционного порядка в Чеченской республике.
Выборы в Государственную Думу III созыва. «Репетиция» выборов президента. Основные соперники. Политические партии и движения, прошедшие в парламент. КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, ЛДПР, Яблоко. Их программы. Причина успеха проправительственного движения «Единство». Объединение «Единства» и «ОВР». Создание «Единой России». «Единая Россия» как форма консолидации региональных и центральных политических элит. Деятельность Государственной Думы в 1999 – 2003 году. Принятие необходимой законодательной базы. УК, ГК, УПК, ГПК и т.д.
Практические задания к Семинарскому занятию 17.
Задание 1. Проанализировать особенности посткризисного политического пространства в стране. Выявить основные группы политических акторов, их цели и задачи в предстоящих электоральных процессах. Рассмотреть позиции каждой думской фракции по поводу импичмента Президента в мае 1999 года. Объяснить причины разрыва консенсуса Б.Н. Ельцин – Государственная Дума – Е.М. Примаков.
Задание 3.Государственная Дума как площадка для политического оформления властно-бюрократического ресурса, проекции «властной вертикали» на представительную власть, начало контроля властных институтов над думской повесткой. Проанализировать степень эффективности законодательной деятельности новой Думы. Сформировать и представить дайджесты законотворческой и политической активности каждой из думских фракций.
Практическое задание к Семинарскому занятию 18.
Задание 1. Рассмотреть выборы в Государственную Думу III созыва с точки зрения потенциала преемственности власти, проанализировать избирательные технологии каждого из блоков, формы использования медийных ресурсов, роль личностного фактора в успехе электоральных кампаний. Необходима организация дебатов на основании представленных положений.
Рекомендованная литература к темам 17-20.
Архипова Т. Г., Малышева Е. П.. Современная организация государственных учреждений России. М., 2006
Булин Д.А. Большие выборы. Хроника политической мысли России. 2006-2008. М, 2008.
Гельман В. Из огня да в полымя. Российская политика после СССР. СПб, 2013.
Иванов В. Путинский федерализм. Централизаторские реформы в России в 2000-2008 годах. М., 2008
Косиков И.Г. Реформируемая Федерация. Укрупнение российских регионов. М.,2008.
Левашов В. К. Социополитическая динамика Российского общества. 2000-2006. М.,2007.
План Путина. Словарь политических терминов. М.,2007.
Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского обществ. М, 2006.
Российское государство. Вчера, сегодня, завтра. /Материалы круглого стола. М., 2007.
Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность. М.,2008.
Сумма идеологии. Мировоззрение и идеология современной российской элиты М, 2008.
Лихтенштейн А. Федерализм и партии власти в России: география распределения электоральной поддержки // Третий электоральный цикл в России: 2003-2004 годы: коллективная монография / Под ред. В.Я.Гельмана. СПб., 2007.
Urnov M. Y., Gudkov L. D., Pain E. A. Waiting For Reform Under Putin and Medvedev / Науч. ред.: L. Jonson, S. White. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012.
Медведев Р.А. Владимир Путин. Четыре года в Кремле. М., 2005.
Медведев Р. А. Владимир Путин. Второй срок. М., 2006.
Трошев Г. Чеченский дневник окопного генерала. М.: Вагриус, 2001.
Россия и СССР в войнах XX века. М., 2001
Стратиевски Д., Гонсаленс К. Путин, водка и казаки: Представления о России на Западе. М., 2014.
Пумпянский А.Б. Дело Ходорковского. М., 2011
Становление федерализма в России. Документы и материалы. В 2 ч. / Под ред. д.ю.н. С.М. Шахрая, сост. С.М.Попова, С.Н.Станских, А.А.Яник. М., 2014.
Зенькович Н.А. Феномен Миронова. Третье лицо в государстве М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Зорькин В.Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека М.: Норма, 2008.
Зюганов Г.А. Перед рассветом М.: Молодая гвардия, 2011.
Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства М.: Норма, 2001.
Кузнецов И.И. Политические механизмы разделения властей в современной России. Саратов, 2010.
Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны) М.: Наука, 2001.
История современной России. Хроники «эпохи перемен» (1985-1999). В 2 частях. Часть 1 М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012. Ч. 1-2.
Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под общ. ред. С.С. Артоболевского, О.Б. Глезер М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.
Баранов Н.А. Эволюция современной российской демократии: тенденции и перспективы. СПб., 2008
Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб., 2008.
Ридер к темам 17-20
Манифест партии «Единая Россия» «Путь национального успеха»
Наша партия возникла по воле российского народа и для служения ему. Мы не знаем иной, более великой цели, чем обеспечение процветания нашей страны и достойной жизни ее граждан. Этому посвящены наши помыслы и действия. Во имя этого мы готовы созидать, бороться и побеждать.
Сегодня стране и каждому ее гражданину предстоит сделать осознанный выбор: либо мы найдем в себе волю и решимость для обеспечения успеха России в современном мире, либо нам уготовано в нем унизительное место. Речь идет о судьбе страны, о самой возможности ее сохранения - и о том, в каком качестве ей предстоит сохраниться. Любые попытки подменить реальные проблемы вымышленными, уклониться от ответов на вопросы, задаваемые самой историей, ведут в тупик. Более того, время может быть упущено, и тогда отставание России станет необратимым.
Это побуждает нас вновь провозгласить мировоззренческие позиции партии и ее стратегические цели.
Мы намерены стать партией национального успеха России. Мы заявляем, что в России есть партия, способная ставить и решать задачи, достойные этой цели. Именно поэтому мы считаем своей исторической миссией ответить на те вызовы, с которыми Россия неизбежно столкнется в наступившем веке. Более того, мы сами бросаем вызов - и недругам нашего Отечества, и тем, кто не верит в его достойное будущее.
ПАРТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО УСПЕХАВ конце прошлого столетия большинство из нас восприняло распад Советского Союза как личную трагедию. Крушение могущественной некогда державы рождало в обществе настроения неуверенности и страха перед будущим. Появились политические организации, которые стали выразителями этих настроений. Всю энергию они направляли либо на сведение счетов с прошлым, либо на то, чтобы развернуть историю вспять.
Партия "Единая Россия" является выразителем кардинально иных настроений. Ее создатели и сторонники - те россияне, кто, пережив распад страны как национальную катастрофу, не ощутил себя тем не менее среди руин тысячелетней России. Те, кто сохранил историческую память о ее способности преодолевать любые потрясения, подниматься и вновь занимать достойное место в мире.
Новый общенациональный подъем должен произойти и теперь.
"Единая Россия" заявляет о своей готовности взять историческую ответственность за судьбы страны. Мы считаем залогом успеха нашей страны появление в ней честной и ответственной перед народом власти, которая находится в постоянном диалоге с ним, которая опирается на мощную, массовую и ответственную партию. "Единая Россия" - партия, готовая ответить на самые высокие ожидания российского народа.-Наша идеология порождена не кабинетной игрой ума, а реальными потребностями страны и народа.-Наша идеология - плод практического опыта, здравого смысла и научного предвидения.-Наша идеология исходит из непреложной ценности человеческого и государственного достоинства, опирается на прошлое и устремлена в будущее.---МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ--Определиться в современном мире России труднее, чем любой иной стране. Прежде всего потому, что у нас очень большая, сложная, неисчерпаемо разнообразная страна, находящаяся на переломном этапе развития. Но определиться необходимо. И важнее всего осознать природу того мира, в котором мы находимся, провести "инвентаризацию" предъявленных нам вызовов, как внешних, так и внутренних.
В экономическом, технологическом, информационном отношении мир един -происходящее в одном его уголке немедленно отзывается во всех.
Этот глобальный мир крайне неспокоен. В нем не осталось зон гарантированной безопасности. Пропасть между развитыми странами и зависимой периферией становится все более явной. Международному сообществу пытаются навязать правила, при которых решение глобальных проблем подчинено интересам одной, пускай и самой могущественной, мировой державы.
Россия не может оставаться в стороне от этих геополитических сдвигов.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ МИФОВ--Нельзя топтаться на месте, пережевывая идеологические споры XX и даже XIX века. Эти споры утратили всякий смысл и абсолютно бесплодны.
Демократия или авторитаризм? Рынок или регулирование? Открытость или закрытость страны? Запад или Восток? Все это - примеры неактуальных вопросов. История уже дала на них практические ответы, либо продемонстрировав полную бесперспективность одной из альтернатив, либо объединив в новом качестве несовместимые когда-то начала. Решительное обновление политического языка и системы целей, поворот к реальным проблемам давно назрели и даже перезрели.
Но нельзя и вовсе отказываться от идеологического самоопределения. Неактуальность старых идеологий не означает конца идеологии как таковой. Напротив - не ответив на общие, фундаментальные вопросы, можно лишь продолжать путаться в частных. Не поняв природы современного мира, не расставив в нем ценностные вехи и ориентиры, не сформировав проект желаемого будущего, не определив пути его достижения, невозможно двигаться вперед.
ФОРМУЛА УСПЕХА--Единая Россия-Любые политические программы в современной России должны оцениваться по единственному критерию: насколько они способствуют или препятствуют национальному успеху России в XXI века, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира. Позитивные идеи, проекты, предложения, подходы присутствуют в программах многих партий. Но должна появиться партия, которая увидит свою миссию в том, чтобы органически соединить все лучшее, создав новую идеологию - идеологию гражданской солидарности. Речь идет не о механическом смешении разнородных элементов. Речь - о собирании и сосредоточении всех здоровых сил российского общества. Центр и стержень этой идеологии - стремление к национальному успеху, готовность его обеспечить солидарными усилиями большинства членов общества и без ' социальных потрясений. Идеология успеха - это соединение высоких целей с повседневной заботой о человеке, который на любом этапе преобразований должен ощущать себя неотъемлемой частью единой страны. Эта идеология цементирована базовыми ценностями, в числе которых - вера, нравственность, семья, собственность, государство, справедливость, закон, порядок, свобода, в соединении ее с ответственностью и защитой человеческого достоинства. Такой должна быть идеология российского единства. Такова идеология партии "Единая Россия".
Человеческое достоинство-Важнейший ресурс национального успеха России - человек. Люди, из которых слагается Россия, которыми и для которых она жива. Люди, воспринимаемые не как безликий материал, а как свободные мыслящие личности, наделенные неотъемлемым достоинством. И потому центральная, стратегическая задача партии - утверждение достоинства каждого человека, продолжающего своей личной судьбой исторические судьбы России.
Единство государственной воли. Другой важнейший ресурс национального успеха - само российское государство. Укрепление демократического, правового, федеративного, социально ответственного и сильного государства является первоочередной задачей партии. Российская государственность едина во времени, несмотря на все разнообразие принимаемых ею форм. Единство России требует сплоченности ее государственной команды, опирающейся на традиции служения Отечеству. Только такая команда сможет окончательно преодолеть вековую российскую трагедию противостояния общества и власти. Наша партия - партия такой команды.-Гражданская солидарность-Еще один важнейший ресурс национального успеха России - наиболее активная и динамичная часть российского общества, граждане и гражданские союзы, выступающие генератором новых идей и социальных технологий. В это понятие входят все россияне, не мыслящие себя без деятельного участия в общественной жизни. Это - не узкая, оторванная от народа группа властителей и дельцов, а подлинный многомиллионный авангард общества.
Стратегия экономического прорыва. Фундаментом национального успеха страны является ее экономика. В XXI век Россия вступила в сложных экономических условиях. Страна унаследовала весь груз неэффективной, милитаризированной экономики и результаты ее непродуманного реформирования. Но Россия обладает уникальными возможностями для решения самых амбициозных экономических задач. Цель ясна - любые преобразования в экономике должны служить качественному увеличению достатка, быстрому росту реальных доходов, обеспечению наивысших социальных стандартов жизни наших сограждан. Преобразования в экономике - это инструмент построения в России подлинного социального государства.
Мы не просто исповедуем наши убеждения - мы воплощаем их в дела. Наша партия -партия конкретных дел. Но "конкретных", не значит "малых". Наступило время, когда потребны дела великие. "Единая Россия" создана ради великой работы на благо России, для строительства подлинно единой России. Мы зовем наших сторонников и союзников объединить силы для того, чтобы:-- сделать качественно более эффективной и конкурентоспособной нашу экономику, положив в ее основу самые современные технологии и обеспечив тем самым интенсивный экономический рост;-- утвердить стабильные, понятные и прозрачные правила рыночного хозяйствования,-обеспечивающие свободу предпринимательства, право собственности и выбора рода-занятий;-- укрепить наше правовое, демократическое, федеративное государство, превратив-его в надежного и сильного защитника общественных интересов, прав и свобод граждан;--закрепить гражданское, межнациональное, межкультурное, межконфессиональное согласие, исключить возможность любых разрушительных политических и социальных конфликтов;-- гарантировать средствами активной социальной политики достойные условия жизни-каждому гражданину России на уровне самых высоких социальных стандартов;-- сформировать гражданское общество, являющееся гарантом свободного развития и-самовыражения человека;--- отстоять и упрочить международные позиции России, заново осмыслить наши-национальные интересы, и, руководствуясь исключительно ими, вернуть России место-одного из неоспоримых лидеров мирового сообщества;-- обеспечить всестороннюю безопасность страны и ее граждан - безопасность-внешнюю и внутреннюю, экономическую и военную, продовольственную и-экологическую, сохранить целостность и неприкосновенность ее территории;-- сохранить и утвердить традиционные российские нравственные ценности, сделав их-абсолютным мерилом любых принимаемых решений.-
ТАКОВЫ СЛАГАЕМЫЕ НАЦИОНАЛЬНОГО УСПЕХА. ТАКОВО ИСТИННОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАШЕГО ПРОГРАММНОГО ЛОЗУНГА: МЫ ВЕРИМ В СЕБЯ И В РОССИЮ!
29 МАРТА 2003
Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849)
I. Общие положения. 1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее именуется - полномочный представитель) является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.-
2. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента Российской Федерации.-Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.-Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему.-Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий.-
3. Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью.-Заместители полномочного представителя являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации.-Назначение на должность заместителей полномочного представителя, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.- -II. Основные задачи полномочного представителя
5. Основными задачами полномочного представителя являются:-организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;-организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;-обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;-представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.- -III. Функции полномочного представителя- -
6. Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:-обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;-анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;-организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;-разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;-согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;-организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;-согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;-согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;-вручает в федеральном округе по поручению Президента Российской Федерации государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Президента Российской Федерации;-принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;-организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;-вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;-взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.- -IV. Права полномочного представителя.
7. Полномочный представитель имеет право:-запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;-направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;-пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;-использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;-организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;-направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;-вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;-привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;-образовывать совещательные и консультативные органы.-8. Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.
Сурков В. Национализация будущего // «Эксперт» № 43(537), 20ноября 2006 года.
Люди стремятся жить свободно в составе сообществ, организованных на справедливых началах. Для большинства в определенном социальном масштабе таковыми сообществами являются нации*. Достоинство свободного человека требует, чтобы нация, к которой он относит себя, была также свободна в справедливо устроенном мире.
Высшая независимая (суверенная) власть народа (демократия) призвана соответствовать этим стремлениям и требованиям на всех уровнях гражданской активности – от индивидуального до национального.
Она утверждает принципы массового правления в качестве естественных для массовых культур в эпоху массового доступа к знаниям (информации) и средствам коммуникации. Она осуществима в сложном и усложняющемся во времени взаимодействии государственных, корпоративных и частных влияний.
Здесь, в России, ей предстоит: испытать на себе и обратить в свою пользу мощь глобализации; добиться вытеснения засоряющих перспективу теневых институтов коррупции, криминального произвола, рынка суррогатов и контрафакта; устоять перед реакционными приступами изоляционизма и олигархии**. Создать новое общество, новую экономику, новую армию, новую веру. Доказать, что о свободе и справедливости можно и должно думать и говорить по-русски.
Определение
Рассуждение о суверенной демократии в России отвечает положениям Конституции, согласно которым: во-первых, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»; во-вторых, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации».
Таким образом, допустимо определить суверенную демократию как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.
Что касается национальных эмоций, то в этом измерении концепция суверенной демократии претендует на выражение силы и достоинства российского народа через развитие гражданского общества, надежного государства, конкурентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на мировые события.
Поддерживать суверенитет без ущерба для демократии и быть открытыми, не теряя идентичности, – задача для начинающих нетривиальная.
Для России жертвовать сегодня национальной свободой ради модных гипотез было бы так же безрассудно, как в свое время – ради карл-марксовых призраков. А расплачиваться ею за еду и одежду (и даже за «оборудование») – и безрассудно, и унизительно.
Суверенитет, будучи «полнотой и независимостью власти», не отменяется. Но – меняется его содержание вместе с манерой властвования. Образ государства, рассредоточенный из дворцов и крепостей по присутственным местам, избирательным участкам и телеэкранам, демократизируется. Массовые действия являются в большей степени итогом обсуждения и убеждения, чем принуждения. Среди символов могущества все ярче выступают передовая наука, моральное преимущество, динамичная промышленность, справедливые законы, личная свобода, бытовой комфорт.
Основным ресурсом обеспечения суверенитета признается не просто обороно-, а комплексная конкурентоспособность. Которая обретается на воле, в открытом соревновании, никак не в бомбоубежище или теплице.
Наднациональные и межгосударственные структуры разрастаются отнюдь не в ущерб «полноте и независимости». Им делегируется не власть, как мерещится многим, а полномочия и функции. Право же делегировать (а значит, и отзывать), то есть собственно власть, остается национально-государственной.
Что касается России, прочное иновластие здесь немыслимо. Маргинальные союзы бывших чиновников, действующих нацистов и беглых олигархов, взбадриваемые заезжими дипломатами и незатейливой мыслью о том, что заграница им поможет, могут пытаться разрушить, но никогда не смогут подчинить общество, для которого суверените – гражданская ценность.
Встречается мнение, будто десуверенизация нашего государства никому не интересна (или нереальна). Но повсеместная и повседневная нужда в сырье и безопасности столь огромна, а здешние запасы ядерного оружия, нефти, газа, леса, воды так обильны, что излишнее благодушие едва ли уместно. Особенно если учесть, насколько возможность осознания, защиты и продвижения наших национальных интересов снижена повальной коррупцией, диспропорциями экономики и простой медлительностью мысли.
Центр прибыли от международных проектов использования российских ресурсов должен закрепиться в России. Так же как и центр власти над ее настоящим и будущим.
Демократия
Демократия у нас прижилась, но приживалка она или хозяйка – пока вопрос. Формальные ее характеристики (сколько и каких надо партий, президентских сроков, «преемников», социальных пособий, судов, муниципальных образований, государственных предприятий, независимых СМИ) обсуждаются регулярно и остро.
Впервые в нашей истории есть шанс на излечение хронической болезни судорожного (революционно-реакционного) развития. Усложнение реальности (повышение качества жизни и, соответственно, качества недовольства ею; предъявление все более строгих требований к лидерству; фабрикация необычных взрывоопасных заблуждений; вызревание неожиданных экономических проблем) удивит уже близкое будущее неминуемыми и невиданными кризисами.
Освоит ли Россия народосберегающие технологии демократии для их преодоления? Или по обыкновению обратится к разорительному и беспощадному огосударствлению? Или – капитулирует и распадется? Оптимистические варианты ответов предполагают национальную солидарность на основе общих ценностей свободы, справедливости и материального благополучия.
Сбережение народа может стать целью и средством обновления. Программой гуманизации политической системы, социальных отношений, бытовой культуры. Навыком бережного подхода к достоинству, здоровью, имуществу, мнению каждого человека.
Время наблюдений ничтожно, смелые выводы делать рано, но первые шаги российской свободы обнадеживают. Демократия справилась с нищетой, сепаратизмом, общественным унынием, правовой разрухой, остановила распад армии и госаппарата. Потеснила олигархию, перешла в решающее наступление на международный терроризм, укрепила экономику… работает…
Работа
Для суверенной демократии, отличаемой от прочих интеллектуальным лидерством, сплоченной элитой, национально ориентированной открытой экономикой и умением защищаться, абсолютно приоритетны:
– гражданская солидарность как сила, предупреждающая социальные и военные столкновения. Свободное общество не будет мириться с массовой бедностью (на фоне массового же уклонения от уплаты налогов), убожеством социальной защиты, несправедливым распределением общественных доходов. Равно как и не поставит под сомнение (в условиях необъявленной гонки вооружений) необходимость разумных оборонных бюджетов для поддержания престижа и технического переоснащения армии, флота, спецслужб. За надежду на мир в будущем нужно платить здесь и сейчас;
– творческое сословие как ведущий слой нации, возобновляемый в ходе свободного соревнования граждан, их политических, экономических и неправительственных объединений.
Синергия креативных гражданских групп (предпринимательской, научной, культурологической, политической) в общих (значит, национальных) интересах выглядит позитивной альтернативой самозванству офшорной аристократии с ее пораженческой психологией;
Манипуляция и коррупция могут кое-как поддерживать иллюзию государства. Воссоздавать его всерьез по силам только творческому сословию свободных людей, соединенных ценностями, способных к новациям (значит, к конкуренции), движимых личной выгодой к национальным целям;
– культура как организм смыслообразования и идейного влияния. Россия должна говорить, что делает, а не делать, что говорят, в роли не рядового обывателя, а соавтора и соактора европейской цивилизации.
Производство смыслов и образов, интерпретирующих всеевропейские ценности и называющих российские цели, позволит ментально воссоединить расстроенную было нацию, собранную пока условно-административно, на скорую (пусть и сильную) руку.
В полемике культур российское сообщение должно быть весомо и внятно, по природе свободно, по существу справедливо, по форме интересно, по тону приемлемо.
Нужно утвердить собственные позиции в философском, социо – и политологическом дискурсах Запада. А поддержкой искусства (кино и литературы прежде всего) постепенно вернуть покоряющее обаяние отечественной культуры;
– образование и наука как источник конкурентоспособности.
Русские
Судьба российской нации непрерывно решается как нелинейное уравнение разнородных интересов, обычаев, языков и религий. Русские, неутомимые вершители этой высокой судьбы, плотно сплетены с народами, вовлеченными в создание многогранного российского мира. Вне татарского, угорского, кавказского измерений русское политическое творчество неполно. Исход из России ее народов в 1991−м пережит крайне болезненно. Повторение чего-то подобного – смертельно опасно.
Заглохший (вроде бы) сепаратизм некоторых национально-титулованных территорий оставил повсюду тлеющие очаги культурной замкнутости и архаической нетерпимости. Этнически окрашенные преступные конгломераты (прежде всего террористические) заразили ксенофобией многих людей разных национальностей. Нашлись и среди русских поддавшиеся пропаганде невероятной жизни без соседей и «приезжих».
Русская мысль органически толерантна. Русская политическая культура исходит из межэтнического мира и стремится к нему. Нет никаких сомнений, что русский демократический проект открыт и должен быть привлекателен для всех российских народов.
Величие
Получит ли великая история России великое продолжение, зависит только от нас, ее граждан. Сегодняшнее величие небесспорно, завтрашнее – неочевидно. Президент Путин постоянно напоминает, что на повестке дня не всеобщий отдых под разговоры о великой стране, а активная работа по модернизации.
Пока же велики не столько достигаемые цели и утверждаемые ценности, сколько цены на углеводородное сырье.
Кажется, газированная экономика тонизирует и освежает. Но если и когда она выдохнется, мы увидим, чего стоят ее производные – шипучие амбиции, игристая риторика и дутое благополучие.
Мы обязаны выстроить базис инновационной культуры, системы создания уникальных знаний, поскольку знание – это власть и капитал для сбережения народа. И сейчас, и в посленефтяную