Тема 15. конструирование модели международных отношений на постсоветском пространстве.
1. Политические аспекты интеграционных процессов между Россией и странами-участниками СНГ.
2. Институты международного сотрудничества в рамках СНГ
Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:
Роль СНГ в конструировании многополярного мира, взаимные геостратегические интересы, общность исторического и политического развития, совместное противодействие современным угрозам. Противоречия между различными странами СНГ. Стратегические, экономические и военно-политические интересы России на Южном Кавказе, дифференциация российского внешнеполитического курса в отношении различных государств региона. Проблема непризнанных республик, «оранжевых» революций. Межгосударственные организации стран СНГ (ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП, СГРБ и т.д.).
Практические задания к теме 15.
Задание 1. Существует упрощенный взгляд на некое гипотетическое единство постсоветского пространства. Необходимо определить различия социальных, политических, экономических, этнокультурных показателей субъектов бывшего Советского Союза, их политических и геостратегических интересов.
Задание 2. Рассмотреть эволюцию международных конфигураций в рамках СНГ, определить ключевые факторы взаимной интеграции.
Задание 3. Проанализируйте издержки распада крупных национально-политических субъектов. Выделите содержательные аспекты термина «непризнанная республика». Типологизируйте данное понятие в современной истории.
Рекомендованная литература к теме 15
Быстренко В. И. ДКБ — ОДКБ — непростой путь к коллективной безопасности // Наука и Мир. — 2015. — Т. 2. — № 2 (18).
Годин Ю. Анатомия союзного строительства: 12 лет квазиинтеграции и размежевания России и Белоруссии // Полит. класс. 2008, 3.
Дубинин Ю.В. Как была заложена правовая основа российско-украинских отношений // Новая и новейшая история. 2008, 3-7
Соколова Т. В. Модернизация на постсоветском пространстве: социальный ракурс // Журнал Новой экономической ассоциации. М., 2011. № 11.
Зиверт Ш., Захаров С., Клингхольц Р. После СССР: от демографической сверхдержавы к очагу кризиса // Демоскоп. 2011. № 475-476.
Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы). М., 2004
Арбатов А.Г. Российская национальная идея и внешняя политика. М., 2002.
Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб., 2009.
Алма-Атинская декларация. 21.12.1991 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/2880
Справка о зависимости России от ввоза продуктов. 27.09.1991 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/2774
Договор о создании союзного государства России и Белоруссии // http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/
Ридер к теме 15.
УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ от 7 октября 2002 года
Статья 3
Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.
Статья 4
В своей деятельности Организация сотрудничает с государствами, не являющимися членами Организации, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Организация содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.
Статья 7
Для достижения целей Организации государства – члены принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, обеспечивающей коллективную защиту в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету и реализацию права на коллективную оборону, включая создание коалиционных (коллективных) сил Организации, региональных (объединенных) группировок войск (сил), миротворческих сил, объединенных систем и органов управления ими, военной инфраструктуры. Государства – члены также взаимодействуют в сферах военно-технического (военно-экономического) сотрудничества, обеспечения вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб необходимыми вооружением, военной, специальной техникой и специальными средствами, подготовки военных кадров и специалистов для национальных вооруженных сил, специальных служб и правоохранительных органов.
(абзац в редакции Протокола о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года, подписанного 10 декабря 2010 года).
Государства – члены принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами Организации, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами – членами.
Статья 19
Членом Организации может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе и других действующих в рамках Организации международных договорах и решениях.
Решение о приеме в Организацию принимается Советом.
Любое государство – член вправе выйти из Организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации такое государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе не позднее, чем за шесть месяцев до даты выхода.
Порядок приема и выхода из Организации определяется соответствующим Положением, утверждаемым Советом.
Статья 20
В случае невыполнения государством – членом положений настоящего Устава, решений Совета и принятых в их исполнение решений других органов Организации Совет может приостановить его участие в деятельности органов Организации.
В случае продолжения государством – членом невыполнения указанных обязательств Совет может принять решение о его исключении из Организации.
Решения по данным вопросам в отношении такого государства – члена принимаются без учета его голоса.
Порядок приостановки участия государства – члена в деятельности органов Организации или его исключения из Организации определяется соответствующим Положением, утверждаемым Советом.
Статья 24
Финансирование деятельности постоянно действующих рабочих органов Организации осуществляется за счет средств бюджета Организации. На обеспечение деятельности Организации могут привлекаться внебюджетные средства (кроме заемных средств), порядок формирования и использования которых определяется соответствующим положением, утверждаемым Советом.
(абзац в редакции Протокола о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года, подписанного 10 декабря 2010 года).
Бюджет Организации формируется за счет долевых взносов государств – членов, утверждаемых Советом.
Бюджет Организации не может иметь дефицита.