Тема 10. электоральные процессы в 1990-е годы. структурирование новой представительной ветви власти
1. Развитие политической культуры в российском обществе 1990-х годов.
2. Фракции в Государственной Думе первого созыва как отражение неустойчивости политического спектра.
3. Выборные процессы середины 1990-х годов и их последствия
Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:
Хаотичная многопартийность начала 1990-х годов: «партии по интересам». Представление о политике как общенациональной деловой игре. Особенности конфигурации политических элит и распределение политического спектра после выборов в Государственную Думу I созыва. Усиление роли президента. Особенности работы с оппозиционным парламентом. Основные партии и движения. Их распределение по думским фракциям. Их политические позиции. ЛДПР, Выбор России. КПРФ. Яблоко. Аграрная партия. Женщины России. Политический ресурс власти и оппозиции.
Думская амнистия. Договор об общественном согласии. Взаимоотношения правительства и Думы. Укрепление демократии и развитие многопартийности. Позиции различных политических сил, их лидеры. Выборы в Государственную Думу II созыва в декабре 1995 года. Причины поражения пропрезидентских сил. «Левое» большинство, политизация власти, популизм. Сложности реформирования в условиях неприятия изменений и отсутствия законодательных механизмов. Подготовка и проведение в июне – июле 1996 года выборов Президента РФ. Условия и политический фон избирательной компании. Основные кандидаты в президенты. Победа Б.Н. Ельцина. Причины поражения Г.А. Зюганова. Изменения в верхнем эшелоне власти. Болезнь Б.Н. Ельцина. Феномен А. Лебедя.
Политические процессы в российском обществе в 1996 – 1999 году. Слабость и противоречивость второго президентского срока Б.Н. Ельцина. Постепенная стабилизация жизни страны. Переход к легитимным формам политической борьбы. Дальнейшее развитие политической системы. Неустойчивость политических процессов. Конфликты исполнительной и законодательной власти. Финансовый крах и его политические последствия. Правительство Е.М. Примакова. Младореформаторы и олигархи. Отставка B.C. Черномырдина. Отставка Е.М. Примакова, конец «двоевластия», неудавшийся компромисс. Кризис «партии власти». Создание организации «Отечество». Попытка нового импичмента Б.Н. Ельцина. Министерская чехарда.
Правительство С.В. Степашина, его отставка. Возвышение В.В. Путина. Создание «Единства». Избирательная кампания в Государственную Думу 1999 года и ее итоги. Выборы в Государственную Думу III созыва. «Репетиция» выборов президента. Основные соперники. Политические партии и движения, прошедшие в парламент. КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, ЛДПР, Яблоко. Их программы. Причина успеха проправительственного движения «Единство». Отставка президента Б.Н. Ельцина.
Практические задания к теме 10.
Задание 1-2. Ролевые игры «Дебаты-1993» и «Дебаты-1995».
1. Распределение по группам (в соответствии с политической ситуацией 1993 года): реформаторские, оппозиционные, маргинальные партии.
2. Рассмотреть платформы и программы партий, определить потенциальную электоральную базу, проанализировать аутентичные лозунги и их эволюцию, сформулировать собственные.
3. Осуществить презентацию программы, ответить на вопросы оппонентов.
Задание 3. Исследовать политические технологии, использованные различными группами в ходе президентской кампании 1996 года. Проанализировать использование медийного ресурса, административных и экономических рычагов, социально-психологических инноваций управления общественным сознанием, черный и белый пиар. Продемонстрировать борьбу сторонников и противников выборов внутри президентского лагеря. Рассмотреть влияние выборных технологий и процесс покупки лояльности на формирование политического пространства в 1996-2000 годах.
Рекомендованная литература к теме 10.
Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993- 2003 годы. 2-е издание, дополненное М.: Издательство «Олита», 2005.
Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры. М.,2008.
Калашников М. Вперед, в СССР-2. М., 2003.
Карпов М.В. Блеск нищих демократий // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. № 1.
Голосов Г.В. Российская партийная система и региональная политика, 1993-2003 гг. СПб., 2006.
Иванченко А.В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии М., 2007.
Гельман В. Изучение Выборов в России: исследовательские направления и методы анализа / Выборы и партии в регионах России. М. СПб., 2000.
Макаренко Б. «Отечество — Вся Россия» // Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова А. Рябова. М., 2000.
Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М., 2005.
Докторов Б.З., Ослон А.А., Петренко Е.С. Эпоха Ельцина: мнение россиян: Социологические очерки М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.
Ридер к теме 10
Избирательная программа блока «Выбор России»
Рассматривая свободу как высшую духовную и социальную ценность, мы считаем своим долгом наполнить это слово реальным смыслом, отражающим интересы и чаяния всех россиян.
Блок «ВЫБОР РОССИИ» видит приоритетную задачу всей системы государственной власти и местного самоуправления в создании условий достойного существования для всех народов и граждан России. Готовность и способность осуществлять эффективную социальную политику есть неотъемлемый признак компетентной, ответственной и подлинно демократической власти.
Следующие направления социальной политики являются первоочередными для кандидатов блока «ВЫБОР РОССИИ»:
– самоотверженный труд старших поколений россиян и заслуги ветеранов войны должны быть по достоинству оценены и им обеспечен достойный уровень жизни;
приемлемый уровень жизни должен быть • обеспечен тем, кто не в состоянии поддерживать себя собственным трудом;
российской нации в целом и всем составляющим ее народам должны быть созданы условия для выживания и развития даже в сегодняшних трудных условиях;
здоровье народа – это его будущее;
сегодня необходима активная политика в области охраны окружающей среды, оздоровления труда и быта людей, развития государственной, муниципальной и нарождающейся частной системы медицинского обслуживания населения;
эта политика должна исходить из того, что здоровье каждого гражданина России является бесценным капиталом нации и никакие вложения в него не могут быть чрезмерными;
духовный, интеллектуальный и культурный потенциал нации, который только и сможет обеспечить продвижение России в будущее, должен получить надежную государственную поддержку и опираться на защищенную законом систему внегосударственных форм развития;
именно высокий уровень науки, образования и культуры населения, а отнюдь не только природные ресурсы – главная ставка России в борьбе за достойное место в мировой цивилизации XXI века;
российская интеллигенция – носитель свободной творческой самодеятельности – должна рассматриваться как ядро высокого профессионализма и гуманистического служения Отечеству;
считая, что от сегодняшнего положения семьи зависит будущее страны, признаем необходимым разработку многоцелевой государственной программы, направленной на оказание помощи семье, охрану материнства и детства, на создание нормальных материальных, социальных и жилищных условий для многодетных семей, социальную поддержку семей, имеющих хронически больных детей и детей инвалидов;
для решения этих задач необходимо более широкое вовлечение женщин не только в подготовку подобных программ, но и в систему управления, реализующую эти программы, начиная с государственного уровня и кончая управлением на местах;
именно женщины смогут наиболее эффективно разрабатывать программы помощи семье, материнству и детству, глубоко и заинтересовано осуществлять контроль за их реализацией;
молодое поколение россиян должно получить реальные возможности для развития своих способностей и талантов; оно должно быть уверено в своей нужности России и брать на себя ответственность за ее будущее.
Программа КПРФ, декабрь 1993.
Дорогие товарищи, друзья, соотечественники!
Трагические дни переживает наша Родина. Не сумев навязать обществу свой антинародный курс легальными средствами, группировка Б. Ельцина совершила государственный переворот.
Цель переворота - установление в стране диктатуры криминально-компрадорской буржуазии, дальнейшее разграбление богатств России, превращение ее в сырьевую колонию международного капитала.
Ради этого растоптана Конституция и Федеративный договор, разгромлены Съезд народных депутатов и Верховный Совет, удушен Конституционный суд, разгоняются местные Советы, попраны права человека и гражданина, потоплено в крови стихийное гражданское сопротивление и народно-демократическое движение в защиту закона и национальных интересов России. Сегодня в стране нет никакой законной власти – ни представительной, ни исполнительной, ни судебной. Царствуют произвол и насилие.
Неспособность управлять страной иначе как с помощью грубой силы означает полный морально-политический крах режима. Чувствуя это, он ищет себе прикрытие. На 12 декабря назначены «выборы» в так называемый «парламент», призванный стать ширмой диктатуры, «узаконить» ее антиконституционные действия. Задача государственно-патриотической оппозиции, долг всех честных граждан - сорвать эти замыслы, не дать диктатуре легализоваться.
Это решение требует четкого разъяснения, зачем мы идем на выборы. Если идти на выборы, то только под ясными лозунгами сопротивления насилию и беззаконию, создания сильной и последовательной оппозиции. Предвыборная кампания будет нами использована для того, чтобы:
разоблачать неконституционные действия властей, незаконный и поддельный характер данных выборов, требовать проведения других, подлинно свободных выборов для созыва не игрушечного, а полновластного народного представительства, разъяснять невозможность сделать это при существующем режиме;
сохранить, активизировать и укрепить наши организации в круг конкретного дела, привлечь к ним новых сторонников;
получить дополнительные возможности для изложения наших взглядов на пути выхода из кризиса и будущее России;
добиться, чтобы на референдуме была отвергнута диктаторская конституция, чтобы на местах была избрана стойкая, государственно-ответственная представительная власть.
В данной предвыборной кампании Компартия Российской Федерации выдвигает Программу восстановления гражданского мира и законности, возвращения страны в цивилизованное русло развития.
Первый ее этап - восстановление деятельности трех ветвей власти на законной основе. Второй - переходный период экономической и политической стабилизации, выборов нового народного представительства. Третий, завершающий этап - выработка нового Основного Закона государства и введение его в действие.
Центральный вопрос первого этапа - вопрос о представительной власти. Проектируемое Федеральное Собрание – не парламент. Оно нелегитимно как по своему происхождению, так и по процедуре избрания. Его законность может проистекать только из характера его действий. Единственное, что оно вправе и может сделать - это проложить путь закону. Для этого необходимо:
объявить указ Б. Ельцина № 1400 и все вытекающие из него акты юридически недействительными с момента их принятия, восстановить деятельность Конституционного суда, расследовать обстоятельства государственного переворота и привлечь к ответственности его организаторов;
совместно с представителями Советов народных депутатов всех уровней назначить выборы в Конституционное собрание для выработки и принятия нового Основного Закона. Обеспечить свободный и демократический характер этих выборов;
совместно с представителями Советов народных депутатов всех уровней сформировать переходное правительство национального согласия для принятия неотложных мер по преодолению экономической катастрофы и защите национально-государственных интересов страны.
В числе задач второго этапа, которые должно решить переходное правительство национального согласия, мы выделяем в качестве главных:
отказ от «шоковой терапии», использование мер государственного регулирования для прекращения спада производства, борьбы с инфляцией и безработицей;
принятие чрезвычайных мер по борьбе с преступностью, спекуляцией и коррупцией, пресечение дальнейшего расхищения природных, технологических и интеллектуальных ресурсов страны;
восстановление жизненного уровня населения, обеспечение основных социально-экономических прав, трудящихся на бесплатное образование и медицинское обслуживание, социальное обеспечение, дешевое жилье, общественный транспорт и т.д.;
прекращение безудержного роста цен и массового обнищания народа;
приоритетная материальная поддержка семьи, материнства и детства, ограждение их от пропаганды культа разврата и насилия, иных видов духовного и физического растления;
защита интеллектуального потенциала страны, государственная поддержка науки, культуры, образования;
осуществление внешней политики, отвечающей национальным интересам страны и обеспечивающей ее безопасность.
Мы считаем, что без решения перечисленных задач невозможно поддержание в обществе гражданского мира, нельзя вести никаких реформ, в которых нуждается страна.
Одновременно с решением неотложных проблем экономической и политической стабилизации Конституционное Собрание должно приступить к реализации задачи третьего этапа – разработке нового Основного Закона. Мы считаем, что возрождение и укрепление российской государственности требует закрепления в Конституции следующих основополагающих принципов:
стремление к восстановлению на новой добровольной основе единого союзного государства. Вне сложившегося веками братского союза народов Россия не может обеспечить эффективную защиту своих коренных интересов;
народовластие как источник и гарант единства всех ветвей государственного управления. Разделение властей как разделения функций и полномочий, предполагающее их соподчинение друг другу. Верховенство представительной власти над исполнительной;
федерализм, означающий приоритет прав государственного целого перед правами входящих в него частей;
свободное и равноправное национальное развитие всех народов России, в том числе и русского народа как станового хребта Федерации. Государственная защита прав соотечественников, живущих за пределами Российской Федерации;
многоукладность экономики при ведущей роли общенародной собственности, в первую очередь на природные ресурсы, землю и недра, разнообразие форм хозяйствования на основе сочетания нового и рыночного регулирования;
государственные гарантии как общегражданских, так и социально-экономических прав человека.
Таково наше видение путей выхода из сегодняшней катастрофической ситуации, восстановления гражданского мира и создания условий для нормального развития общества и государства, свободного выбора ими своей судьбы. Как партия, представляющая интересы трудящихся, мы будем и впредь бороться в этих цивилизованных рамках за добровольное возвращение общества на путь социалистического развития.
Мы - партия Отечества!
Наши лозунги: труд, народовластие, справедливость!
Программные тезисы ЛДПР
Главной задачей ЛДПР является возрождение и укрепление Российского государства (не ССС или СНГ) в границах СССР на 1977 г. ЛДПР не признает развала СССР и считает незаконным создание на его территории так называемых суверенных государств. Единственным носителем суверенитета является Россия (в границах СССР). Для того, чтобы раз и навсегда покончить с национализмом и сепаратизмом, ЛДПР выступает за отмену национально-территориального деления государства (т.е. на республики, национальные округа и т.д.), которое по своей природе возвышает один народ над другими, проживающими на той же территории, и замену такого деления на чисто территориальное (на области, губернии). Национальное равноправие состоит в равенстве представителей всех национальностей перед законом, свободе развивать культуру, науку, образование на родном языке. Призывы к разрушению единого государства должны рассматриваться как тяжкое государственное преступление.
Являясь партией патриотов-государственников, ЛДПР бережно относится к российскому историческому наследию, включая и ту часть советского периода, которая связана с укреплением государственности и превращением страны в мировую сверхдержаву, понимая под этим не только ее военное превосходство, но и то культурное и интеллектуальное богатство, которым Россия делилась со всеми странами.
Россия должна стать президентской республикой с сильной исполнительной властью, законодательная власть принадлежит Парламенту.
Основой экономики России ЛДПР считает социально ориентированную и регулируемую рыночную экономику со всеми формами собственности. Сильный государственный сектор и развитый частный сектор должны стать тем стержнем, который обеспечит выполнение всех социальных программ. Поспешность в экспериментах над экономикой преступна, эволюционный путь развития, обогащенный всем опытом мирового развития, в том числе и китайского, способен без экономических и социальных потрясений обеспечить структурное реформирование экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.
Государство контролирует ключевые отрасли экономики и планирует базовые производственные показатели. Частный сектор действует в дополнение к государственному и обеспечивает национальные экономические интересы. На ключевые товары цены контролируются государством через развитую налоговую систему, на другие товары цены контролирует производитель. Деятельность посредников по установлению цен ограничивается.
До стабилизации и насыщения внутреннего рынка товарами и услугами государство регламентирует вывоз из страны природных ресурсов и товаров народного потребления, через протекционистские пошлины на импорт ограничивается внешнеторговая деятельность и защищается внутренний производитель, устанавливается государственная монополия на торговлю спиртными напитками и табачными изделиями. На предметы роскоши устанавливаются повышенные импортные пошлины.
Государство поощряет инвестиции в производящие отрасли промышленности. Для стабилизации финансовой сферы постепенно вводится твердый российский рубль. Усиливается действие налоговых служб при снижении налога на прибыль. Приоритет в экономике отдается только российским предпринимателям. Частные инвестиции физических и юридических лиц из южного ближнего зарубежья должны облагаться сверхналогом, право на владение ими собственностью должно быть ограничено, так же как и вывоз прибыли за пределы России.
Указ о свободной торговле, как стимулирующий спекуляцию - т.е. торговлю без уплаты налогов, подлежит отмене. Приватизация осуществляется в интересах как трудовых коллективов, так и лиц с декларированными источниками доходов.
ЛДПР выступает за неукоснительное соблюдение действующего уголовного законодательства, за приведение в исполнение смертных приговоров особо опасным преступникам, за беспощадную борьбу с организованной преступностью и мафиозными кланами. В срочном порядке должны быть приняты законы, позволяющие милиции более эффективно бороться с уголовными и финансовыми преступлениями. Милиция должна быть оснащена должным образом. На этом экономить преступно.
Въезд в Россию из ближнего, особенно южного зарубежья, должен быть ограничен. Именно оттуда идет основная волна преступности, именно туда преступные элементы скрываются от возмездия. Беспределу южных криминальных элементов должен быть положен конец, граждане России должны быть надежно защищены и должны наконец почувствовать себя хозяевами России.
ЛДПР выступает за прекращение перекраивания структур управления, проведения экспериментов над ними и выступает за сохранение кадрового фонда специалистов-управленцев. Ее лозунг: только профессионалы – специалисты своего дела могут эффективно конкурировать с Западом по всем вопросам в сфере экономики, финансов и управления. Нет отбору кадров по принципу политической или личной преданности. Правительства уходят и приходят, а структуры управления остаются. Министры приходят и уходят, а кадры профессионалов-государственников остаются. Мэры и главы администраций приходят и уходят, кадры остаются. С кадровой чехардой должно быть покончено как с причиной, ухудшающей управление обществом, порождающей хаос и способствующей злоупотреблениям.
Государственная служба должна стать почетной и уважаемой, государственный служащий должен быть социально защищен. Его увольнение может стать возможным только при несоблюдении им интересов государства.
Социальная политика ЛДПР направлена на обеспечение равных возможностей для развития индивидуальных способностей всех членов общества. Для этого сохраняется право на бесплатное лечение, образование, индексацию доходов малообеспеченных слоев населения. Массовая безработица является недопустимой как фактор социальной и правовой нестабильности.
На переходный период пенсионеры, ветераны войны обеспечиваются через сеть специальных магазинов основной номенклатурой продовольственных товаров по твердым ценам.
Культура как сфера, связанная с развитием духовной жизни общества, является объектом сильной государственной политики. Государство поощряет те направления в культуре и искусстве, которые способствуют формированию патриотизма, гордости за Россию, за служение ей. Лучшие национальные традиции российского кинематографа, театра и литературы должны быть возрождены. Преподавательский состав школ и ВУЗов. медицинские работники должны реально занять достойное место в обществе. От них зависит здоровье и интеллектуальное будущее нашей великой нации.
Большая роль в духовном становлении нации принадлежит Церкви. Церковь должна активно работать над единением народов, исповедующих разную религию, а не стать причиной их противостояния. В конце XX века нелепы братоубийственные войны по религиозным мотивам. Это противоестественно Слову Божию, какую бы религию оно не представляло.
ЛДПР выступает за сильную национальную армию, основанную на сочетании профессионального и рекрутского способов комплектования. Честь и достоинство российского солдата и офицера должны быть возрождены. Каждый солдат и офицер после службы в Российской армии должен получить гражданскую профессию, офицер, уходящий в запас, должен иметь гарантированную работу и жилье. Без предоставления жилья увольнение из армии должно быть запрещено.
Во внешней политике должен проводиться независимый от Запада курс, в основе которого - собственные национальные и геополитические интересы России. Россия без подсказки извне должна выбирать себе друзей и союзников, вмешательство в ее внутренние дела, равно как и посягательство на ее территориальную целостность, должны твердо пресекаться.