ТЕМА 7. ДИСКУССИЯ «ОКТЯБРЬ 1993 ГОДА – БИФУРКАЦИОННАЯ ТОЧКА РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКЗИСТЕНЦИИ».
Кейс-проекты:
1) Противостояние президента и Верховного Совета – новое иерархическое структурирование номенклатуры или идейно-политическая борьба?
2) Амбивалентность представлений о легитимности и законности в российском правовом поле на примере Указа 1400 от 21 сентября 1993 года о поэтапной конституционной реформе.
Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:
Реперные точки дискуссии: Причины, хроника событий. Дублирование функций в конституции, различие взглядов на внутреннюю и внешнюю политику. Референдум апреля 1993 года. Майские волнения. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Реакция Верховного Совета. Силовое разрешение конфликта. Трагические события 3 – 4 октября 1993 года: основные участники и результаты. Проекты конституций и подготовка к выборам и референдуму.
Рекомендованная литература к теме 7.
Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. № 4.
Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В. Экономические реформы на фоне двоевластия. Политический кризис 1993 года. Новая Конституция России. //Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб.: НОРМА, 2010.
10 безумных лет: Почему в России не состоялись реформы М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999.
Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., 1997.
Мороз О.П. Так кто же расстрелял парламент? М., 2007.
Собчак А. Жила-была КПСС. СПб., 1995.
Ельцин Б.Н. Записки Президента. М., 1994.
Белкин А. Дело о Президентском обращении к народу 20 марта 1993 года // Правоведение. 1994. № 3. С. 48-63.
Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. Послесловие М.: Детектив-Пресс, 2004.
Куцылло В.И. Записки из Белого Дома М., 1993.
Никонов В.А. Эпоха перемен: Россия 90-х глазами консерватора М.: «Языки русской культуры», 1999.
Постановление СНД РФ «О компенсации и восстановлении сбережений граждан РФ» 27.03.1993 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/1859
Сведения о наличии инвалюты на счетах Банка России. 21.01.1992 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/965
Ридер к теме 7
СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 апреля 1992 г. N 2710-1 О ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Считая недопустимыми антиконституционные действия, направленные на дискредитацию законно избранных органов государственной власти Российской Федерации, Съезд народных депутатов Российской Федерации постановляет:
Считать незыблемыми правовые основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации, закрепленные в Конституции (Основном Законе) Российской Федерации, Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, законодательных актах Российской Федерации. Изменение и дополнение системы государственных органов Российской Федерации, создание новых органов власти, приостановление либо прекращение их деятельности вне порядка, предусмотренного Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, не допускаются.
Действия должностных лиц, организаций и граждан, направленные на воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, их роспуск, замену или формирование параллельных структур государственной власти, дискредитацию органов государственной власти путем распространения заведомо ложных сведений влекут предусмотренную законом ответственность.
Верховному Совету Российской Федерации в двухмесячный срок принять Закон о защите конституционных органов государственной власти, предусмотрев в указанных выше случаях административную, а при наличии отягчающих обстоятельств - уголовную ответственность.
Предложить Президенту Российской Федерации, Конституционному суду Российской Федерации, судам и органам прокуратуры, иным правоохранительным органам обеспечить неукоснительное соблюдение конституционной законности всеми государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И.ХАСБУЛАТОВ
Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»
В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.
Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политике всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции.
В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.
Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.
В текущей работе Верховного Совета систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.
Таким образом разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.
В сложившихся условиях единственным соответствующим принципам народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового Парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года.
Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.
Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции, политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый Федеральный Парламент.
Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу;
учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации;
принимая во внимание, что безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;
в целях:
сохранения единства и целостности Российской Федерации;
вывода страны из экономического и политического кризиса;
обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;
восстановления авторитета государственной власти;
основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года, постановляю:
1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального Собрания Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу.
Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Российской Федерации.
2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии.
3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации и проведения на основе этого Закона новых выборов;
- ввести в действие Положение О Федеральных органах власти на переходный период, подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года;
- наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными Положением О Федеральных органах власти на переходный период.
Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.
4. Ввести в действие Положение О выборах депутатов Государственной Думы, разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.
Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации.
5. Hазначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11 - 12 декабря 1993 года.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1631 «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н.»
В связи с грубейшим нарушением Президентом Российской Федерации Ельциным Б. Н. Конституции Российской Федерации – России, выразившимся в издании им Указа от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» приостанавливающего деятельность законно избранных органов государственной власти, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
В соответствии со статьей 1216 Конституции Российской Федерации – России полномочия Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н. прекращаются с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1632 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации Руцким А. В.»
В связи с прекращением полномочий Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина на основании статьи 1216 Конституции Российской Федерации – России Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
В соответствии со статьей 12111 Конституции Российской Федерации – России полномочия Президента Российской Федерации с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года исполняет вице-президент Российской Федерации Руцкой А. В.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1634 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации Руцким А. В.»
В связи с выступлением Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н. 21 сентября 1993 года по телевидению и подписанным им Указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым прекращается деятельность Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, а также прекращаются полномочия народных депутатов Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Оценить действия Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н. как государственный переворот.
2. Направить Указ Президента Российской Федерации № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» в Конституционный Суд Российской Федерации.
ЗАКОНРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1640 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР
Статья 1. Дополнить Уголовный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 591) статьями 641 и 702 следующего содержания:
«Статья 641. Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя.
Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации наказываются лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, а равно совершенные должностным лицом, наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой или смертной казнью с конфискацией имущества или без таковой.»;
«Статья 702. Воспрепятствование деятельности законных органов государственной власти.
Воспрепятствование деятельности предусмотренных законом органов государственной власти Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или исправительными работами на срок до двух лет.
Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, а равно совершенные должностным лицом, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.».
Статья 2. Ввести в действие настоящий Закон со дня его подписания.