Тема 4. античный полис. древняя греция

Задание 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика восточной деспотии и античного полиса».

    Восточная деспотия Античный полис
1. Природно-климатические условия    
2. Способ производства    
3. Характер рабства    
4. Основное население страны    
5. Социальная мобильность    
6. Форма правления    
7. Форма государственного устройства    
8. Аппарат управления    
Реформы Солона

Задание 2. Заполните схему «Реформы Солона»

       
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 


Сисахфия

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

Цензовая реформа

       
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 


Создание Совета четырехсот

       
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 


Создание гелиэи

       
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 


Экономические реформы

Задание 3. Заполните схему «Деление афинских граждан»

Категории граждан

       
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 

 

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 

 
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

       
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 

 

Задание 4. Заполните таблицу «Реформы Солона»

События и явления Их правильная последовательность
А. На должность первого архонта был выбран Солон – один из семи греческих мудрецов. Он провел реформы. В. С полей земледельцев были убраны долговые камни. Проведена тимократическая реформа. С. Бедные земледельцы теряют землю и свободу, попадают в долговое рабство. тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru Здесь представлен процесс _____________________ _____________________________________________ Потому что___________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ______________________________________

Задание 5. Когда троянский царевич Гектор в битве убил лучшего друга Ахиллеса – Патрокла, Ахиллес решил отомстить ему. Поразив тройным копьем, Ахиллес привязал бездыханное тело Гектора за ноги к колеснице и погнал коней. Царь Трои в слезах просил Ахиллеса вернуть тело сына для погребения.

1. Какие правила отношений между людьми нарушил Ахиллес:__________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________  
2. Он это сделал потому, что________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________  
3. Я бы на месте Ахиллеса__________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________  

Задание 6. Заполните схему «Государственное устройство Афин в V веке до нашей эры»



Государственные органы

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru


Архонты

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

Ареопаг

       
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 


Гелиэя

       
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 


Совет пятисот
Коллегия стратегов

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

Задание 7. Ипотека – это______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Остракизм – это____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 8. Илоты – это________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Метеки – это _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Периэки – это ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Заполните схему «Государственное устройство Спарты»

Органы государственной власти

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru


Апелла

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

Архагеты

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru


Коллегия эфоров

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru


Герусия

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

Задание 10. Проверьте свои знания

1. Какой орган в Древних Афинах исполнял судебные функции:

а) коллегия стратегов;

б) гелиэя;

в) экклесия.

2. Что представляет собой полисная форма государства:

а) разновидность рабовладельческого государства Древнего Египта;

б) разновидность североафриканского государства;

в) специфическая античная форма государства.

3. За какое тяжкое преступление известный афинский философ Сократ был приговорен к смертной казни:

а) пьянство;

б) осквернение храма;

в) покушение на демократический строй.

4. Каким был государственный строй Спарты:

а) военно-аристократическим;

б) олигархическим;

в) тимократическим.

5. «Остракизм» в Афинском государстве предусматривал:

а) изгнание из страны на 10 лет без конфискации имущества;

б) изгнание из страны на 10 лет с конфискацией имущества;

в) смертную казнь.

6. Герусия являлась органом власти в:

а) Афинах;

б) Спарте;

в) Риме.

7. Назовите законодательный памятник Афин:

а) законы Ликурга;

б) законы Драконта;

в) Законы XII таблиц.

ТЕМА 5. ДРЕВНИЙ РИМ

Задание 1. Охарактеризуйте реформы Сервия Туллия

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните схему «Народные собрания в Римской республике»

Народные собрания

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 

           
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru   тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 
 

Задание 3. Заполните схему «Государственное устройство Римской республики»

Органы государственной власти

 
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru


Народные собрания

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

Сенат

       
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 


Консулы

       
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 


Преторы
Народные трибуны

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

       
    тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
 
тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru


Цензоры
Квесторы

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

Эдилы

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

Задание 4. Заполните схему «Государственное устройство Римской империи»

Государственное устройство

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru
тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru


Принципат (I–III вв. н.э.)   Доминат (III – V вв. н.э.)

тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

 
  тема 4. античный полис. древняя греция - student2.ru

Задание 5. Патриции – это____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плебеи – это _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перегрины – это _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.Семпрония после смерти мужа находилась под опекой деверя. Действуя без согласия опекуна, она передала принадлежавшего ей раба в пользование брату – Гаю Семпронию. Спустя полтора года опекун потребовал возвращения раба в хозяйство своей подопечной. Брат ее отказался выполнить это требование, ссылаясь на то, что раб стал его собственностью по сроку давности. Как должен быть решен спор на основании Законов XII таблиц?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Авл Тиций, взяв из сада Луция Лициния жерди, употребил их на постройку дома. На требование Лициния вернуть жерди Тиций ответил отказом. Как должен быть решен спор по Законам XII таблиц?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.У римского гражданина Тиберия было трое внуков. Один родился в семье эмансипированного сына; другой родился от сына, жившего вместе с отцом; третий был рожден дочерью, состоявшей в «правильном» браке. Какой из внуков находится под властью деда по Законам XII таблиц?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Октавий попросил Плиния, заплатив ему при этом 1000 сестерциев, на 1 год присмотреть за своим рабом Тицием, ввиду своего отъезда. Через 5 месяцев в результате несчастного случая Тиций погиб при строительстве нового дома Плиния. По возвращении Октавия Плиний, соблюдая все формальности и принеся свои извинения, передал в его собственность другого раба. Октавий подал иск к Плинию. Каково будет решение по Законам XII таблиц?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 10. Проверьте свои знания

1. В какой период римское право достигает своего наивысшего расцвета:

а) классический период (середина III в. до н. э. – конец III в. н. э.);

б) постклассический период (IV – VI вв. н. э.);

в) в законодательстве средневековой Европы (XI – XV вв.).

2. Кто из магистратов распределял граждан по разрядам:

а) цензор;

б) сенатор;

в) претор.

3. Что входит в понятие «сервитут»:

а) особая форма владения императорским имуществом;

б) особая форма ограничения права собственности – право на чужую вещь;

в) наиболее полное, абсолютное право распоряжаться собственностью.

4. По статусу гражданства население в Древнем Риме делилось на граждан и иностранцев. Как назывались эти иностранцы:

а) латины;

б) этруски;

в) перегрины.

5. Что собой представляет принципат в Древнем Риме:

а) форма монархии;

б) орган управления;

в) военная диктатура.

6. Реформой рекса Сервия Туллия Древний Рим был разделен на четыре территориальных округа. Как назывались эти округа:

а) курии;

б) полисы;

в) трибы.

7. Какая часть не входит в состав «Corpus juris civilis»:

а) Дигесты;

б) Эдикты;

в) Институции.

8. Что собой представляет доминат в Древнем Риме:

а) магистратуру;

б) период в истории Римской империи;

в) государственный совет.

9. Рекс в Древнем Риме – это:

а) судья;

б) сборщик налогов;

в) титул царя.

10. В Древнем Риме брак «сине ману» предполагал:

а) лишал женщину права наследования;

б) значительную свободу женщины, в том числе право на развод и раздел имущества;

в) безграничную власть мужа.

11. Манципация в Древнем Риме – это:

а) форма обращения с иском в суд;

б) порядок расторжения договора;

в) серия обязательных формальных действий, сопутствующих возникновению права собственности на вещь.

12. Что означает официальное название Римского государства res publica:

а) общее дело – верховенство власти народа;

б) принадлежность власти патрициям;

в) принадлежность власти магистратам.


Наши рекомендации