Развитие политических учений России
Цель изучения темы:проанализировать историю зарождения и развития основных этапов политических идей, школ и концепций России. Рассмотреть практическую значимость изучения темы и возможности применения полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Термины и понятия:самодержавие, стяжательство, нестяжательство, славянофильство, русский космизм, соборность, всеединство, византизм.
Содержание темы:
1. Становление и развитие политической мысли в России.
2. Характерные черты российской политической мысли.
Становление и развитие политической мысли в России | ||
Основные периоды | Характерные особенности политических теорий, основные идеи | Представители |
I Политические идеи Древней Руси и периода образования Русского централизованного государства (IX – XVI вв). | Неотделимость политической мысли России от религиозной; идентификация власти с божественным началом. Основные идеи: Ø Независимость Русского государства. Ø Единение всех русских земель, осуждение княжеских междоусобиц. Ø Сильная самодержавная власть. Ø Особая миссия России (теория «Москва – третий Рим»). | Митрополит Илларион, монах Нестор, князь Владимир Мономах, монах Филофей, Иван Пересветов |
II Политические учения в период становления и укрепления абсолютизма (XVII – первая половина XVIII в.) | Обоснование верховенства царской власти, необходимости и правомерности абсолютизма. Основные идеи: Ø Превосходство светской власти над духовной. Ø Подчинение государству духовенства и монашества. Оправдание самодержавия как неизбежной и необходимой формы существования страны и народа. | Феофан Прокопович, Ю. Крижанич, В. Н. Татищев, И. Т. Посошков |
III Политические учения в период разложения феодализма (вторая половина XVIII в.) | Идейная поляризация сконцентрирована на борьбе с феодализмом в поиске лучших путей исторического развития России. Основные идеи: Ø Обоснование «просвещенного абсолютизма». Ø Отстаивание необходимости феодально-крепостнического строя. Ø Критика существующего строя, необходимость отмены крепостного права и ограничения власти монарха. | М. М. Щербатов, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Н.Г. Курганов, А.Я. Поленов, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев |
IV Политические учения первой половина XIXI в.) | Политическая мысль сконцентрирована на борьбе. Основные идеи: Ø Превосходство светской власти над духовной. Ø Подчинение государству духовенства и монашества. Оправдание самодержавия как неизбежной и необходимой формы существования страны и народа. | Феофан Прокопович, Ю. Крижанич, В. Н. Татищев, И. Т. Посошков |
V Политические учения второй половины XIX в. | Возникновение революционного демократизма, его слияние с утопическим социализмом; распространение марксистских идей. Основные идеи: Ø Критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя; Ø Ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа. Ø Огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение. | А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Г. В. Плеханов |
Вопросы для самопроверки теоретических знаний по теме:
1. Изложите суть учения И. С. Пересветова и полемики между Иваном IV и князем А. М. Курбским.
2. Какие новые политические сюжеты появляются в учениях второй половины XVII в.?
3. Дайте обзор основных политических теорий российского Просвещения.
4. В чем суть вопросов западников и словянофилов? Почему данная полемика имеет современное звучание?
5. Раскройте разнообразие политических концепций в пореформенную эпоху. В чем заключалась слабость российского либерализма?
Тестовые задания по теме:
1. «Слово о Законе и благодати» было написано:
a) митрополитом Илларионом;
b) митрополитом Никифором;
c) Владимиром Мономахом;
d) Иосифом Волоцким;
e) Максимом Греком.
2. Произведение «Москва – третий Рим» было написано:
a) митрополитом Илларионом;
b) митрополитом Никифором;
c) Владимиром Мономахом;
d) Иосифом Волоцким;
e) монахом Филофеем.
3. Какую концепцию обосновывает старец Илларион:
a) единодержавной власти;
b) монархического самодержавия;
c) самодержавия;
d) коллективистской идеологии;
e) географического детерминизма.
4. Какие направления в отечественной политической мысли были сформированы в результате определения границ участия церкви в государственной деятельности?
a) славянофильство и западничество;
b) стяжательство и нестяжательство;
c) идеализм и материализм;
d) монархизм и анархизм;
e) гностицизм и агностицизм.
5. В основе политических идей нестяжателей заключено положение, что:
a) государство и церковь не вправе вмешиваться в дела друг друга;
b) государство и церковь единый организм;
c) церковь должна быть главенствующей в управлении государством;
d) светское государство должно быть главенствующей властью;
e) государство и церковь поровну разделяют государственное управление.