Б. Дворянское самоуправление 1 страница
Было уже указано на попытку Петра I привлечь дворянство к участию в местном управлении (дворянские советы, ландратские коллегии, земские комиссары). Однако из этих попыток ничего не вышло, и дворянству в первой половине XVIII столетия не удалось превратиться в исключительно местный землевладельческий класс и сосредоточить в своих руках местное управление. Главная причина этого заключалась в обязательной службе дворян, мешавшей им осесться в своих имениях и связаться с интересами местности. С другой стороны, нравы и стремления самого дворянства, сложившиеся под влиянием обязательной службы и взращенные на почве последней, также не могли способствовать успеху Петра: привлечь дворянство к участию в местном управлении и сложиться в известное самоуправляющееся тело.
Но ряд попыток правительства организовать местные дворянские общества не прошел даром. К тому же в 1762 году была уничтожена обязательная служба дворянства, следовательно, оно получило возможность осесться в местности, стать уже исключительно землевладельческим классом. Все это отразилось на стремлениях и политических идеалах дворян. И вот, в главе о дворянстве III части проекта Елизаветинской законодательной комиссии мы встречаем статью, говорящую, что "до особливых дворянам преимуществ надлежит также и позволение им от нас земские по провинциям съезды иметь". Таким образом, проект признал существование провинциального дворянского общества, органом которого должен был быть "земский" съезд. Точно так же в "Пунктах к рассуждению о вольности дворянства", данных дворянской комиссии 1763 г. Екатериной II, мы встречаем вопрос императрицы, касающийся "употребления" неслужащих дворян "в земские и городские службы и наряды" (п. 5). О том же говорит и граф А.П. Бестужев-Рюмин в своих пунктах, составленных им для той же комиссии. По его мнению, дворяне должны получить право избирать особых ландратов, "которые бы имели в своем ведомстве принадлежащие дворянскому обществу уезды, и в оных все потребное как для службы государственной, так и для пользы дворянства исправляли, разбирая при том случающиеся между дворянством споры и ссоры". Мало того, Бестужев-Рюмин высказался и за избрание дворянством "в губернии, провинции и городах губернаторских товарищей, воевод и воеводских товарищей" с правом "отрешения" их от должности (п. 11)*(570).
Созванием законодательной комиссии 1767 года правительство признало за дворянством уезда характер известной общественной единицы, представителями которой являлись: избираемый на два года предводитель, получавший от избирателей особое полномочие, и депутат, снабжавшийся наказом. Обязанность предводителя заключалась в сохранении между дворянами "порядка, не только при нынешнем выборе депутатов, но и при случаях, если даны будут от верховной власти какие особые повеления, принадлежащие до нашего (дворян) общего рассуждения и положения всех, живущих в уезде, дворян". Предводителем обязательно должен был быть дворянин, владевший деревней и достигший 30 лет, депутатом - также владелец деревни, но достигший 25 лет.
Сами дворяне в своих наказах также высказались за корпоративное устройство дворянства и за предоставление ему весьма видной роли в деле местного управления. Говоря о дворянском обществе и о согласовании его с пределами определенной территориальной единицы, громадное большинство наказов высказалось за организацию уездных дворянских обществ. Органом их был признан съезд, собиравшийся в определенные сроки. Функции его административно-судебные. Он избирает должностных лиц, смещает их, выслушивает их отчеты, даже судит их и штрафует. Затем он является судом по отношению ко всем дворянам. Представителем дворянского общества должен быть предводитель дворянства, избираемый съездом на определенное время. Функции его также административно-судебные, причем он далеко не является должностным лицом, заведующим исключительно делами одного дворянского общества, напротив, он играет весьма видную роль в области всего местного управления.
Екатерина II удовлетворила желание дворян, даровав им Жалованную грамоту 1785 года, организовавшую дворянское самоуправление*(571). На основании грамоты дворянство каждой губернии составляло особую корпорацию с правами юридического лица*(572); так, оно имело право составлять свою "особливую казну" посредством "добровольных складок" дворян, владеть домом для собраний, иметь свой архив и свою печать. Последующее законодательство еще более усилило значение дворянского общества как юридического лица. Так, положением о земских повинностях 1805 года было предписано допускать дворянские общества предпочтительно перед другими желающими к подрядам по земским повинностям в губернии, а положением о провиантском управлении 1816 г. дворянским обществам предоставлено право без узаконенного залога вступать в подряды и поставки для войск, расположенных в пределах губернии.
Органом дворянского общества являлось дворянское собрание, в состав которого, по грамоте, входили лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие деревнями и имеющие обер-офицерский чин. Что касается до пассивного права, т.е. до права быть избранным на какую-либо должность, то грамота, кроме указанных условий, требует еще наличности ежегодного дохода в размере, по крайней мере, 100 рублей. Подобный порядок вещей продолжался до закона 1831 года и дополнений к нему 1836 года, когда имущественный ценз был значительно повышен. По этим узаконениям в состав дворянского собрания входят потомственные дворяне двух категорий, имеющие и не имеющие право голоса в собрании. Что касается до первых, то таковыми должны быть лица: 1) честного и безукоризненного поведения, не находящиеся в явном пороке и подозрении 2) записанные в одну из дворянских книг и обладающие недвижимой собственностью в пределах губернии, 3) достигшие возраста не менее 21 года, 4) имеющие, по крайней мере, чин XIV класса, или прослужившие три года по выборам, или получившие на службе орден и 5) представившие указ об увольнении от службы. Вторыми должны быть потомственные дворяне, не имеющие чина, не служившие по выборам, не обладающие никаким недвижимым имуществом. Самое право голоса в собрании может быть двояким: для постановлений собрания и для выборов. Второе, кроме условий, дающих дворянину право участвовать в постановлениях собраний, зависит еще от качества и количества состоящей за ним недвижимой собственности и, сообразно тому, может быть непосредственным и посредством уполномоченных. Непосредственное право принадлежит дворянину, имеющему не менее 100 душ крестьян мужского пола или 100 человек поселян, живущих на его земле по условию с ним, а также не менее 3000 десятин земли, хотя бы и не заселенной, но в пределах одной губернии. По дополнению 1836 года, непосредственное право распространено и на лиц, получивших на службе чин полковника или действительного статского советника, если притом они имеют в пределах одной или разных губерний не менее 5 душ поселенных крестьян или же 150 десятин удобной, хотя и не заселенной, земли. Дворянин, имеющий непосредственный голос, может вместо себя послать в собрание одного из неотделенных сыновей, если он удовлетворяет требованиям, предъявляемым для участия в дворянских собраниях. Точно так же дворянка, обладающая правом непосредственного голоса, может предоставить это право мужу, сыну или зятю, хотя бы они не владели никаким недвижимым имуществом в губернии, если только имеют право участвовать в собрании. За неимением таких лиц, дворянка может передать свое право и постороннему лицу, обладающему правом непосредственного голоса. Право участия выбора через уполномоченных принадлежит тем дворянам, которые обладают в пределах одной губернии не менее 5 душ поселенных крестьян или же не менее 150 десятин удобной, хотя и не заселенной земли, причем сами они не состоят в чине полковника или действительного статского советника. Неполные участки складываются в полные и на каждый полный полагается уполномоченный, как бы ни было велико число неполных участков, составляющих полные*(573).
Повысив активный ценз, закон 1831 года значительно понизил пассивный, а именно, в должности по выбору дворянства получили право избираться: 1) потомственные дворяне губернии, "имеющие право участия в делах собрания", 2) потомственные дворяне, не участвующие в делах собрания, вследствие необладания недвижимых имуществ, 3) потомственные дворяне, не участвующие в делах собрания вследствие неимения чина, и 4) личные дворяне губернии, но только в должности заседателей земских судов и, в случае недостатка потомственных дворян, в земские исправники.
Дворянские собрания делились на губернские и уездные, причем те и другие могли быть обыкновенными и чрезвычайными: первые для выборов, вторые для выслушания предложений генерал-губернатора и губернатора.
Павел I уничтожил губернские собрания, оставив одни уездные. Александр I, как уже было сказано, восстановил постановления Жалованной грамоты. Положение 1831 года определило более точно роды и виды собраний. Согласно с ним собрания могут быть губернские и уездные - обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные губернские собрания созываются через каждые три года, чрезвычайные - по мере надобности. Обыкновенные уездные собрания созываются за три месяца до открытия обыкновенного губернского собрания, а чрезвычайные - по мере надобности, но не иначе, как по испрошении уездными предводителями через губернского разрешения губернатора. В состав компетенции губернских дворянских собраний по Жалованной грамоте и по последующему законодательству входили следующие дела: 1) избрание должностных лиц; 2) представления генерал-губернатору или губернатору об общественных нуждах и пользах дворянства*(574), а с 1831 года и о прекращении местных злоупотреблений или об уничтожении неудобств, замеченных в местном управлении, хотя бы они происходили и от общего какого-либо постановления; с 1836 года дворянство получило право для принесения подобных жалоб избирать депутатов; 3) представления и жалобы, приносимые через депутатов, как Сенату, так и государю, причем с 1831 года представления прошений государю в конвертах, адресованных в собственные руки Его Императорскому Величеству*(575); 4) составление особливой казны добровольными складками дворянства, причем с 1805 года предложение о них должно было обязательно вноситься губернским предводителем, испросившим предварительно на это дозволение губернатора, и решаться не иначе, как большинством двух третей голосов собрания. Закон 1831 года разделил складки на две категории: 1) на надобности всей губернии или общеполезные и 2) на предметы, общей надобности не составляющие, или на издержки частные. Первые устанавливались большинством двух третей голосов и представлялись губернским предводителем через губернатора, министра внутренних дел и Комитет министров на утверждение государя, причем санкционированные им становились обязательными для всех дворян, как присутствовавших в собрании, так и отсутствовавших из него. Вторые же становились обязательными только для дворян, принявших их; 5) поверка родословной книги, составляемой депутатским собранием, и определение размера суммы в дворянскую казну, взимаемой при записке в книгу; 6) исключение опороченных судом или таких, "явный и бесчестный поступок коих всем известен", причем в 1831 году для этого требовалось единогласное решение или, по крайней мере, решение большинством двух третей голосов собрания с подписанием протокола последнего всеми предводителями губернии, и 7) участие в составлении смет и раскладки земских повинностей (с 1805 года).
Функции уездных собраний заключались в: 1) избрании некоторых должностных лиц, например, уездного предводителя дворянства, заседателей верхнего земского, совестного, уездного и нижнего земского судов, а также уездного или окружного судьи и исправника, 2) в приготовительных распоряжениях к губернским выборам и 3) в избрании одного члена для рассмотрения отчетов в употреблении дворянских сумм.
Переходим к рассмотрению юридического положения должностных лиц, избираемых дворянскими собраниями. С изданием Жалованной грамоты, сперва фактически, а затем и юридически, установилось начало, что специально дворянские должности, т.е. для управления делами дворянских обществ, безвозмездны, должности же для заведования разными отраслями местного управления должны оплачиваться жалованьем, причем в 1797 году источником последнего был признан сбор с дворянских имений, собираемый под наблюдением предводителей в два полугодовые срока. Что касается до характера службы, то до 1831 года она имела некоторые особенности, отличавшие ее от службы коронной. Правда, специальные дворянские должности состояли в известном классе, но относительно повышения в чины, представления к орденам и к другим наградам они отличались от коронных должностей. В 1831 году дворянская служба была окончательно сравнена с государственной.
Среди специально дворянских должностей на первом плане, бесспорно, стоят предводители - губернские и уездные. Последние, как уже сказано, появились в 1766 году, причем по Учреждению о губерниях их функции были расширены вследствие предоставления им прав председателей в дворянских опеках. Первые появляются в период времени между 1775 и 1778 гг.*(576), а с изданием Жалованной грамоты определяется их юридическое положение и способ избрания. Что касается до последнего, то он состоял в следующем: каждые три года дворянское собрание представляет из уездных предводителей двух кандидатов генерал-губернатору или губернатору, который и назначает одного из них в губернские предводители. Функции последнего по грамоте сводились только к наблюдению над составлением дворянской родословной книги. Положение 1831 года изменило способ избрания губернского предводителя, узаконенный грамотой, предписав дворянскому собранию избирать каждые три года двух кандидатов, которых и представлять через начальника губернии и министра внутренних дел на утверждение одного из них государю. Ввиду отсутствия в законе каких-либо постановлений, регулирующих отношение между губернским и уездным предводителями, первые неоднократно старались стать в начальственные отношения к последним, что принуждало правительство ограждать независимость последних (указы Сената 1808 и 1809 гг.), мотивируя это тем, что предводители одинаково избираются одним и тем же дворянским сословием, а потому и независимы друг от друга (указ Сената 1809 г.). Точно так же существовала большая неопределенность в порядке сношений между предводителями и начальником губернии, пока в 1808 г. не была принята форма отношений. Ввиду же неопределенности отношений между предводителями и другими губернскими должностными лицами, результатом чего были частые столкновения между ними, Комитет министров положением 1816 г. постановил, что во всех случаях общего присутствия с губернскими чиновниками губернский предводитель всегда должен занимать место после губернатора. Функции предводителя, как губернского, так и уездного, образовались постепенно. Одними из первых были: руководство деятельностью дворянских собраний, составление родословной книги и дела по опеке. Затем, мало-помалу появляются и другие обязанности, а именно: с 1776 г. раскладка рекрутской повинности в помещичьих имениях, с 1805 г. участие в составлении смет земских повинностей, с 1807 г. - забота о хлебных магазинах и вообще участие в продовольственном деле, а с 1818 г. надзор за ним, с 1727 г. - попечение о почтовых станциях и надзор за отношением помещиков к крепостным и т.д. Таким образом, по справедливому замечанию проф. Романовича-Славатинского, предводительская должность, созданная для заведования внутренними делами дворянских обществ, превратилась в общеправительственную*(577).
К числу специально дворянских должностей, кроме предводителей, должны быть отнесены и депутаты дворянского собрания, избираемые по одному от каждого уезда на три года. Они составляют под председательством губернского предводителя депутатское собрание, функции которого состоят в ведении родословной книги, в рассмотрении доказательств на дворянство (для решения этих дел требуется единогласие или большинство двух третей голосов), во внесении дворянских родов в книгу и в выдаче грамот на дворянство. Последняя функция была уничтожена Павлом I в 1796 г., так как оказалось, что в дворянских собраниях, "по просьбам ищущих дворянства с великим небрежением разбор чинится, и дворянское к тому право обращается в злоупотребление". Составление родословной книги контролировалось губернским дворянским собранием; кроме того, всякий недовольный разбором доказательств на дворянство со стороны депутатского собрания имел право представить их в герольдию.
Наконец, последними специальными дворянскими должностями были должности секретарей дворянского собрания и депутатов для составления раскладки земских повинностей. Первые избирались на три года для заведования канцелярской частью как дворянских, так и депутатских собраний, последние входили в состав особого комитета о земских повинностях, собиравшегося через каждые три года.
Кроме специально дворянских должностей, дворянские собрания избирали еще немалое число должностных лиц по разным ведомствам. Мы говорили уже об административно-должностных лицах и в своем месте скажем о судебных. Здесь же упомянем о тех из них, которые не имеют отношения к названным двум ведомствам. Так, уставом гимназий 1828 г. дворянству было предоставлено право избирать из своей среды почетного попечителя гимназии, имевшего немалое значение в деле администрации гимназий и в особенности в деле изыскания средств для открытия при них пансионов. Положение 1831 г. определило порядок избрания почетного попечителя, утверждаемого государем по представлению министра народного просвещения. Согласно закону 1836 г. было постановлено, что в городах, где несколько гимназий, дворянство избирает одного попечителя для них всех. Кроме почетного попечителя гимназии, дворянство в некоторых местах избирало и других должностных лиц по учебному ведомству, напр., трех депутатов в совет института благородных девиц в Полтаве, особого члена для заведования хозяйственной частью в совет института для воспитания девиц в Астрахани и т.п. Дворянство избирало также некоторых должностных лиц по кредитному ведомству. Так, с учреждением совета по государственным кредитным установлениям в 1817 г. дворянству СПб. губернии было предоставлено право через каждые три года избирать в состав его по 6 членов, причем губернский предводитель обязательно должен был входить в число последних. С учреждением разных банков дворянству было предоставлено право избирать директоров и других членов правления названных учреждений. Затем, по ведомству народного продовольствия дворянство избирало следующих лиц: непременного члена комиссий продовольствия, учрежденных в 1834 г., и нескольких попечителей хлебных запасных магазинов. Наконец, по ведомству путей сообщения и строительному дворянству предоставлено было право избирать на следующие должности: депутата окружного правления путей сообщения (в столицах с 1845 г.) и депутатов в строительные и дорожные комиссии (с 1851 г.). Кроме того, с 1808 г. дворянство избирало еще депутатов в квартирные комиссии, заведовавшие квартирной повинностью, и с 1839 г. - посредников для постоянного ходатайства по делам межевания (по одному на уезд). В последних выборах могли принимать участие все дворяне, имеющие в уезде поземельную (как бы мала она ни была) собственность.
Из сказанного видно, что дворянство пользовалось огромным значением в сфере местного управления, так как масса должностей последнего избиралась дворянским собранием. Однако судить на основании этого факта о степени власти органов дворянского самоуправления нельзя. Напротив, как мы сейчас увидим, дворянское самоуправление обладало весьма слабой дозой самостоятельности, находясь совершенно под опекой правительственной власти. Уже при избрании депутатов в законодательную комиссию в 1767 г. губернаторы играли весьма важную роль, так как выборы должны были происходить под их надзором и руководством (они смотрели за тем, чтобы "выборы происходили с тихостью, учтивостью и безмолвием"). Первые выборы по Учреждению о губерниях 1775 г. производились также в присутствие губернского начальства (губернатора, вице-губернатора и одного из председателей палат). Ввиду неопределенности отношений начальников губерний к дворянским собраниям по Учреждению о губерниях названные отношения разъяснялись вопросными пунктами, предлагаемыми генерал-губернаторами императрице, при наступлении новых выборов, и ответами на них последней. Согласно подобным ответам, данным императрицей в 1778 году, генерал-губернатор получил право назначать срок для созыва дворянских собраний, но зато ему было запрещено присутствовать в собраниях и вести дворян к присяге, что стало функцией губернского предводителя. Жалованная грамота также обратила мало внимания на отношения местных властей к органам дворянского самоуправления. Она определила только, что собрание дворянства в губернии собирается по созыву или дозволению генерал-губернатора или губернатора как для выборов, так и для выслушивания их предложений, и что в случае представления этих предложений они берутся собранием в уважение и по ним делаются пристойные ответы, решения и соглашения. При такой неопределенности законодательных постановлений фактически начальники губерний поработили собрания своей власти, тем более что назначение губернского предводителя из двух кандидатов, избираемых собранием, первоначально зависело исключительно от них. "Да и как было устоять собраниям, - замечает профессор Романович-Славатинский, - при той огромной степени полномочий, которую Екатерина II дала своим наместникам"*(578). Эта зависимость собраний от генерал-губернаторов обратила на себя внимание даже иностранцев, сводивших значение дворянских собраний в сфере местного управления к нулю*(579). Мало того, дело дошло до того, что само правительство неоднократно стремилось эмансипировать собрания из-под власти начальников губерний и защитить их от захватов последних. Так, указом Сената 1788 г. было запрещено губернаторам входить в дворянские собрания. Впрочем, император Павел I в 1798 г. отменил это запрещение, предписав начальникам губерний присутствовать на собраниях "для соблюдения доброго порядка". При Александре I правительство снова вступило на путь ограждения свободы дворянских собраний от посягательств на нее со стороны администрации. Так, указ 1802 г. запретил губернаторам вмешиваться в дворянские выборы, домогаясь избрания одних и удаления других. Напротив, положение 1831 г. значительно усилило административную опеку над дворянским самоуправлением. Так, дворянские собрания собираются с разрешения начальника губернии. Мало того, даже для открытия собрания требуется испрошение разрешения у губернатора, причем накануне дня, назначенного для открытия, губернский предводитель обязан представить списки всех дворян, прибывших на собрание губернатору. Губернатор же приводит дворянство к присяге. Собрание должно исполнять все законные требования начальника губернии и доставлять ему все нужные сведения по предметам, относящимся до выборов. Вообще, оно через губернского предводителя обязано доводить до сведения начальника губернии обо всех своих постановлениях. В случае каких-либо беспорядков в собрании (о чем губернский предводитель обязан немедленно доводить до сведения губернатора), начальник губернии призывает к себе виновников беспорядков и делает им надлежащее внушение, постановляя на вид, что при возобновлении беспорядков он донесет о них высшему начальству. Заседания собрания могут быть продолжены только с разрешения губернатора, причем самое закрытие собрания происходит не иначе, как по его письменному предложению. Если к сказанному прибавим, что уездные предводители утверждались в своих должностях губернатором и, в случае наличности с их стороны каких-либо злоупотреблений, могли быть вместе с губернским предводителем удалены от должности временно с преданием суду, то увидим, как ничтожна была степень самостоятельности, оставленная за дворянским самоуправлением. В сущности, это последнее, выражаясь словами проф. Романовича-Славатинского, было не чем иным, как преобразованием военной обязательной службы дворян, сообразно потребностям правительства, в местную обязательную службу гражданскую, сообразно потребностям местного управления, иначе говоря, обязанностью губернских дворянских обществ наряжать чиновников в губернские и уездные присутственные места, т.е. тянуть новое тягло местной службы*(580). Само дворянство мало-помалу усвоило себе подобный взгляд, результатом чего явилось крайне халатное отношение с его стороны к местной службе, выразившееся в традиционном отлынивании от нее. Впрочем, первые выборы, по словам современников, прошли хорошо, так как "тогда не успели еще рассмотреть всех сих последствий, и намерения монархии произвели всеобщий энтузиазм к добру, но скоро сей жар простыл". Кроме указанной причины, была еще другая, почему дворянство с крайней неохотой относилось к занятию местных должностей и к отправлению обязанностей в сфере местного управления. Дело в том, что после отмены обязательной службы дворянство стало смотреть на нее как на необходимую принадлежность каждого дворянина, тем более что служба давала чин, столь чтимый всегда в России. Наконец, государственная служба признавалась во всех отношениях выгоднее выборной местной, и вот дворянство потянулось на первую, отлынивая от последней. Правительство неоднократно обращало внимание на это явление и принимало разные меры к его искоренению. Так, в 1802 г. был издан указ, предписавший Сенату довести до сведения дворян "волю" государя, что ему "весьма приятно будет, если они с большей ревностью собираться будут к выборам и с возможным беспристрастием, по силе законов, удостаивать лучших людей к определению в должности для составления их же собственного и прочего народа блага". Государь надеется, что его воззвание приведет к благоприятным результатам, так как он не может себе представить, "чтобы, по нерадению к общему благу в сем знаменитом поприще, в гражданских, а паче в благородных, обществах соревнование угасло". Однако это воззвание мало подействовало, и дворянство по-прежнему продолжало уклоняться от службы по выборам, в силу чего положением 1831 года участие дворян в собраниях уже прямо было признано обязанностью, от которой можно освободиться только при наличности законных причин. При неявке в собрание дворянин должен был посылать отзыв с изложением причин неявки, причем последний поступал на рассмотрение собрания. Если оно находило отзыв неосновательным, то большинством двух третей голосов могло сделать дворянину в первый раз замечание, во второй - наложить на него штраф в размере от 25 до 250 руб., а в третий раз исключить на время из собрания. 1 января 1832 г. был издан новый указ, в котором государь снова выражал надежду, что "дворянство устремится к исполнению одной из важнейших своих обязанностей", а также будет избирать лиц, "истинно достойных имени блюстителей порядка и правосудия". Однако и на этот раз надеждам государя не суждено было осуществиться, и вплоть до реформ императора Александра II местное управление, находившееся в руках дворянства, оставляло желать очень многого и, по выражению графа Завадовского, "далеко уклонилось от прямой цели своего установления".
В. Городское самоуправление*(581)
Первыми законодательными актами Петра, касающимися городского управления, были два указа 30 янв. 1699 года, учредившие Бурмистерскую палату или Ратушу в Москве и земские избы в городах. Мотивы реформы высказаны в указах, а именно: "все черных сотен и слобод посадские и купецкие и промышленные люди купецкими и всякими расправными и его, великого государя, окладными доходами ведомы в разных приказах, и во всяких промыслах чинятся им большие убытки и разорение, а его великого государя с них окладные многие доходы учинились в доимке, а пошлин сборам и иным поборам большие недоборы"... И вот, чтобы уничтожить подобный порядок вещей, взамен "многих приказов" утверждается одна Бурмистерская палата, в качестве центрального государственного установления, ведающего "всего Московского государства посадских и купецких и промышленных людей" через посредство земских изб, в свою очередь ведающих по отдельным городам "всяких чинов торговых и промышленных людей во всяких мирских, расправных и челобитных делах в сборах". Таким образом, реформа имела строго государственно-фискальный характер, имея в виду организацию торгово-промышленного класса, как общегосударственного сословия, в целях упорядочения отправления повинностей, лежащих на нем. Любопытно, что подобная же реформа была проведена (но не применена на практике) известным государственным деятелем XVII ст. Ордин-Нащокиным в Новоторговом уставе 1667 г. Последний также имел целью слить торгово-промышленное население в одно целое путем изъятия его из ведомства многих приказов и подчинения "одному пристойному приказу, где великий государь укажет своему боярину". Названный приказ должен был быть "купецким людям обороной, защитой и управой... и давать им суд, если они будут бить челом на других чинов людей". Однако проект Ордин-Нащокина не был осуществлен в то время и возродился в указах Петра I 1669 г.
Что касается до состава Бурмистерской палаты и земских изб, то он был выборный, так как члены их, так называемые бурмистры, избирались сотнями и слободами, т.е. торгово-промышленным населением, а также селами и деревнями, т.е. "уездными людьми", иначе говоря, крестьянами ("великий государь указал во всех городах посадским и всяких чинов купецким людям и его великого государя волостей и сел и деревень ведаться в земских избах", в состав членов которых "выбирать им посадским, и купецким, и промышленным, и уездным людям" бурмистров). Выборы происходили ежегодно, причем избиратели были ответственны за избранных ("а буде они бурмистры, в котором году каких его, великого государя, доходов не выберут по окладу или каких сборов чего не доберут, и то все взять на тех людях на всех, которые их в бурмистры выберут"). В состав компетенции изучаемых учреждений входил, главным образом, сбор "всяких денежных доходов", раскладка податей и повинностей между членами торгово-промышленного класса и отдача "всяких статей в оброк с торга", причем права расходования собранных сумм у земских изб не было, как не было и своего имущества (для произведения каждого расхода требовался указ государя за печатью Бурмистерской палаты)*(582).