Власть и собственность в средневековой России
…Как земля общинная, «ничья», «божья» попадает в частную собственность? Когда и каким путем возникает боярская вотчина? Вряд ли даже в отдаленном будущем будет раскрыта до конца эта тайна феодального «первоначального накопления». В источниках исследователь застает земельную собственность уже сложившейся: ведь сведения о ней он извлекает в основном из актов, фиксирующих куплю-продажу и дарение вотчин. Именно акт доносит до нас известие о том, что некто купил у другого лица село. Но откуда село попало к продавцу? На этот вопрос акт не может дать ответа.
И все же если не решить эту проблему, то хотя бы сделать попытку добраться до корней становления феодальной земельной собственности необходимо, ибо именно здесь истоки тех явлений, которые предстоит изучать в следующих главах. Автор не надеется отыскать окончательное решение, а попробует поделиться своими наблюдениями и высказать некоторые гипотезы по этому вопросу.
Разумеется, первыми возникают княжеские земельные владения – «села», но сразу ли вслед за ними появляются боярские?
Когда знакомишься с собранными воедино в фундаментальных публикациях актами феодального землевладения Северо-Восточной Руси, бросается в глаза одна особенность: за первую половину XIV в. их почти нет. Только три жалованные грамоты дошли до нас. От этого времени вовсе не сохранилось частных актов, да и относящихся ко второй половине XIV в дошло совсем мало. Лишь три частных акта: одну купчую и две данные (к тому же одна из них вызывает споры – не подложна ли она) – можно уверенно датировать концом XIV в. Есть еще 50 грамот, время составления которых устанавливается по упоминаниям в них тех или иных лиц, обычно – настоятелей монастырей. Эти датировки очень широки (например, 1392 – 1427 гг.). Разумеется, к концу XIV в. относится какая-то часть этих актов, но вряд ли особенно большая.
Однако, если до середины XIV в. в Северо-Восточной Руси не было земельных актов, это само по себе не означает, что не было и землевладения. Сделки, как уже отмечалось, заключались и устно. На территории небольшого княжества устные удостоверения соседей могли быть надежнее письменного акта: ведь документ можно и подделать.
Поэтому, чтобы выяснить время возникновения феодального землевладения в Северо-Восточной Руси, придется прибегнуть к ретроспекции: надо попытаться установить, раньше какого времени в Волго-Окском междуречье, где шел процесс объединения русских земель, не могло возникнуть землевладение. Вероятно, оно должно было здесь появиться позднее, чем в развитом Приднепровье – сердце Древней Руси и чем в Новгородской земле – тоже одной из древнейших частей Руси. А здешняя земля вятичей, соседствовавших с угро-финскими народностями, жившими родо-племенным строем, была еще во времена Владимира Мономаха далекой окраиной Русской земли.
Таким образом, время возникновения боярского землевладения в более развитых регионах – в Приднепровье и на Северо-Западе – будет, вероятно, нижней границей для Северо-Востока.
Итак, раньше XII в. в Северо-Восточной Руси боярские вотчины вряд ли могли появиться. Это нижняя граница. А верхняя? Обратимся к актам. Троице-Сергиев монастырь, когда там игуменом был наследник Сергия Никон (1392 – 1427), купил у некоего Фомы Паюсова «треть села Микитина Рахмановского, что купил у Олександра Микитина сына Рохманова». Итак, первым известным владельцем села был Никита Рохманов, по имени которого село и получило свое название. Сын Никиты продал село Фоме Паюсову, а тот – в монастырь. К рубежу XIV –XV вв. у одного села уже успело смениться по меньшей мере три владельца.
Но есть и более ранние сведения. В 1327 г. составлял свою духовную московский князь Иван Калита. Он перечислял в ней с дотошностью рачительного хозяина шубы и драгоценности, серебряную посуду и села. Об одном из сел сказано, что князь его «купил у Афинея». Мы никогда, должно быть, не узнаем, кем был этот Афиней, но ясно, что во всяком случае он был землевладельцем, причем не самым мелким: ведь ему принадлежало целое село. Получается, что землевладение в Московской земле не могло возникнуть позднее второй половины XIII в.
Складывающиеся боярские вотчины были первоначально невелики. Вероятнее всего, они служили для княжеских вассалов и слуг своеобразными небольшими «подсобными хозяйствами»: в условиях господства натурального хозяйства для феодала было в равной степени не нужно производство сельскохозяйственных продуктов на рынок и необходимо личное село, избавлявшее от закупок зерна и мяса, масла и молока. Повседневный, да отчасти и праздничный стол феодала XIII – XIV вв. должен был поневоле сам себя обеспечивать; лишь заморские деликатесы и виноградные вина представляли здесь покупную провизию. Первоначально более крупная вотчина просто была не нужна.
Но и вотчины, и крестьянские общины не составляли еще картины сплошь заселенной страны. Нашему современнику, попавшему в Россию XIII – XIV вв., а то и попозже, показалось бы, что он очутился в таежном краю. Блестящий знаток средневековой Руси М.Н.Тихомиров замечал, что в XIV – XV вв. естественными рубежами «служили громадные леса и топи, создававшие препятствия для общения отдельных земель между собой».
Итак, в ХIV в. уже существовало некоторое, хотя и небольшое, количество боярских вотчин. Но как происходило их возникновение? Этот вопрос еще сложнее, чем проблема хронологических рамок процесса, он еще менее поддается однозначному решению. Ведь пути превращения общинной земли в частную собственность могут быть различными. Один из них «снизу». Более состоятельный общинник превращает свой надел в собственность, говоря языком западноевропейского средневековья, – в аллод. Наиболее богатые из числа крестьян-ал-лодистов начинают эксплуатировать других крестьян и превращаются постепенно в мелких вотчинников.
Именно этот путь считает основным Ю. Г. Алексеев. Он пишет, что «внутреннее разложение волости в силу причин социально-экономического характера, приводящих к ослаблению и распаду общинных связей, ведет к образованию мелкой вотчины общинника-ал-лодиста». Мелкая же вотчина для Алексеева – «одна из форм и факторов феодализации»; «развиваясь внутри волости, – пишет Алексеев, – мелкая вотчина вносила в волость чуждую и опасную для нее струю». Правда, Алексеев считает возможным и другой путь развития вотчинной системы сверху». Он признает, что боярские вотчины XIV в. «образовывались путем пожалования великим князем части территории уезда (стана, волости)», а в другом месте говорит, что появление в волости «условного владения княжого слуги отражает процесс феодализации «сверху»». Но путь «снизу» для него все же основной.
Для Северо-Запада В.Л.Янин видит на основе изучения источников лишь один путь развития вотчины – «сверху»: земельные владения феодалов в Новгородской земле складывались либо путем покупки земли у общины на средства, полученные от неземледельческих доходов, либо путем государственного пожалования. Для Новгорода была характерна и мелкая небоярская вотчина; ее владельцы получили впоследствии название «своеземцев». В.Л.Янин пришел к выводу, что своеземческие вотчины возникли не из крестьянских аллодов, а путем дробления более крупных вотчин.
Итак, реконструируются два пути создания боярских, вотчин: выделение вотчинников из общинников через крестьянский аллод и княжеское (для Новгорода – вечевое) пожалование или покупка земли у общины. Если первый путь восстанавливается по сути дела только логически, то второй (по крайней мере в Новгородской земле) прослеживается по источникам. Впрочем, не только в Новгородской земле. До нас дошло множество княжеских и великокняжеских грамот XIV – XV вв., которыми они жалуют земли монастырям. Именно этим путем создавалось первоначально большинство монастырских вотчин, дарения же и покупки у бояр и других служилых людей только увеличивали богатства обителей. У нас нет реальных оснований считать, что путь возникновения монастырской вотчины принципиально отличается от пути возникновения светской.
Вопрос о путях становления вотчины не праздный. От его решения зависит немало в наших представлениях об особенностях взаимоотношений между князьями и другими феодалами-землевладельцами. В Северо-Восточной Руси власть князя была сильнее, чем в Приднепровье. Думается, именно развитие здешней вотчины главным образом через княжеское пожалование делало феодалов той территории, где впоследствии сложилось Русское государство, менее тесно связанными с землей и более зависимыми от князя, а затем — и от великого князя всея Руси.
Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России
XV – XVI вв. М., 1985. С. 32 – 35.