Были ли альтернативы в развитии
Российской государственности в XIV- XVI вв.?
Проблема альтернативности исторического процесса и политического выбора была поставлена исследователями под влиянием идей перестройки и обновления. Отход от идеологических догм и социально-классовых схем позволил преодолеть односторонность в освещении судеб российской государственности XIV – XVI вв.
Историческими альтернативами называют такие варианты развития в прошлом, которые были возможными, но по каким-то причинам оказались нереализованными. Альтернативная ситуация поэтому всегда предполагает выбор дальнейших путей и средств общественного развития.
В развитии российской государственности в XIV – XVI вв. было несколько альтернатив.
Становление Московского централизованного государства проходило в ожесточенном соперничестве с Тверским княжеством, которое претендовало на роль объединителя русских земель. В отличие от московских князей, пренебрегавших в борьбе за власть многими нравственными ценностями, шедших на сговор с ордынскими ханами, тверские князья были носителями традиционных рыцарских качеств и делали ставку не на сотрудничество с татаро-монгольскими завоевателями, а на борьбу с ними. Если бы объединение русских земель произошло вокруг Твери, а не Москвы, то это означало бы резкую смену во всей внешней политике Российского государства, усиление ее антиордынского курса. Иван Калита с помощью ордынцев разгромил Тверь и тем самым определил прагматический характер объединительной идеологии на основе идеи «смиренной мудрости».
В отличие от Твери, являвшейся кратковременным соперником Москвы, значительно более серьезные позиции в долгосрочном плане занимало Великое княжество Литовское и Русское. Южная и Западная Русь попала под власть Литвы во второй трети XIII в. В историографии Литовская Русь изображалась как противник Северо-Восточной Руси в ее борьбе за объединение всех русских земель без учета того, что Литовская Русь вела эту борьбу с аналогичной целью. Русское влияние в государстве, где основную часть земель составляли русские княжества, было определяющим. Литовской письменности в XIV в. еще не существовало, господствующим языком был русский.
Длительное время в Литве отсутствовал национально-религиозный гнет, отношения между землями строились по конфедеративному типу, феодальные отношения развивались по типу европейского вассалитета. Наметились тенденции формирования своеобразного варианта русской государственности, приближенного к традициям западноевропейской государственности. Практически отсутствовавшее влияние татаро-монгольского деспотизма благоприятно сказывалось на характере политического развития. Восточнославянское население в XIV в. проявляло заинтересованность в сохранении и укреплении Литовского княжества и вовсе не ожидало освободителей с Востока. Расширение владений Литовского княжества усиливало его русскоязычный характер и в перспективе могло привести к собиранию русских земель и ассимиляции литовской знати, подобно варяжским конунгам, в Литовской Руси.
Однако объединению балтийских земель и восточнославянских княжеств помешала неудачная политика ряда литовских князей. Особенно негативно сказалась политика князя Ягайло: промедление с официальным крещением по православному обряду, а затем принятие в 1387 г. католичества, внешнеполитическая ориентация на борьбу с рыцарскими орденами и союзнические отношения с Польшей. Полони- зация и окатоличевание захватило часть русской знати, в то время как большинство населения сохраняло верность православию и традициям. Началась национально-религиозная вражда, перераставшая в политическую борьбу. В этом процессе в XV в. стремительно росли настроения в пользу единого Русского государства, но уже на основе Московии, под началом московских князей.
// История России в вопросах и ответах: Учеб. пос. /
Сост. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1999. С. 165 – 171, 178 – 180.
Россия русская
Древняя Русь, которая представляет собой истоки истории и культуры трех народов – русского, украинского, белорусского, являлась частью средневековой Европы, втягивавшейся в полосу глубокой модернизации, породившей современную европейскую цивилизацию. Особенности культуры и общественной системы Древней Руси, динамика ее социокультурного развития свидетельствуют, что в исторической перспективе после распада раннего (Киевского) государства процессы могли быть аналогичными Западной Европе: складывание национального государства, образование единого большого народа как части современной европейской цивилизации.
Однако XIII в. внес большие коррективы в судьбу древнерусских земель. Они оказались под напором западной (католической) и восточной (татаро-монгольской) экспансии. Все это привело к распаду наметившейся социокультурной целостности и определило, по крайней мере, три линии развития. Западные и юго-западные земли (Минск, Киев, Витебск и др.) длительное время входили в состав Литовского, а затем Польско-Литовского государства, представлявшего собой периферию Европы. В рамках этой общественной системы древнерусские земли, довольно быстро вытеснившие татаро-монгольских завоевателей, развивались по-прежнему при господстве европейской традиции, здесь происходило формирование украинского и белорусского народов.
Новгородская республика (а также отделившаяся от нее в XIV в. Псковская республика), избежав разрушения и сохранив независимость, на протяжении более четырех столетий (XI – XV вв.) была частью современной ей Европы, являясь аналогом городам-республикам Ганзейского союза, городам-республикам Италии.
Северо-восточные земли (Владимир, Ростов, Рязань и др.) подверглись масштабному разрушению в ходе татаро-монгольского нашествия и попали в зависимость от Золотой Орды. Они оказались в духовной, политической и культурной изоляции от Европы, от христианского мира. Развитие в этих землях длительное время находилось под сильным восточным влиянием. Причем термин «восточный» в данном случае объединяет комплекс влияний и контактов: византийское, мусульманское, классического Востока (особенно Китая, культура которого была воспринята и привнесена в Восточную Европу завоевателями).