Внешняя политика Российской Федерации
После распада Советского Союза в 1991 г. сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Вместо бывшего СССР образовались 15 новых государств. Начался раздел вооружений, процесс создания национальных армий. Возникли новые очаги напряженности, споры о границах, локальные конфликты, грозящие перерасти в новую войну (Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан и др.). Значительно снизилась обороноспособность России. Границы с бывшими республиками СССР практически отсутствовали. Наиболее мощные группировки войск были расположены вдоль границ бывшего СССР и теперь стали ядром армий новых государств. Российский флот лишился баз в Прибалтике и Крыму, была фактически разрушена система ПВО.
Внешнеполитическая концепция РФ предусматривала следущие задачи:
сохранить территориальную целостность и независимость;
обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество;
добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего СССР в ООН, а также помощи западных стран в проведении реформ;
расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами.
В 1990-е годы Россия строила междунардные связи по трем основным направлениям: 1) отношения с т.н. дальним зарубежьем; 2) отношения с бывшими союзными республиками – т.н. ближним зарубежьем; 3) отношения со странами – бывшими участницами ОВД – СЭВ.
Приоритетным направлением внешней политики России объективно становились отношения с ближним зарубежьем. Однако понимание этого пришло не сразу.
Большинство стран СНГ рассматривало это объединение как форму цивилизованного раздела имущества бывшего СССР. Договор о коллективной безопасности подписали 6 из 11 стран СНГ, Устав CHГ - 7 из 11. Не удалось сохранить единые вооруженные силы. После введения Россией в 1993 г. нового российского рубля распалась единая рублевая зона. Продолжали сохраняться противоречия с Украиной по вопросу о разделе Черноморского флота, о статусе Севастополя.
В отношениях России с бывшими республиками СССР можно выделить два основных этапа, соответствующих двум концепциям во внешней политике РФ в широком смысле. Первый этап охватывает 1991 – 1995 гг., когда министром иностранных дел РФ был А.В.Козырев. В этот период внешняя политика России была ориентирована на Запад, и прежде всего на США. Это породило стратегию дистанцирования от сотрудничества с бывшими союзными республиками. Концепция внешнеполитической деятельности радикально изменилась с конца 1995 г., когда к руководству МИДом РФ пришел Е.М.Примаков, заявивший, что отношения со странами СНГ являются главным приоритетом внешней политики России (второй этап — с конца 1995 г.). Новая концепция МИДа весной 1996 г. была подтверждена подписанием договора с участием России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии об укреплении всесторонних отношений в рамках СНГ. В русле развития концепции реинтеграции России в СНГ был подписан Договор о Содружестве между Россией и Белоруссией, согласно которому предусматривалось воссоздание в 1996 – 1997 гг. единого экономического и финансового пространства.
Политической целью реинтеграции является конфедерация евразийского типа: политический суверенитет, независимость, создание «общей экономики», коллективная безопасность, сохранение социально-культурных связей.
В 1990-е годы в рамках СНГ была создана Межпарламентская ассамблея, Межгосударственный экономический комитет, введен пост исполнительного секретаря СНГ, выработан устав СНГ, создана штаб-квартира в Минске. Россия подписала сотни документов со странами СНГ, но сотрудничество на том этапе не стало действенным инструментом сближения стран.
После распада СССР отношения России с ближним зарубежьем - это непрерывная цепь проблем и поисков их решения. Первая проблема – положение 25-миллионного русскоязычного населения за пределами РФ. В странах Балтии на него оказывается психологическое давление вплоть до вытеснения русских за пределы республик путем ущемления их гражданских прав. Россия оказала ряд мер воздействия на Латвию. Вторая проблема – ядерная. Официально Россия является единственной державой в СНГ, обладающей ядерным оружием, но в других странах – Украине, Белоруссии, Казахстане оставались ядерные боеприпасы. При посредничестве США было решено передать их России, но взамен боеголовок Украина получила ядерное топливо для своих АЭС. Третья проблема – принадлежность России бывшего советского Черноморского флота и города русской боевой славы Севастополя. Несмотря на ряд противоречащих друг другу решений и запретов парламентов двух стран, удалось добиться компромиссного решения о разделе флота и зон командования в Севастополе. Четвертая проблема связана с тем, что Россия была вынуждена сохранить пограничные войска на границах бывшего СССР, особенно в Средней Азии и на Кавказе для защиты своих интересов и в связи с отсутствием границ внутри СНГ. Кроме того, Россия сохраняла войска на территории регионов с политической и военной нестабильностью – в Приднестровье, Грузии и Абхазии. В целом во внешней политике в ближнем зарубежье доминировали военно-политические вопросы, а не экономические, но и этого оказалось недостаточно для создания системы коллективной безопасности. Большая часть стран СНГ не желала поступиться своим суверенитетом и соглашаться с первенством России. В то же время в рамках СНГ успешно развивались отношения России и Белоруссии. 2 апреля 1996 г. был подписан двусторонний договор об образовании Сообщества суверенных республик, открытый для вступления других стран. 2 апреля 1997 г. подписан еще один договор об образовании Союза России и Белоруссии с делегированием ему ряда полномочий. На сегодняшний день стратегическая линия союза Белоруссии с Россией остается неизменной.
В апреле 2002 г. состоялась очередная встреча президентов России и Белоруссии, на которой были обсуждены многие актуальные проблемы существования союзного государства, в том числе работа над проектом союзной конституции, бюджет, программа в области внешней политики государств-участников.
В начале нового тысячелетия взаимоотношения между странами СНГ постепенно вступают в новую фазу и приобретают более конструктивный характер. В мае 2002 г. на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества президенты Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России обсудили широкий круг вопросов, решение которых направлено на дальнейшее углубление интеграционного взаимодействия.
Страны бывшего социалистического лагеря, по оценке специалистов по геополитике, составляют группу государств так называемого среднего зарубежья. Это Болгария, Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, ГДР (ныне так называемые новые земли ФРГ), Албания, Югославия; в Азии это Китай, Вьетнам, Северная Корея.
Отношения постсоветской России со странами среднего зарубежья были очень невыразительны. Большая часть этих государств в 1990-е годы оказалась втянутой в сферу интересов Запада. Инициатором контактов с Западом, как правило, являлись сами бывшие социалистические страны. Причин такой ориентации несколько: 1) традиционная общность цивилизационно-культурной традиции Западной, Центральной и Восточной Европы; 2) активная позиция Запада в отношении бывших социалистических государств, в частности по вопросу расширения НАТО на восток; 3) неприятие отношений с Россией как «аллергическая реакция» на недавнее давление со стороны СССР.
Главным отправным моментом системы международных отношений в первой половине 1990-х годов следует считать разрушение биполярной модели (противостояния СССР – США) и формирование многополярной организации мирового военно-стратегического, экономического, идеологического и культурного пространства.
В отношениях с дальним зарубежьем также можно выделить два периода. В первый период (1991 – 1995 гг.) Россия проводила политику постоянных уступок, шла в русле стратегических интересов США. После распада СССР Россия фактически утратила статус великой державы, но ей удалось сохранить место СССР в Совете Безопасности ООН и во всех международных организациях, а также остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве. Ядерное оружие с территорий Украины, Белоруссии и Казахстана было выведено в Россию. Россия поддержала действия США в Ираке (операция «Буря в пустыне»), присоединилась к международным санкциям против Югославии (в связи с войной в Боснии). Для улучшения отношений с Японией начал обсуждаться вопрос о Южных Курилах, который советское руководство отказывалось даже затрагивать.
Правительство России продолжало курс на сокращение вооружений. В июне 1992 г. между СССР и США было подписано соглашение о взаимном сокращении стратегических вооружений более чем в 3 раза (с 21 тыс. боеголовок до 6-7 тыс.). В январе 1993 г. был заключен новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 г. должно произойти сокращение ядерного потенциала СССР и США на 2/3. Но Запад относился к России весьма настороженно. Из всех международных организаций Россия была принята только в Международный валютный фонд (МВФ). После завершения вывода российских войск из Восточной Европы ряд из этих стран выразили желание вступить в НАТО, что вызвало протест России.
С 1996 г. начался второй период, когда Россия стала проводить более самостоятельную внешнюю политику по отношению к дальнему зарубежью. Она отказалась от санкций против сербов, что вынудило Совет Безопасности ООН отменить эти санкции. Россия осудила бомбардировку военных объектов на территории Ирака, постаралась вернуть свои позиции посредника в ближневосточном конфликте. Однако предотвратить расширение НАТО на восток не удалось, в июне 1997 г. были приняты в НАТО Польша. Венгрия и Чехия. Не удалось добиться и обещания не принимать в НАТО страны бывшего СССР.
Особо осложнились отношения России с Западом в связи с кризисом в Косово. Это район Югославии, где преобладает албанское население. Косовские албанцы выступали с требованием независимости и присоединения к Албании. Армия освобождения Косово перешла к партизанской войне против правительства Югославии. Выступления эти были подавлены югославской армией, но западные страны обвинили Югославию в геноциде по отношению к югославским албанцам. Авиация НАТО начала широкомасштабные бомбардировки Югославии, в Косово были введены войска НАТО. Это вызвало возмущение в России. Была достигнута договоренность, что российские войска также будут участвовать в операциях в Косово, наряду с войсками западных стран, и вся операция будет проводиться под флагом ООН, а не НАТО. Но отношения с Западом резко охладились. Значительно осложнились они и в результате боевых действий в Чечне, когда в западной прессе поднялась волна публикаций о «геноциде чеченского народа». Стало ясно, что у России существуют самостоятельные внешнеполитические интересы, не совпадающие с интересами Запада.
В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, став ее 39 членом. Европейские государства поддержали действия России, направленные на интеграцию в мировую экономику.
С избранием президентом В.В.Путина Россия постепенно отказывается от односторонней ориентации на союз с Западом. Объективно являясь мостом между Западом и Востоком, она стремится сохранить и упрочить свое положение как одного из полюсов мировой политики. В последние годы были восстановлены взаимовыгодные отношения с бывшими союзниками СССР, разорванные в начале 1990-х годов, а также сделаны первые шаги по пути налаживания сотрудничества с новыми партнерами. В 2000 – 2001 гг. президент совершил визиты в Китай, Индию, в Северную и Южную Корею, на Кубу, во Вьетнам и в другие страны.
В настоящее время началась реализация международного проекта – создание транспортного коридора «Север – Юг», который должен связать восток с западом (от Индии до Балкан и Скандинавии). Предполагается, что Россия должна получать от транзита грузов по этому коридору до 6 млрд долл. ежегодно.
В конце ХХ – начале XXI в. особую озабоченность у мирового сообщества вызывает международный терроризм, как правило влекущий за собой большие человеческие и материальные потери. Россия, столкнувшись с этой проблемой после распада СССР, налаживала и расширяла сотрудничество в сфере антитеррористической деятельности прежде всего со странами СНГ. Примером достигнутых договоренностей является разработанная и принятая в 2000 г. Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 гг. и решение о создании Антитеррористического центра (АТЦ) государств – участников СНГ, призванного координировать конкретные меры по борьбе с международным терроризмом в регионе Центральной Азии.
Ситуация в мире резко изменилась после беспрецедентных террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., в результате которых погибло около 3 тыс. чел., в том числе и российские граждане. В ходе международного расследования было установлено, что нити террористического заговора ведут к международной исламской экстремистской организации «Аль-Каида», руководство которой укрывалось в Афганистане.
3 октября 2001 г. в Брюсселе состоялся саммит стран Европейского Союза с участием России, на котором было принято совместное заявление о борьбе с международным терроризмом и была достигнута договоренность о механизме интенсивных консультаций по данной проблеме. При этом речь шла не только о классическом терроризме, но и о таких его новых видах, как, например, химический, биологический и ядерный.
7 октября 2001 г. США нанесли первые ракетные удары по военным объектам в Афганистане. Сразу после начала бомбардировок лидеры западных стран, а также Россия заявили о поддержке американской военной акции.
Впоследствии на характер антитеррористической операции повлияли договоренности, достигнутые в ноябре 2001 г. на встрече в Вашингтоне президентов США и России – Дж. Буша и В.В.Путина. Было достигнуто соглашение о сокращении в ближайшее время стратегических наступательных вооружений с 6000 до 1700-2000 боезарядов с каждой стороны. Однако в конце 2001 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по противоракетной обороне (ПРО), что создало новую ситуацию в сфере международной безопасности. В начале 2002 г. активная фаза антитеррористической операция в Афганистане была завершена, но проблема борьбы с международным терроризмом продолжает оставаться крайне актуальной.
В мае 2002 г. был сделан новый шаг во взаимоотношениях с Североатлантическим альянсом. Лидеры 20 стран (19 государств – членов НАТО и России) подписали Римскую декларацию, согласно которой создан принципиально новый Совет «Россия – НАТО». Ключевую роль здесь будут играть политические, а не военные аспекты.
В июне 2002 г. в Канаде проходил саммит стран «большой восьмерки», где в качестве полноправного представителя участвовала Россия. В ходе встреч руководителей государств обсуждались вопросы борьбы с терроризмом, проблемы ликвидации запасов оружия массового уничтожения и т.п.
20 марта 2003 г. США, действуя вразрез с международными договоренностями, начали военную операцию против Ирака, ооправдывая свои действия наличием в этой стране запасов химического и биологического оружия, а также разработкой программы создания ядерных боезапасов.. Военная операция, длившаяся около месяца, привела к свержению режима Саддама Хусейна и к усилению присутствия США в Персидском заливе. Россия расценила эти действия как противоречащие нормам и принципам международного права и Устава ООН. В мае 2003 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию об отмене международных санкций против Ирака. Управление его экономикой и политическими процессами передано под полный контроль победившей коалиции США и Великобритании.
Для организации военного межгосударственного сотрудничества в апреле 2003 г. в рамках СНГ была создана новая международная организация – Договор о коллективной безопасности (ОДКБ), куда вошли Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
В целом внешняя политика России является неконфронтационной и несиловой, она направлена на усиление международной безопасности и равноправное сотрудничество с другими странами. В начале нового тысячелетия Россия строит свою внешнюю политику исходя из убеждения, что лучшей основой стабильного мира и устойчивого развития является многополюсное мироустройство, не допускающее монополии и доминирования в мировых делах какой-либо одной державы или группы государств.