Осуществление новой экономической политики
(1921 - 1928). Образование СССР
В длительной и ожесточенной Гражданской войне Советское государство, возглавляемое большевиками, одержало победу над интервентами и белогвардейцами. Но эта победа досталась дорогой ценой. После окончания войны страна оказалась в тяжелейшем положении. Экономика была почти полностью разрушена. Промышленное производство по сравнению с 1913 г. сократилось в 7 раз. Численность рабочих – более чем в 2 раза. Объем сельскохозяйственного производства составил 60% от довоенного уровня. Положение еще более ухудшилось ввиду неурожая 1921 г. В результате хозяйственной разрухи в стране ощущался острый недостаток самых необходимых продуктов и предметов потребления: хлеба, жиров, мяса, соли, обуви, одежды, спичек, керосина, мыла и т.д.
Хозяйственная разруха тяжело отразилась на положении рабочего класса и крестьянства, вызвала изменения в политических настроениях масс. В стране разразился глубокий политический кризис. На многих промышленных предприятиях вспыхнули забастовки протеста. Но наиболее сильное брожение шло в крестьянстве, выражавшем недовольство не только тяжелым материальным положением, но и всей системой мер политики военного коммунизма, прежде всего продразверсткой. Это возмущение во многих районах страны переросло в крестьянские восстания. Наиболее яркое выражение это нашло в кронштадтских событиях марта 1921 г.
Оценивая сложившуюся в стране ситуацию, В.И.Ленин вынужден был признать чрезвычайную опасность положения. Подавляя восстания и мятежи вооруженной силой, руководство коммунистической партии вместе с тем в тактическом плане пересмотрело свою политическую линию и перешло к новой экономической политике (нэпу). Основные ее проблемы были рассмотрены на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Важнейшим выступлением на съезде был доклад Ленина «О замене разверстки натуральным налогом». Устанавливался продналог вдвое меньший продразверстки. Остальной частью товарной продукции крестьяне могли распоряжаться по своему усмотрению: продать на рынке, обменять на промышленные товары и т.д. Наряду с указанной мерой неизбежно вставал вопрос о свободе торговли. Без этого мелкотоварное крестьянское хозяйство не могло развиваться. Советское правительство вынуждено было пойти на разрешение торговли сначала в рамках местного оборота, а затем в масштабах всей страны. С первых лет нэпа, наряду с государственной и кооперативной торговлей, широкое развитие получает частная.
Чтобы насытить рынок продуктами широкого потребления и товарами хозяйственного назначения, было решено допустить развитие мелкой и средней частной промышленности - в этих целях денационализировать или сдать в аренду мелкие и средние предприятия и стимулировать рост кооперативных.
Что касается крупной промышленности, которая находилась в наибольшем упадке и на восстановление которой средств не хватало, было решено привлечь к ее возрождению иностранный капитал и сохранившийся еще до известной степени внутренний частный капитал, а также развивать особого рода формы госкапитализма (концессию и аренду) и смешанные предприятия на основе паритетного вложения государственных средств и частного капитала. При этом предполагалось, что основные командные высоты в экономике (основная часть крупной промышленности, транспорт, финансы, монополия внешней торговли, средства связи) останутся в руках государства.
Таким образом, новая экономическая политика исходила из концепции допущения капиталистических элементов в экономике страны. Вместе с тем это предполагало состязание, борьбу на рынке и в конечном счете постепенное вытеснение остатков буржуазных классов.
В исторической литературе новая экономическая политика рассматривается с разных позиций. Марксистская концепция предполагает, что нэп являлся политикой переходного периода от капитализма к социализму, т.е. был стратегической линией, определенной второй программой партии. Но существуют и другие оценки, заключающиеся в том, что нэп являлся тактикой, обходным маневром, рассчитанным на выход из сложившегося кризиса.
В период нэпа политика советской власти в деревне проводилась весьма противоречиво, с постоянными резкими колебаниями от относительной свободы рыночных отношений к административному вмешательству. Тем не менее результаты нэпа в сельском хозяйстве были довольно позитивными. Вся валовая продукция сельского хозяйства в 1928 г. составила 124% к уровню 1913 г., в том числе земледелия – 117%, животноводства – 137%.
Первостепенной задачей советской власти стало восстановление и дальнейшее развитие промышленного производства. К концу 1922 г. в стране было создано более 120 трестов, 40% из которых подчинялись центральным органам государственного управления и около 60% имели местное значение. Тресты функционировали на принципах полного хозяйственного расчета. Для сбыта их продукции и заготовки сырья и материалов были созданы синдикаты. За период с 1921 по 1928 г. производительность труда в крупной государственной промышленности увеличилась в 3,4 раза, превысив уровень 1913 г. на 35,2%. Значительную долю в экономике страны занимало частнохозяйственное и мелкотоварное производство, государственный капитализм.
В результате в 1928 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден на 32%, а в крупной промышленности - на 53%.
Существенное значение в восстановлении народного хозяйства имело оздоровление финансовой системы. С осени 1921 г. началось проведение денежной реформы. В октябре 1922 г. Госбанк выпустил в оборот банковский билет (червонец), имевший золотое обеспечение. К весне 1924 г. денежная реформа была завершена, обесцененные совзнаки полностью изъяты из оборота. Торговый оборот и финансовая система начали строиться на основе твердой валюты, которая была принята за рубежом как конвертируемая.
Однако в период нэпа народное хозяйство страны переживало трудности и противоречия. Наиболее ярко проявились эти тенденции в трех кризисах нэпа: 1) кризисе сбыта промышленных товаров осенью 1923 г., явившемся следствием административного повышения цен на товары народного потребления; 2) товарном голоде во второй половине 1925 г., вызванном отставанием производства товаров народного потребления: 3) хлебозаготовительном кризисе 1928 г.
С конца 20-х годов в экономической политике партийно-государственного аппарата усилились рецидивы военно-коммунистических методов. Началось наступление на частное предпринимательство, государственно-капиталистические формы хозяйствования, приведшее к их окончательной ликвидации. Вместо экономических стали внедряться командно-административные методы управления народным хозяйством.
Тем не менее в годы нэпа вектор движения показывал позитивные результаты, произошел подъем производительных сил в городе и деревне. По большинству основных социально-экономических показателей значительно был превзойден довоенный уровень.
Образование СССР. Октябрьская революция 1917 г. привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции сыграла активную роль в развертывании объединительного процесса. Во главе его стояла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.
В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса – единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), с общими чертами организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.
Потребность объединения диктовалась также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних хозяйственных и культурных связей и сложившимся экономическим разделением труда.
Основные принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя: принцип равенства всех наций и народностей; признание права наций на самоопределение, которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» (1 ноября 1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (3 января 1918 г.).
Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил интервенции.
Федерация республик рассматривалась большевиками как nepeходный этап «в преддверии мировой революции», обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких «буржуазных пережитков», как национальные различия. Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно-государственной комиссии, известный какплан «автономизации», который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного объединения настаивал И.В.Сталин. В.И.Ленин осудил проект объединения Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально-политического условия укрепления Советского государства. Он предложил форму федеративного союза как «добровольного и равноправного объединения» самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.
Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик—РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия).
Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в Союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Декларировалось право свободного самоопределения, однако механизм осуществления этого права не был определен.
Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР) – верховный орган власти в перерывах между съездами,
В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между съездами верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Сoвeтa Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов: общесоюзные, союзно-рес-публиканские и республиканские.
Со времени принятия первой Конституции СССР и до Конституции 1936 г. происходил процесс образования новых союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов.
Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.
Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20 – 30-е годы здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР.
Таким образом, образование многонационального союзного государства отвечало многим историческим и культурным традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идее унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 1930-х годов в СССР произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.
2. Формирование советской общественно-экономической
модели в конце 1920-х – начале 1940-х годов
Форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. В середине 1920-х годов в основном завершилось восстановление народного хозяйства. По сравнению с передовыми странами мира уровень производства был низок. Перед правящей коммунистической партией встал вопрос о перспективах развития страны. В результате ожесточенной внутрипартийной борьбы победила сталинская линия на построение социализма. По мнению руководства, для этого необходимо было создать материально-техническую базу, адекватную социалистическому обществу, что возможно было сделать только путем индустриализации страны. Индустриализация нужна была также для того, чтобы обеспечить экономическую самостоятельность и обороноспособность страны в условиях капиталистического окружения, война с которым считалась неизбежной. Нужно иметь в виду, что процесс индустриализации – это общецивилизационная закономерность развития экономики. Индустриализация начала осуществляться и в дореволюционной России, но была прервана мировой, а затем гражданской войнами.
Во второй половине 1920-х годов в руководстве правящей партии и Советского государства сформировались и столкнулись два варианта дальнейшего развития страны: 1) Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова и их сторонников; 2) И.В.Сталина и его окружения.
Вариант Н.И.Бухарина и А.И.Рыкова, нашедший отражение в первом пятилетнем плане, предполагал осуществление индустриальных преобразований на основе совершенствования механизма нэпа и осуществления следующих задач: провести техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства, обеспечивая их поступательное, взаимосвязанное и пропорциональное развитие; посредством режима экономии, сокращения административно-хозяйственного аппарата, рационализации, снижения себестоимости продукции, внедрения принципов хозрасчета, рентабельности и других экономических рычагов увеличить внутрипромышленные накопления для капитального строительства; по мере создания материально-технических предпосылок увеличить удельный вес социалистического сектора экономики, а также повысить жизненный уровень и культуру народа.
Данному варианту отдавалось предпочтение в 1926 – 1927 гг., и он отразился в постановлениях XV съезда ВКП(б) (декабрь 1927 г.). В течение 1928 г. Госплан и ВСНХ подготовили проект первого пятилетнего плана. В мае 1929 г. V съезд Советов принял закон о пятилетнем плане на 1928/29 – 1932/33 хозяйственные годы. Главная задача первой пятилетки состояла в том, чтобы создать в стране мощную индустрию, способную оснастить новой техникой промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли. Задания первой пятилетки были напряженными, но реальными: первые два года пятилетний план успешно выполнялся.
Однако в дальнейшем в план были внесены кардинальные изменения. Что же произошло? К концу 1929 г. полностью сложилась сталинская концепция индустриализации, и ее сторонники одержали победу в острой борьбе с группой Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова, М.М.Томского. Их обвинили в правом уклоне, в уступках кулачеству и нэпманам, ведущих якобы к реставрации капитализма. Сущность политического курса заключалась, прежде всего, в свертывании нэпа и организации «развернутого наступления социализма по всему фронту», в отказе от экономических методов руководства народным хозяйством и полном переходе к административно-командным методам управления экономикой. Задачу индустриализации Сталин и руководители ВСНХ видели в форсировании темпов развития тяжелой промышленности в ущерб другим отраслям и материальному благосостоянию народа. Предполагалось решить эту задачу, игнорируя объективные законы развития экономики, посредством скачка, достигнутого административным «подхлестыванием страны». Исходя из этих установок, XVI съезд ВКП(б) (1930) утвердил новые, чрезвычайно завышенные задания на последние годы пятилетки (в 1930 г. – 32% прироста промышленной продукции, в 1931 г. – 45%, в 1932 г. – 36%). Замена реальных заданий фантастическими скачками привела к диспропорциям, прорывам в материально-техническом снабжении, росту инфляции, резкому спаду темпов производства (5,5% в 1933 г.) и т.п.
Несмотря на крупные издержки в развитии экономики, самоотверженный труд и энтузиазм советских людей позволили в конечном итоге добиться позитивных результатов в подъеме промышленности. Темпы ее роста были достаточно высокими, что особенно впечатляло на фоне разразившегося в 1929 г. самого разрушительного мирового экономического кризиса, продолжавшегося до начала 1933 г. и сменившегося затем длительной депрессией.
При разработке второго и особенно третьего пятилетних планов (на 1933 – 1943 гг.) сталинское руководство внесло существенные коррективы в экономическую политику. Из опыта «большого скачка» были сделаны выводы, прежде всего значительно снижены темпы роста промышленного производства: 16,5% на вторую пятилетку и 14% - на третью.
В целом выполнение заданий второго и третьего пятилетних планов шло лучше, чем первого. Сбой в росте производства произошел в 1937 – 1939 гг. в связи с репрессиями, которые обрушились на руководителей предприятий и инженерно-техническую интеллигенцию. Выполнение третьего пятилетнего плана было прервано войной.
Крутой поворот в политике индустриализации, осуществленный в конце 1929 – первой половине 1930 г., предопределил резкие изменения в аграрной политике сталинского руководства. Первый пятилетний план не предусматривал проведения сплошной коллективизации сельского хозяйства, однако в 1929 г. в статье Сталина «Год великого перелома» этот курс был провозглашен. Вскоре принимается решение о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».
В процессе форсированной коллективизации были допущены грубейшие административные перегибы и извращения, вызвавшие массовое недовольство крестьян. Они проявились в огромном количестве писем в органы власти, в массовом забое скота, самоликвидации хозяйств, в политических выступлениях против властей.
Всего за январь-март 1930 г. произошло около 2200 массовых выступлений, в которых участвовало более 700 тыс. чел. В этих условиях сталинское руководство дало директивы о ликвидации перегибов при организации колхозов и нормализации политической обстановки в деревне. Однако в 1931 г. началась новая волна раскулачивания и коллективизации, к концу 1932 г. сплошная коллективизация в основном была завершена: в колхозах состояло 62,4% крестьянских хозяйств.
Каковы же были социально-экономические последствия сталинской «революции сверху» в сельском хозяйстве? В результате коренной ломки веками сложившихся хозяйственных форм и уклада деревенской жизни задания пятилетки не только не были выполнены, но и произошел спад производства продукции во всех отраслях: снизилась урожайность зерновых, сократилось поголовье скота. Вследствие падения производства, изъятия у крестьянства большой части продукции и из-за засухи 1931 и 1932 гг. южные районы страны зимой и весной 1932 – 1933 гг. поразил голод, в результате которого погибло от 3 до 4 млн чел. Произошел процесс «раскрестьянивания» деревни, образования нового социального слоя – колхозников, которые были отделены от средств производства, лишены собственности на производимую продукцию и права распоряжаться ею по своему усмотрению. Окончательно коллективизация была завершена в годы второй пятилетки. К концу 1937 г. по СССР было вовлечено в колхозы 93% всех крестьянских хозяйств.
Анализируя результаты форсирования производства с конца 1920-х до конца 1930-х годов, большинство исследователей отмечают, что экономический скачок у нас состоялся. С точки зрения экономического прогресса в стране осуществился переход к индустриальному типу производства. По общему объему промышленного производства страна вышла на 2-е место в мире и 1-е – в Европе. Национальный доход за 1929 – 1941 гг. вырос более чем в 5 раз, валовая продукция – в 3,5 раза. В социально-экономическом плане произошла смена многоукладной экономики специфическим вариантом деформированной «социалистической» (в действительности – государственно-монополистической) экономики. Изменилась социально-классовая структура общества. Были ликвидированы нэпманская буржуазия и зажиточное крестьянство – кулачество. Многократно возросла численность рабочего класса, повысился его образовательный и культурный уровень. Вместо единоличного крестьянства возник новый класс – колхозное крестьянство. Сформировалась многочисленная советская интеллигенция. Это был стремительный процесс насильственного преобразования экономики и социальной структуры общества, установления его новой модели под флагом социализма.
Оформление политической системы в СССР в 1920 – 1930-е годы. Политическая система включает в себя совокупность государственных органов и политических организаций. Она характеризует взаимоотношения власти и общества и степень возможности населения влиять на политические процессы.
Система органов государственной власти к началу 1920-х годов состояла из Советов рабочих и крестьянских депутатов разного уровня (от Верховного до сельского и поселкового). По замыслам основателей советского государства в них должна была соединиться законодательная и исполнительная власть. Советы являлись выборными органами. До 1936 г. избирательное право ограничивалось классовым принципом. В реальной жизни законодательные права советов были ущемлены, а исполнительная власть все больше переходила к партийным органам. В начале 1920-х годов в стране из всех политических партий осталась только одна коммунистическая – ВКП(б). Остальные политические партии были ликвидированы в ходе революции 1917 г. и Гражданской войны. В 1922 г. были запрещены последние партии – меньшевиков и эсеров. Таким образом, в СССР сложилась однопартийная система, а политическая оппозиция была возможна лишь в рамках правящей партии. На ход и развитие советской политической системы большое влияние оказывал фактор внутрипартийной борьбы. После запрещения в 1921 г. фракций и группировок внутри ВКП(б) возможности политической оппозиции резко сузились. Однако потребности выбора пути развития вызывали постоянные дискуссии среди лидеров партии. Особенно они обострились после смерти В.И.Ленина в 1924 г. Сформировалось два основных направления: ортодоксальное (Л.Д.Троцкий) и национал-большевистское (Н.И.Бухарин, И.В.Сталин). Первое направление исходило из необходимости подготовки мировой революции и невозможности построения социализма в одной стране. Второе акцентировало внимание на необходимости установления социально-экономической стабильности и создания внутренних условий для построения социализма в СССР. Эта борьба выразилась в личностном противостоянии лидеров и выходу на лидирующие позиции к концу 1920-х годов И.В.Сталина. Он уверенно шел к власти, используя противоречия между Л.Д.Троцким, Л.Б.Каменевым, Г.И.Зиновьевым, Н.И.Бухариным, А.И.Рыковым и другими ведущими членами партийного руководства. Борьба закончилась утверждением единоличной власти И.В.Сталина в партии и государстве. Сталин установил режим диктатуры внутри партии и по отношению ко всему народу.
Политическая система, сложившаяся в СССР в настоящее время многими исследователями называется тоталитарной. Выделяют следующие базовые признаки этого феномена: 1) централизованная система управления экономикой и контроля ее развития в целом; 2) господство единственной массовой партии, ставшей, по сути, партией-го-сударством; 3) навязывание всему обществу моноидеологии; 4) система всеобъемлющего и всепроникающего полицейского контроля, в том числе тайного, за образом действий и мышлением людей, особенно политически неблагонадежных.
В сложившейся системе господствовал культ власти, носителем которого являлся руководитель партии и государства. На XVII съезде ВКП(б) (январь 1934 г.) культ личности достиг своего апогея. Сталина возвели в сан «великого вождя советского народа и всего мирового пролетариата».
В результате совершился переход от монопольного господства одной партии к режиму личной власти Сталина. В укреплении этого режима особая роль отводилась карательным органам Советского государства: ОГПУ-НКВД, прокуратуре, судам. Была подведена законодательная база под судебное и внесудебное преследование представителей бывших эксплуататорских классов и сословий, оппозиционеров, инакомыслящих, всех несогласных с политическим курсом Сталина.
Маховик репрессий, начавший набирать обороты в конце 1920-х –начале 1930-х годов, приобрел характер массового террора в середине и второй половине 1930-х годов. Поводом послужило убийство С.М.Кирова 1 декабря 1934 г. Власти тотчас же приняли чрезвычайные меры. 1935 – 1938 гг. представляют собой вершину сталинских репрессий. Их масштабы установить точно не представляется возможным. Разные исследователи утверждают, что количество заключенных в Советском Союзе в конце 1930-х годов составляло от 3 до 5 млн чел. Из них «за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления» были приговорены к смерти: в 1937 – 1938 гг. – 681692 чел., в 1939 – 1943 гг. – 39069 чел., в 1944 – 1948 гг. – 11282 (в 3,5 раза меньше, чем в предыдущем пятилетии), в 1949 – 1953 гг. – 3894 (в 3 раза меньше, чем в предыдущем пятилетии и в 10 раз меньше, чем в 1939 – 1943 гг.). Разумеется, даже и последняя цифра страшна: в среднем насчитывалось около 780 приговоренных к смерти за год, 65 человек в месяц!
Массовые репрессии обусловили создание системы исправительно-трудовых учреждений, находящихся в подчинении созданного в 1930 г. при ОГПУ Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Заключенные этих лагерей использовались на лесозаготовках, в деревообрабатывающей промышленности, на новостройках пятилеток.
Усиление репрессивного законодательства и пик массовых репрессий совпали по времени с принятием Конституции СССР 1936 г., которую советская пропаганда объявила «самой демократической конституцией в мире». Она закрепила те экономические и социальные преобразования, которые произошли в результате политики «большого скачка». Были провозглашены также гарантии прав советских людей на отдых, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости. Утверждалась новая избирательная система в Советы всех уровней на основе полного, всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании. Однако зафиксированные в Конституции основные демократические права человека и принципы судопроизводства находились в несовместимом противоречии с реальностью, которая существовала в стране в 1930-е годы.
Наряду с созданием тоталитарного режима власти в 30-е годы завершается процесс формирования административно-командной системы (АКС) управления народным хозяйством страны. В чем заключалась ее основная сущность? В 1932 г. Всесоюзный Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) был преобразован в три наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. Ликвидируются облсовнархозы, создаются областные отраслевые управления, а для руководства многими крупными предприятиями - институт уполномоченных Наркомтяжпрома и Наркомлеспрома. К концу 30-х годов количество наркоматов возрастает до 20. Таким образом, создается строго централизованная система управления предприятиями по вертикали, вместо принципов нэпа утверждаются командно-административные методы руководства народным хозяйством. Эту систему дополняют такие чрезвычайные органы, как политотделы, созданные в 1933 – 1934 гг. при совхозах и МТС, на железнодорожном, водном транспорте, в гражданском воздушном флоте.
Таковы основные черты политической системы, которая утвердилась в СССР в конце 1920-х – 1930-е годы.
Итак, сторонники историко-материалистического подхода полагают, что в 1930-е годы в СССР был в основном построен социализм, который в силу объективных и субъективных факторов оказался деформированным, государственным, административно-командным. Согласно историко-либеральному подходу партия-государство пыталось реализовать утопическую задачу – построить в стране коммунизм, разжечь мировую революцию. Для достижений этих целей была создана жесткая мобилизационная система, с административно-нерыночной экономикой, ключевую роль в которой играл тоталитарный режим.
Для сторонников модернизационной теории 1930-е годы – это время превращения традиционного аграрного общества в индустриальное в рамках социалистической модели. Результат модернизации – превращение СССР во вторую после США промышленно развитую державу мира. Представители локально-исторического направления пишут о создании советской цивилизации, унаследовавшей многие характерные черты (коллективизм, антибуржуазность значительной части населения) от предшествующих эпох.
Внешняя политика СССР
Внешнеполитический курс Советской России после окончания гражданской войны основывался на двух положениях, сформулированных В.И.Лениным: 1) принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь в борьбе международного рабочего класса и национально-освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Для реализации этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал. В него вошли многие левосоциалистические партии Европы, Азии и Латинской Америки, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции; 2) принцип мирного сосуществования Советской республики с капиталистическими государствами, который был официально провозглашен в декларации советской делегации на Генуэзской конференции в 1922 г. Он был обусловлен необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и развития экономических связей с Западом, для которых существовали объективные возможности и условия в виде закономерной тенденции международного разделения труда. Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала нередко непоследовательность внешнеполитических акций Советского государства.
Но и политика стран Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, они стремились задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане, установить против нее «санитарный кордон». С другой стороны, ведущие державы мира преследовали цель получить доступ к ее сырьевым ресурсам, восстановить веками сложившиеся с ней экономические связи, разрыв которых пагубно отражался на их экономике.
В 1921 – 1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Швецией, Норвегией и др. Одновременно были подписаны договоры с соседними государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи – Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией.
Советская дипломатия принимала меры по укреплению отношений Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала равноправные и взаимовыгодные договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. Эти договоры расширяли сферу влияния Советской России на Востоке. Советско-монгольский договор 1921 г. означал установление прочного сотрудничества и взаимопомощи между двумя странами. Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили народную власть, установленную ее лидером Сухэ-Батором.
По предложению советского правительства в апреле 1922 г. состоялась общеевропейская конференция в Генуе. В ней участвовало 29 государств, в том числе ведущие – Англия, Франция, Германия, Россия, Италия.
Западные державы предъявили Советской России требования выплатить долги царского и Временного правительства (18 млрд р. золотом); вернуть национализированную собственность западных владельцев; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным инвесторам.
Советская делегация выступила с декларацией принципов своей внешней политики, прежде всего мирного сосуществования и сотрудничества государств с различной социально-экономической и политической системой, выдвинула программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны. Вместе с тем выдвинула свои условия решения конфликтных вопросов: компенсировать причиненный интервенцией ущерб (39 млрд р.); предоставить России долгосрочные кредиты для восстановления хозяйства. В этом случае станет возможным решение вопроса о долгах.
В результате переговоры зашли в тупик. Однако советская делегация добилась дипломатического успеха. Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор об установлении дипломатических отношений и широком экономическом сотрудничестве. Обе страны отказались от взаимных денежных претензий. Это был прорыв политической и экономической изоляции России.
В 1924 – 1925 гг. началась полоса официального признания СССР многими государствами мира, прежде всего Европы. Первыми заключили дипломатические отношения с нашей страной Англия, Франция, Италия, Швеция, Мексика и др. Это было обусловлено тремя причинами: приходом в ряде стран к власти правосоциалистических партий, широким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. Из ведущих западных держав только США отказывались признать СССР.
Во второй половине 20-х годов Советский Союз продолжал укреплять свои международные позиции. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1928 г. СССР присоединился к пакту Бриана – Келлога, содержавшего призыв к отказу от войны как средства решения межгосударственных споров. В это же время советское правительство выступило с проектом конвенции о сокращении вооружений, который не был принят странами Запада.
Деятельность Коминтерна и политика СССР на Востоке осложняли взаимоотношения с Западом. В знак протеста против финансовой помощи советских профсоюзов английским горнякам, проводившим всеобщую стачку, Великобритания в 1927 г. разорвала дипломатические и торговые отношения с СССР, которые, правда, через несколько лет были восстановлены. В 1929 г. из-за поддержки Советским Союзом Коммунистической партии Китая в ее борьбе против гоминдановского правительства произошел вооруженный конфликт в районе Китайско-Восточной железной дороги. За ним последовал разрыв советско-китайских отношений, восстановленных в начале 30-х годов.
В крайне напряженной международной атмосфере конца 20-х – 30-х годов внешняя политика СССР прошла три основны<