Предпринимательские риски. принципы возникновения, факторы влияющие на него, виды рисков
Риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Предпринимательский риск — это риск деятельности компании, обусловленный характером бизнеса. К основным его видам можно отнести производственный, коммерческий и финансовый (кредитный) риски.
Классификация предпринимательских рисков:
1) По возможности страхования различают страховой и нестрахуемый риски.
Страховой риск – вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется страхование. В зависимости от источника опасности страховые риски делятся на две группы: риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, наводнения, землетрясения), и риски, связанные с целенаправленными действиями человека в процессе производства материальных благ (техногенные).
2) По возможности диверсификации различают систематический и несистематический риски.
Систематический риск характерен для всей экономической системы или отдельного рынка и не поддается диверсификации. Данный тип риска определяется факторами, влияющими на все отрасли и предприятия: возможные политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, экономические колебания и т. д.
Несистематический риск связан со спецификой деятельности предприятия, сложностями его функционирования, а также с проблемами отрасли, в которой оно действует.
3) В зависимости от этапа решения проблем выделяется риск в сфере принятия решений и в сфере их реализации. Отличием этих рисков друг от друга является то, что на стадии принятия решения (когда оно только прорабатывается) можно внести изменения и исправить положение, тогда как на стадии реализации предпринимательского проекта гораздо труднее что-либо существенно изменить.
4) По масштабам различают глобальный и локальный риски. Глобальный риск является отражением экономической ситуации в стране, в отдельных отраслях, регионах. Локальный риск возникает на уровне предприятия. Данные риски взаимообусловлены, воздействуют друг на друга и в то же время в известной степени автономны, из-за чего являются отражением противоречивых тенденций.
5) По сфере возникновения предпринимательские риски подразделяют на внешние и внутренние. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о политических, экономических и других ситуациях и соответственно о потерях предпринимателей, появляющихся в результате возникающего экономического и финансового кризиса, высокого уровня инфляции, непредвиденного изменения уровня ставки рефинансирования, резкого ухудшения политической ситуации, начавшейся войны, национализации, введения эмбарго, отмены лицензий. Все природные, политические риски могут быть отнесены только к внешним.
6) По длительности воздействия во времени предпринимательские риски делятся на кратковременные и постоянные, или долговременные. Кратковременные – это риски, которые угрожают предпринимателю в течение известного отрезка времени (например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки грузов, или риск неплатежа по конкретной сделке).Постоянные – это те риски, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенном секторе экономики: например, общий риск неплатежей в стране, несовершенство правовой системы и др.
7) По ожидаемым результатам выделяют спекулятивный и обычный предпринимательские риски. Спекулятивный риск подразумевается как вариант получения прибыли или убытка, например, от приобретения и продажи ценных бумаг.
8) По степени допустимости выделяют допустимый, критический и катастрофический типы риска. Допустимый риск – это угроза неполной потери прибыли от осуществления (неосуществления) того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом.
Предпринимательский риск — это риск, возникающий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией и т. д. В литературе выделяются следующие типы риска:
Ø экономический,
Ø технический,
Ø политический.
Экономический риск включает следующие риски:
Ø производственный;
Ø коммерческий;
Ø кредитный;
Ø инвестиционный;
Ø валютный;
Ø инфляционный и др.
Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.
Предпринимательские риски возникают в результате действия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо выступать результатом действий самого предпринимателя. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса действий конкурентов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия полноценной информации и т. д.
4. Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела.
Успешная реализация предпринимательских (инновационных) проектов
в равной мере зависит как от привлечения необходимых источников финансирования, так и от их эффективного использования.
Основной принцип измерения эффективности – принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности. Распространяя этот принцип на систему предпринимательства и ее специфичную область – строительство, важно подчеркнуть необходимость такого построения методической базы для оценки эффективности предпринимательских решений, когда моделируемый результат адекватен условиям и задачам целеполагания. Предпринимательству, базирующемуся на современной маркетинговой концепции, всегда присуща множественность целей. Она проявляется, в первую очередь, в альтернативности процесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности. Множественность целей может проявляться в ее многокомпонентном составе. Предпринимательская деятельность, как известно, агрегирует в себе три аспекта: производственный, коммерческий и финансовый. Для каждого из направлений характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом, разумеется, ставятся задачи поиска единонаправленных целей, или, в крайнем случае, установления разумного компромисса. Такой компромисс не всегда возможен, и задача оценки эффективности в этих случаях решается с помощью метода многоцелевой оптимизации.
Такой подход обуславливает второй принцип оценки эффективности предпринимательства – доступность использования нескольких критериев оптимальности. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о допустимости использования критериев, а не об их необходимости. Совокупность критериев используется в тех случаях, когда нет возможности для применения единых или обобщенных оценок.
Третий принцип оценки эффективности предпринимательства – в процессе целеполагания целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предпринимателя, реализуя принципы маркетинга как рыночной концепции управления. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, характерному для маркетинговой концепции, но создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а во множестве возможных оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.
Четвертым принципом оценки эффективности является ее (оценки) взаимосвязь с жизненным циклом продукции.