Объект, предмет и функции исторической науки. Роль теории в изучении прошлого. История России как часть мировой истории
Приступая к изучению материала необходимо дать определение понятия история и рассмотреть варианты периодизации истории. Следует обратить внимание на специфику исторической науки. Получить информацию о прошлом, можно только опираясь на исторические источники. Нужно уяснить, что для достижения объективности необходимо опираться на весь спектр исторических источников. Для целостного представления по заданной теме необходимо рассмотреть следующие вопросы.
1. Определение объекта и предмета исторической науки. Основные этапы развития мировой исторической науки. Методы исторического исследования.
2. Высшие достижения исторической мысли в эпоху Древнего мира. Античные авторы: Геродот (между 490 и 480 - ок. 425 до н.э.) – «История греко-персидских войн»; Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) – «История». Великий античный историк Полибий (ок. 200 - ок. 120 до н.э.) и его попытка создать всемирную историю. Труд Полибия «История» (40 книг).
Историческая наука Древнего Востока. «Китайский Геродот» Сыма Цянь (145 или 135 - ок. 86 до н.э.) и его «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. Историк и государственный деятель Китая XI в. Сым Гуан и его труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.
Крупные ученые-историки арабского Востока авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад -Динавери (IX в.), Табари (кон. IX - начало Х вв.).
3. Историческая мысль Средневековья и влияние на ее развитие церковно-религиозной идеологии. Концепция провиденциализма (по воле провидения) как ведущая историческая концепция раннесредневековой мысли Западной Европы. Августин Блаженный (354-430). Григорий Турский - автор «Истории франков» в десяти книгах - исторического памятника раннего Средневековья.
4. Эпоха Возрождения как переход от Средневековья к Новому времени. Усиление интереса к памятникам древности. Зарождение новых подходов к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) и его работа «Государь» (1513).
5. Историческая наука Нового времени. Итальянский философ Д. Вико (1668-1774) один из основоположников историзма. Французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист А. Тюрго (1727-1781)и его концепция развития исторического процесса. Философы Нового времени и идея естественного права, позднее - идея просвещенного монарха. Дуализм исторической науки. Крупнейшими представителями: О. Тьерри (1795-1856), Ф. Минье (1796-1884), Г. Карлейль (1795-1881). Немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861) и В. Онкен (1838-1894) создали - создатели «Всемирной истории» (19 и 46 томов соответственно).
6. Влияние марксизма и исторического метода познания на развитие исторической науки в XIX в. Гегель (1770-1831). К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).
Зарождение исторической науки в средневековой России (начало XII в.) – «Повесть временных лет» Нестора. «Слово о полку Игореве».
XVIII в. - как начало развития отечественной исторической науки. Складывание научных школ в XIX в. Новейший период в отечественной исторической науке.
Литература
1. Барг М.А. От Макиавелли до Юма: Становление историзма. - Москва, 1998.
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
3. История России*. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 2004 г. – 576 с.
4. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / под ред. А.А. Радугина. М., 2002.
5. История России* (Россия в мировой цивилизации): Учебное пособие для вузов / под ред. А.А. Радугина. М., 1997.
6. История России*: Учебник для техн. вузов / под ред. М.Н. Зуева; под ред. А. А. Чернобаева. М., 2004.
7. История России*: Учебник для вузов / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2006.
8. История Отечества: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2002.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. - с. 16.
10. Семенникова Л.И.* Отечественная история в системе мировых цивилизаций. М., 2008. – 782 с.
11. Тойнби А.* Постижение истории. - М., 1991.
Электронный ресурс
1. Что такое история и как ее изучают? // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lichm.narod.ru/Part1/111.html
2. История России. Теории изучения // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://society.polbu.ru/russia_history/ch00_all.html
3. История России // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.panasia.ru/main/russia/sight
4. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века : учебное пособие / под. ред. Б.В. Личмана // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://krotov.info/history/solovyov/lichman0.html
5. Коломийцев В.Ф. Методология истории // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://abuss.narod.ru/Biblio/kolomijtzev.htm
6. Предмет истории России. История России - неотъемлемая часть мировой истории // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://volgograd-net.ucoz.ru/index/istorija_rossii/0-15
7. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания : учеб. пос. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hse.ru/data/648/531/1240/SP_txtb2.pdf
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое история и какова ее роль в человеческом обществе?
2. Объект и предмет дисциплины "История", ее понятийный аппарат.
3. Основные функции исторического познания и их содержание.
4. Опишите структуру и функции исторического познания.
5. Какие методы исторического исследования вам известны?
6. Что такое принципы изучения исторических фактов и какие основные принципы вам известны?
7. Что такое исторический факт и исторический источник?
8. Каковы основные этапы развития мировой исторической науки и кто их крупнейшие представители?
9. Кого считают «отцом истории»?
10. Основные представители западноевропейской исторической мысли XVII-XIX в.
11. Основные представители исторической мысли Востока XVII-XIX в.
12. Историческая наука в Новейшее время (XIX-XX вв.).
13. Основные черты складывания российской исторической науки. В чем ее особенности и отличие от Западной?
Семинар 2