В 90-е гг. XX в. И НАЧАЛЕ XXI в.

1. Новая Россия в системе международных связей на рубеже XIX-XX вв.

2. Экономическая модернизация.

3. Политические реформы. Партии и общественные движения в России на

современном этапе.

4. Социально-экономическое развитие Дона

12 декабря 1991 г. на первом Съезде народных депутатов республики была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации.

После выхода России на самостоятельную внешнеполитическую арену и окончания холодной войны ее сотрудничество с другими государствами приобрело разноплановый характер, охватив широкий спектр проблем. Содержанием внешней политики стало установление партнерских отношений. Первое направление внешней политики было связано с отношениями с бывшими республиками СССР - т.н. «ближним зарубежьем», второе - с отношениями с т.н. «дальним зарубежьем».

Образованное после распада СССР Содружество Независимых Государств стало межгосударственным объединением ряда бывших союзных республик. Органы СНГ - Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентс­кая ассамблея и др. - не обладают наднациональными полномочи­ями. Отношения между государствами – членами СНГ – развива­лись по-разному. В то же время между некоторыми его участниками наблюдалось и наблюдается стремление к установлению более тес­ного взаимодействия. Это привело к созданию Сообщества (1996), а затем и Союза Беларуси и России, Устав которого был подписан президентами двух стран 23 мая 1997 г.

Российские военные на положении «миротворческих сил» действовали в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане. Сложными оказались отношения с Украиной из-за конфликта по поводу Черноморского флота и Крыма. Правительства государств Прибалтики и СНГ взяли курс на вытеснение русских. Россия в этот период укрепляла связи со странами СНГ.

Чеченские боевики совершили ряд террористических актов против мирного населения других регионов России. В августе 1996 г. между руководством РФ и сепаратистов была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из Чечни, о проведении президентских выборов в республике, которые были проведены в начале 1997 г. В августе 1999 года нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Кавказе. Федеральные войска были вновь введены на территорию Чечни.

В 90-е годы возник серьезный узел противоречий в Чечне. Летом 1991 г. часть Чечено-Ингушетии заявила о выходе из состава РСФСР и СССР и объявила себя независимым государством под названием Чеченской республики. В декабре 1991 г. Дудаев в одностороннем порядке прервал контакты с федеральными органами власти и заявил о выходе из состава России. Россия, защищая конституционные нормы, была вынуждена в декабре 2004 г. ввести в республику федеральные войска и осуществлять в 1994-1996 гг. контртеррористическую операцию в Северо-Кавказском регионе, восстанавливая правопорядок в Чеченской республике. Чеченские сепаратисты предприняли ряд террористических актов в Буденновске, Кизляре и Первомайском. В августе 1996 г. в Хасавюрте было подписано соглашение о прекращении боевых действий в Чечне и о выводе федеральных войск с территории Чеченской республики.

В «дальнем зарубежье» Россия продолжала выполнять обязательства СССР по выводу войск из Европы, который завершился в августе 1994 г.

В январе 1992 г. установлены дипло­матические отношения России и США. Затем эти страны обменялись инициа­тивами в области ядерного разоружения. 1 февраля 1992 г. США и Россия подписали декла­рацию о прекращении «холодной войны». В декларации определялась новая форма отношений между двумя сторо­нами – отношений партнерства, основанных на взаимном доверии, уважении и общей приверженности к экономической свободе. Прекратила существование двухполюсная система мировой политики. Основой внешней политики России стала линия уступок и открытости, получив в ответ международную поддержку.

В декабре 1991 г. Россия была принята постоянным представителем в Совет безопасности ООН и заняла вполне определенное положение в мире как одна из пяти вели­ких держав. Новая концепция места России в международной политической жизни подразумевает, что страна полностью интегрируется в мировое сообщество как равная среди равных. Россия заявила, что берет на себя финансовые обязательства СССР, наследует ядерную мощь и принимает договоренности, заключенные Советским Союзом в области разоружения. Во внешней политике Россия провозгласила концепцию многополюсного мира.

В январе 1993 г. в Москве Россия и США подписали договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон должен сократиться на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1. Вместе с тем Государственная Дума в октябре 1996 г. не ратифицировала его, считая что договор ведет к нарушению ядерного паритета России и США. В июне 1994 г. Россия, оговорив ряд особых условий, присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». К 31 августа 1994 г. завершился вывод российских войск из Германии и Прибалтики. Вместе с тем руководство НАТО в 1994-1997 гг. активизировало курс на расширение своей организации за счет стран бывших членов ОВД (Польша, Чехия, Венгрия) и республик бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония, Украина). Возникшую напряженность в некоторой степени смягчил основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в мае 1997 г. Согласно акту американское ядерное оружие не будет размещено на территории стран бывших членов распущенной в 1991 г. Организации Варшавского Договора, а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем.

С 1996 г. наблюдается рост инициативности и самостоятельности России во внешней политике. В феврале 1996 г. Россия присоединилась к Уставу Совета Европы и официально стала 39-м государством - участником СЕ. Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия. К договору присоединились 158 государств (кроме Индии).

В июне 1997 г. Россия вступила в «семерку» развитых стран мира, которая превратилась в «восьмерку». Улучшились отношения со многими странами мира, в том числе с Японией, Южной Кореей, Китаем. В марте 1999 г. Россия поддержала Югославию, против которой выступили страны НАТО.

Изменилась поли­тика России и в отношении стран третьего мира. Отныне Россия находится на стороне тех правительств и государств, которые разделяли ценнос­ти политического плюрализма, свободы печати, свободы выбора, демокра­тии, равноправного межгосударственного сотрудничества.

Во второй половине 90-х гг., несмотря на некоторую стабильность и рост внешней торговли, внешнеэкономическое положение России оставалось сложным. Подталкиваемые своими интересами, США продолжали создавать такую структуру международного сотрудничества, которая бы закрепила их лидирующую роль. В мировой политике противоборствовали два подхода к построению миропорядка: либо многополюсная система, основанная на прочном фундаменте международного права, либо однополярная модель с неограниченным доминированием одной сверхдержавы или группы наиболее развитых в экономическом и военном отношении государств. Сторонники этой тенденции возрождают в международных отношениях культ права силы, отодвигая в сторону силу права.

Начало XXI века характеризовалось определенными изменениями в международных отношениях. Начался принципиально новый этап их развития. На первый план вышли новые узлы противоречий и новая расстановка сил на международной арене. Это проблемы международного терроризма в качестве главной угрозы международной стабильности и формирование многонациональной коалиции, с участием не только США, но и России, Китая, Индии и многих других стран для борьбы с этой угрозой.

Подъем экономики, политическая стабильность и укрепление государства благотворно сказались на международных позициях России. Россия вернулась на мировую арену как сильное государство – государство, с которым считаются и которое может постоять за себя.

Приоритетами России в начале нового века стали активная многовекторная политика, направленная на обеспечение российских национальных интересов, интеграцию в Европу и мировую экономику. Внешняя политика приобрела динамичный и прагматический характер. Центральным приоритетом для России оставалось развитие многопланового сотрудничества с партнерами по СНГ. В отношении Чечни Россия осуществляет линию восстановления на ее территории нормального политико-правового пространства. Углублялась интеграция на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе – в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Россия заинтересована в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных условиях к ВТО.

Россия намерена развивать политический и экономический диалог с США и такими крупнейшими партнерами, как Китай, Индия, Япония, а также с другими странами. Происходит позитивная трансформация российско-американских отношений. Несмотря на ошибочное, по мнению российских дипломатов, решение США в декабре 2001 г. о выходе из Договора по ПРО, Россия считает важным не допустить возникновения правового вакуума в сфере стратегической стабильности. В этом контексте особое значение имеет взаимопонимание о разработке юридически оформленных договоренностей о дальнейших радикальных, необратимых и проверяемых сокращениях стратегических наступательных вооружений. Предпринимаются усилия в интересах создания единого европейского пространства безопасности. Ключевой элемент в этом плане - выстраивание долгосрочных партнерских отношений между Россией и Европейским союзом, придание нового качества отношениям между Россией и НАТО, положительные сдвиги происходят в деятельности ОБСЕ.

На азиатском направлении осуществлены крупные шаги в отношениях с Китаем, подписан базовый российско-китайский договор. Создана новая международная организация - Шанхайская организация сотрудничества. Активно развивались партнерские связи с Индией, диалог с Японией, другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Более динамичными стали отношения России с государствами Латинской Америки и Африки.

Россия участвует в глобальных процессах и в борьбе с такими угрозами мировому порядку, как терроризм, распространение оружия массового поражения и наркотиков, в разрешении региональных конфликтов на основе солидарных усилий мирового сообщества, опоры на инструменты ООН и международное право. Полностью подтвердилась оправданность последовательной линии России на укрепление центральной координирующей роли ООН и других многосторонних механизмов решения глобальных проблем, на объединение усилий мирового сообщества в противодействии международному терроризму, другим новым угрозам и вызовам. Несомненным вкладом в укрепление международного авторитета нашей страны было участие России в урегулировании наиболее сложных конфликтных ситуаций на планете, в том числе на Балканах, на Ближнем Востоке.

12 июля 2008 г. Президентом России Д.А. Медведевым введена в действие новая Концепция внешней политики России. В Концепции выделена ее отличительная особенность – сбалансированность и многовекторность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Интересы страны в современных условиях диктуют настоятельную необходимость активного продвижения позитивной повестки дня по всему спектру международных проблем.

Приоритетным направлением внешней политики обозначено развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

Главной целью на европейском направлении объявлено создание по-настоящему открытой демократической системы коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона.

В отношении США говорится, что российско-американские отношения необходимо перевести в состояние стратегического партнерства, перешагнуть барьеры стратегических принципов прошлого и сосредоточиться на реальных угрозах. Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии выделено развитие дружественных отношений с Китаем и Индией, отношений добрососедства и созидательного партнерства с Японией, ведущими региональными государствами Азии.

Россия последовательно защищает интересы своих соотечественников в других странах. В августе 2008 г. ею были приняты ответственные решения о начале и завершении операции по принуждению к миру агрессоров в Южной Осетии.

1991 г. оказался переломным в истории России. В октябре 1991 г. правительство Ельцина объявило о программе радикальных экономических реформ, в основе которой лежал переход к рынку. Российское правительство представило первую программу радикально-рыночных реформ на основе либерализации цен, приватизации и развития предпринимательства, в которой обещало экономическую стабилизацию через год. В основе этой программы лежала концепция «шо­ковой терапии», смысл которой состоял в осуществлении быстрого и ради­кального перехода от экономики огосударствленного, директивного типа к конкурентной (рыночной), так как, по мнению правительства, в усло­виях углубления экономического кризиса путь постепенных реформ оказался закрытым.

С 1992 г. этот курс стал осуществляться правительством Е.Т. Гайдара в сложных условиях, болезненно, не­последовательно и противоречиво. 2 января 1992 г. было объявлено о либерализации (освобождении) цен на промышленные и продовольственные товары, что в условиях монопольного характера экономики и товарного голода привело к их многократному росту, а также к обесцениванию денег на счетах предпри­ятий и вкладов населения в Сбербанке. Практически одновременно началась форсированная приватизация государственной собственности, во многих слу­чаях не подкреплённая необходимыми правовыми актами. Приватизация не только не способствовала оживлению промышленного производства, но, на­против, привела к свертыванию целых отраслей промышленности, породила такие явления, как коррупция, отток отечественных капиталов за рубеж и другие злоупотребления.

Препятствовала экономическим преобра­зованиям сложная политическая ситуация в СНГ, противостояние бывшей номенклатуры. Россия получила от Союза огромный внешний долг – почти 70 млрд долларов. Экономика была в развале. Финансы запущены. На 1991–1992 гг. пришелся пик внешних платежей. В результате инфляция за 1992 г. составила 3000%. На 20% сократился национальный доход и промышленное производство.

Сложная экономическая ситуация и борьба политических сил опреде­лили в конечном счете падение кабинета Гайдара. На VII съезде на­родных депутатов (декабрь 1992 г.) деятельность правительства Гайдара была оценена как неудовлетворительная. Правительство возглавил В.С. Черномырдин.

С его приходом началась корректировка пра­вительственного курса в сторону умеренного реформирования, активной стабилизации экономики. Проводилась умеренно жесткая финансовая политика, экономическими методами подавлялась гиперинфляция (с 40 % в 1993 г. до 1 % в 1997 г.), осуществлялась выборочная поддержка перспективных отраслей народного хозяйства, привлекались иностранные инвестиции. Но экономика продолжала падать. В 1995 уровень внутреннего валового продукта снизился по сравнению с 1990 на 40%. Особенно ощутимым было сокращение производства в машиностроении и легкой промышленности, что было обус­ловлено низкой конкурентоспособностью производимой ими продукции.

В июне-июле 1996 г. состоялись первые выборы Президента суверенной России. Они проходили на альтернативной основе и прошли в два тура. Победу одержал Б.Н.Ельцин. Он был избран Президентом России на второй срок. Накопление экономических и политических проблем привело к 1998 г. к смене Правительства. Но 17 августа Правительство объявило о валютно-финансовом кризисе, в результате которого произошел резкий обвал рубля, что значительно отбросило экономику России назад. В 1998 г. сменилось 3 правительства, в 1999 г. – столько же.

В целом осуществление реформ в 1992–1999 гг. приве­ло к противоречивым результатам. Были разрушены и устранены коман­дные хозяйственные структуры, сняты с экономики адми­нистративные путы, осуществлен переход к рыночному ценообразованию. Укрепилась самостоятельность товаропроизводителей и свобода личной инициативы. Было положено начало формированию многосекторной экономики с рыночной ориенти­ровкой, основ рыночной инфраструктуры. Осуществлена при­ватизация. Большинство крупных российских предприятий преобразованы в акционерные общества. Сформировался частный сектор. Продвинулось осуществление аг­рарной реформы. Осуществлено наделение землей, реорганизация колхозов и совхозов, возникли фермерские хозяйства. 4 июля 2001 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» (Земельный кодекс). Закон определил правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). В целом экономика вошла в рыночный режим работы. Был остановлен промышленный спад.

Таким образом, в 90-е годы XX в. Россия вступила в новый этап социально-экономического развития. Страна пережила крах основных политических и экономических институтов, радикальное изменение общественного строя. В целом реформы 90-х гг. оказали противоречивое, контрастное влияние на российскую жизнь. Создание в стране новых структур и институтов (экономического выбора, банковской системы, права частной собственности, свободы слова, парламентаризма) не сопровождалось ростом экономического и технического могущества. Напротив, 90-е гг. дали пример беспрецедентного падения производства и жизненного уровня населения. Значительной оказалась социальная цена реформ. В 1999 г. в России насчитывалось свыше 9 млн. безработных или 12-13% экономически активного населения. В начале 2000 г. 59,9 млн чел. (41,2 % населения) имели доходы ниже прожиточного минимума. Стала очевидной необходимость серьезных корректив экономической стратегии с упором на внутренние факторы развития, увеличение темпов экономического роста, решение назревших социальных проблем.

Начало XXI века сопровождалось значительными политическими и социально-экономическими переменами. В декабре 1999 г. ушел в отставку Президент России Б.Н.Ельцин, подписав указ о выборах Президента. И.о. Президента был назначен Председатель Правительства В.В. Путин, одержавший победу на выборах Президента РФ 26 марта 2000 г.

Основными экономическими проблемами являлись преодоление инфляции, рост инвестиций, структурная перестройка экономики на основе развития высокотехнологичных, инновационных производств, модернизация российского производства, увеличение конкурентоспособности российской экономики и ее рост. Необходимо было решать важнейшие социальные проблемы роста уровня и качества жизни людей.

Экономическая ситуация в 2004-2005 гг. характеризовалась восстановительным экономическим ростом, ростом фондового индекса России, снижением уровня инфляции. Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках на нефть, цветные и черные металлы в сочетании с модернизационными процессами в российской экономике привели к росту свободных инвестиционных ресурсов. Золотовалютные резервы Центрального банка составили 185 миллиардов (в 2000 году – 12 миллиардов), был сформирован Стабилизационный фонд Правительства.

Заработали механизмы улучшения положения малого и среднего предпринимательства. Вырос реальный уровень доходов населения, что привело к быстрому повышению внутреннего спроса и подняло привлекательность рынка. Вместе с тем из-за недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции большая доля прироста внутреннего спроса в этот период удовлетворялась за счет импорта. Бюджетная политика при избытке доходов была ориентирована на накопление резервов. Избыточные доходы были направлены в Стабилизационный фонд.

Важнейшей задачей является переход России от сырьевой модели экономики к инновационной. В Послании Федеральному Собранию РФ 2006 г. Президент России В.В.Путин подвел черту под переходным периодом страны и наметил новую стратегию для России – возрождения России как великой державы на основе стратегии развития.

В современном мире Россия находится на 15 месте по величи­не экономики, на 7 месте – по численности населения. Национальные богатства России оцениваются более чем в 30 млрд долларов. Удастся ли Рос­сии использовать свой мощный потенциал и оказаться в центре мирового технологического, экономического, информационного процессов, зависит от хода и продуманности реформ.

В 2003-2007 гг. экономика России стабильно росла – до 7% в год. В 5,5 раз возросли расходы бюджета. Рост инвестиций достиг 700 млрд. руб. в 2007 г.В бюджете 2006 г. впервые выделен Инвестиционный фонд – 69,7 млрд. руб., в 2007 г. фонд вырос до 110,6 млрд. руб. Инфляция уменьшилась с 20% в 2001 г. до 9% в 2006 г.

По итогам 2007 года, согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «восьмёрки», как Италия и Франция, по объёму ВВП, рассчитанному по паритетной покупательной способности, и вошла в семёрку крупнейших экономик мира.

Начались крупномасштабные проекты в энергетике, транспортной инфраструктуре, машиностроении, жилищном строительстве.

По наиболее важным для государства направлениям созданы обладающие большими финансовыми и организационными возможностями государственные корпорации. Наметились изменения к лучшему и в сельском хозяйстве.

Государственный внешний долг сократился до 3 процентов ВВП, что считается одним из самых низких и лучших показателей в мире.

Созданы значительные финансовые резервы, защищающие страну от внешних кризисов и гарантирующие исполнение социальных обязательств в будущем.

Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза. Минимальный размер оплаты труда увеличился с 600 руб. в 2003 г. до 2300 руб. в 2007 г. (с 1 сентября). Приняты меры по стабилизации демографической ситуации, социальной поддержке материнства и детства, многодетных семей, запущены программы родового сертификата и материнского капитала. В 2007 году была отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. Родилось так много детей, сколько не рождалось за последние 15 лет в стране.

Идут позитивные изменения в образовании, науке, здравоохранении. Государство обратилось к проблемам национальной культуры.

Реализуемые с 2006 г. по инициативе Президента РФ В.В. Путина приоритетные национальные проекты «Здравоохранение», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное жилье – гражданам России» положили начало новому отношению государства к социальной сфере – системному подходу к развитию отраслей и сфер, определяющих качество жизни людей. На реализацию приоритетных национальных проектов выделено в 2006 г. - 150,9 млрд. руб., в 2007 г. – 250 млрд. руб.

Появились новые возможности для развития и профессионального, и массового спорта в стране. Выбор Сочи столицей зимних Олимпийских игр 2014 года стал подтверждением не только наших спортивных и экономических успехов, но и роста международного авторитета России.

8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета РФ Президент России Владимир Владимирович Путин обнародовал Программу социально-экономического развития страны до 2020 года. «Стратегия - 2020» – это программа успешного развития России и ее регионов. Ее осуществление позволит вывести Россию в число мировых экономических лидеров, добиться нового качества жизни людей.

В результате реализации политики инновационного развития промышленное производство России выросло на 6,9% за 5 месяцев 2008 года, превзойдя показатели 2007 г. в 6,6%. При этом лидировала обрабатывающая промышленность. Рост реального ВВП России достиг показателя 8,4% за 5 месяцев 2008 года.

Основными задачами экономической политики были определены обеспечение устойчивых темпов роста экономики на основе преодоления ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития, развитие перерабатывающих отраслей, поддержка малого и среднего предпринимательства, возрождение эффективного аграрного производства, борьба с инфляцией. В социальной сфере основные задачи – обеспечение нового качества жизни людей, развитие человеческого потенциала, реализация эффективной социальной и демографической политики.

Вместе с тем во второй половине 2008 года одним из основных внешних вызовов для России стало влияние мирового финансово-экономического кризиса. Если в 2008 году промышленное производство, несмотря на влияние кризиса, выросло на 5,4%, то за первые 7 месяцев 2009 г. – упало на 14,2%. Реальные зарплаты уменьшились на 5,8%.

19 марта был обнародован проект Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009-й год. После его широкого экспертного и общественного обсуждения 19 июня 2009 г. проект был принят. В его основе заложены принципы продолжения стратегии развития, поддержки реального сектора экономики, полного сохранения социальных гарантий и социальных программ.

В целом пакет антикризисных мер России больше, чем других экономик мира. Его объем составит в 2009 году 12 процентов ВВП. Из развитых экономик больше всего в антикризисные мероприятия вкладывает Япония – примерно 2 процента ВВП.

В результате принятых мер экономика России выдержала удар мирового кризиса. Правительство РФ сумело избежать шоковой терапии при реализации антикризисных мер. Была сохранена финансовая система. Значительные средства были направлены в реальный сектор экономики. В полном объеме выполняются все социальные обязательства государства.

Во второй половине 2009 года снизились темпы падения объемов промышленного производства и рост безработицы. Так, объем ВВП РФ во втором квартале 2009 года снизился на 10,9 процента по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. При этом ВВП вырос на 7,5 процента по сравнению с показателями первого квартала текущего года. В июле 2009 года промышленное производство в России продемонстрировало восстановление – выросло по сравнению с июнем на 4,7%.

Отвечая на вызовы современного демократического мира, Россия, вступив в начале 90-х гг. на путь коренных преобразований, оказалась перед необходимостью осуществления глубокой демократизации страны. При этом демократизация рассматривается не только в качестве самостоятельной це­ли, но и как важнейшее средство политического обеспечения курса на ра­дикальные реформы в стране. Противоречиво проходило в этот период политическое развитие.

Сложная экономическая ситуация в стране, социальная напряжен­ность, противостояние законодательных и исполнительных властей привели к политическому кризису, который выразился в событиях 23 сентября 1993 г. В связи с «шоковой терапией» в обществе возникла социальная напряженность. Против экономического и политического курса правительства выступали почти все оппозиционные силы страны. Начался конфликт двух ветвей власти – законодательной (Верховного совета) и исполнительной (Президента). В марте 1993 г. на Съезде народных депутатов был поставлен вопрос об отставке президента. 21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдума о новой Конституции России.

Против президентского указа выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда, признавших действия президента неконституционными. Вице-президент А.В.Руцкой заявил об исполнении обязанностей президента и начал формировать параллельное правительство.

Здание Верховного Совета России стало центром сопротивления президенту Ельцину. 2 октября в Москве прошли организованные оппозицией крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. 3 октября Руцкой и председатель Верховного Совета России Р.И.Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома к штурму мэрии и телецентра. Попытка штурма «Останкино» привела к кровопролитию, но была безуспешной. Президент объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября в результате штурма Белого дома здание было занято войсками.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы во вновь созданные органы власти – в Федеральное собрание и Государственную Думу. Выборы впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Большинством голосов избирателей была принята новая Кон­ституция Российской Федерации, определившая основные черты новой поли­тической системы. Российская Федерация является демократическим право­вым федеративным государством с республиканской формой правления. Основной Закон российского государства в качестве высшей ценности оп­ределяет человека, его права и свободы. Государственную власть в стра­не осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент). Конституция упрочила позиции президента, который становился одновременно и главой правительства и наделялся существенными законодательными полномочиями.

31 декабря 1999 г. Ельцин ушел в отставку, передав руководство В.В.Путину, который был избран Президентом России в марте 2000 г. 14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президента России. За победившего кандидата В.В.Путина отдали свои голоса более 49,6 млн российских граждан, или 71, 31% проголосовавших избирателей.

В марте 2008 г. состоялись очередные выборы Президента РФ. Победу одержал Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатуру которого поддержал действующий Президент России Владимир Владимирович Путин. За Д.А. Медведева проголосовало более 70 % российских избирателей. Впервые в новейшей истории страны прошла нормальная, спокойная передача власти в полном соответствии с Конституцией. При этом общество не сотрясали конфликты и непримиримые противоречия. В то же время была обеспечена преемственность политического курса. При этом впервые политическая партия, победившая на выборах в Государственную Думу (2 декабря победу на выборах в Государственную Думу ФС РФ пятого созыва одержала Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), выдвинула кандидата на должность Главы государства – Д.А.Медведева. И Д.А. Медведев одержал уверенную победу. Впервые Главой правительства стал предшествующий Президент и Председатель Партии – В.В. Путин.

В начале нового века активно формировалась российская многопартийность. В 1999 г., по данным Министерства юстиции, в России насчитывалось свыше 75 тыс. разного рода партий и движений. Число партий только федерального уровня в 1993-1998 гг. увеличилось с 36 до 95, а вместе с региональными оно приблизилось к тремстам.

Реализация партийной реформы началась в 2001 г. с принятием федерального закона «О политических партиях». Окончательно закон вступил в силу в июле 2003 г., после завершения двухлетнего переходного периода. Закон стимулировал формирование крупных общенациональных политических партий, формирующих развитую региональную организационную структуру и выступающих в качестве посредников между государством и обществом.

В выборах в Государственную Думу 1993 г. имели право участвовать 167 общероссийских общественных объединений, реально участвовало лишь 13 избирательных объединений и блоков.

В 1995 г. правом участвовать в выборах обладали 273 общероссийских общественных объединения, в бюллетени были внесены 43 избирательных объединений и блоков.

Правом участвовать в выборах в Государственную Думу 1999 г. обладали 139 общероссийских политических общественных объединений, в бюллетенях были зафиксированы лишь 26 избирательных объединений и блоков.

В выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва в декабре 2003 г. имели право участвовать 44 политические партии и 20 общероссийских общественных движений, приняли участие 23 политических партии и избирательных блока. По результатом выборов, в Государственную Думу прошли, преодолев 5-типроцентный барьер, следующие политические партии: «Политическая партия «Единая Россия» (37,57 %), КПРФ (12,61%), ЛДПР (11,45 %), «Родина» (Народно-патриотический союз)» (9,02 %). Соответственно в Государственной Думе четвертого созыва сформировано 4 фракции. Это фракция «Единая Россия» - 300 депутатов, позднее в нее вошли еще 6 депутатов, КПРФ – 52 депутата, ЛДПР – 36 депутатов, «Родина» – 36, 23 так называемых независимых депутата не вошли во фракции.

В выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва 2 декабря 2007 г. имели право участвовать 15 политических партий. Избирательное законодательство закрепило отказ от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы на выборах в Государственную Думу и переход в 2007 г. на полностью пропорциональную систему (выборы по партийным спискам). Был установлен 7 %-й барьер прохождения в Госдуму.

За кандидатов Всероссийской политической партии «Единая Россия» проголосовало 64,30 % избирателей, пришедших на выборы. КПРФ получила 11,57 % голосов избирателей, ЛДПР - 8,14 % и впервые попавшая в Госдуму партия «Справедливая Россия» - 7,74 %. Все партии сформировали свои фракции в парламенте страны.

Общая тенденция последних лет в изменении настроений избирателей – ослабление правого и левого радикальных политических флангов, не предложивших реалистических программ, и рост центристских настроений, связанных с переходом к эволюционному развитию и последовательному решению назревших общественных проблем на основе предложений центристов.

Во второй половине 80-х годов в России наблюдалась активизация общественной инициативы. Наряду с традиционными общественными организациями (профсоюз, научные, научно-технические, культурно-просветительные и спортивные общества и ассоциации) стали возникать многочисленные новые объединения, которые на первом этапе своего формирования были названы неформальными движениями.

В 2005 г. в целях активизации роли гражданского общества в решении значимых вопросов была создана Общественная палата Российской Федерации. Ее задача – обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод при разработке и реализации государственной политики. Ее состав формируется из граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед обществом и государством, и представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений.

В 2009 г. в соответствии с инициативами Послания Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию страны, (ноябрь 2008 г.) была принята норма о регулярных отчетах Правительства в Государственной Думе. 6 апреля Председатель Правительства В.В.Путин выступил с отчетом в Государственной Думе, что стало новым шагом в развитии политической системы в России.

На старте российских реформ в начале 90-х гг. Ростовская область выступила на общероссийском рынке как индустриально-аграрный регион. Но уже в 1996 г. объемы производства сократились более чем в 2 раза. Возникшие при переходе к рыночной экономике трудности – сокращение объемов государственных заказов, усиливающаяся конкуренция со стороны зарубежных производителей – привели экономику области к затяжному кризису.

В результате Ростовская область стала регионом с ярко выраженным топливно-энергетическим уклоном. На долю отраслей ТЭК приходится более 1/3 объемов промышленного производства. В то же время спад угледобычи на Дону составил почти 40 % и обострил проблему шахтерских городов. Донской металлургии удалось сохранить свои позиции только на российском рынке стальных труб и стали. В пищевой промышленности, которая оставалась ведущей отраслью специализации Ростовской области, физический объем продукции сохранился на 63 %. Акционерное общество «Донской табак» стало одним из немногих предприятий Дона, акции которого не попали в руки иностранных инвесторов, а техперевооружение было произведено собственными силами.

На развитие сельского хозяйства негативное влияние оказали сокращение платежеспособного спроса населения, разница в динамике цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Спад производства сельхозпродукции на Дону в 1,5 раза превысил общероссийский уровень.

Вместе с тем развитая инфраструктура и благоприятное географическое положение Ростовской области стали важным потенциалом, «точкой роста» донской экономики.

В плане политических реформ в области были созданы демократические органы власти и управления в лице Донского парламента (Законодательного Собрания), Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области.

В 2000–2003 гг. в области принимались активные усилия по стабилизации и развитию экономического потенциала.

Сегодня Ростовская область входит в число 20-ти наиболее динамично развивающихся регионов России. Многие вопросы качества жизни успешно решаются в рамках приоритетных национальных проектов.

За последние пять лет (2003-2007 гг.) Ростовской областью пройден большой путь. Донской край вошел в число наиболее динамично развивающихся регионов России. Область занимает одно из ведущих мест в России по показателям экономического развития, входит в первую тройку российских регионов по научно-образовательному потенциалу, в пятерку самых инвестиционно привлекательных регионов, в число лидеров по инновационному потенциалу. Валовой региональный продукт растет до 10 % в год.

Многие предприятия Ростовской области – единственные или крупнейшие в стране производители тяжелых вертолетов, судовых навигационных систем, отдельных видов нефтеаппаратуры и уникального по своему качеству угля – антрацита. Здесь выпускается 100% производимых в стране магистральных электровозов, 94 % швейных машин и более 60% зерноуборочных комбайнов. Ростовская область торгует более чем со 110 странами мира, причем 70 из них импортируют ее продукцию, в частности зерно (примерно 60% российского зернового экспорта) и растительное масло (свыше 50 %).

Стабильная ситуация в экономике способствовала повышению уровня жизни жителей области. Существенно возросли расходы на социальную сферу. Сегодня объем на социально-культурную сферу составляет более 60% регионального бюджета. Многие вопросы качества жизни решаются в рамках приоритетных национальных проектов.

Продуктивно развивается местное самоуправление. В 2005 г. на Дону прошел первый этап реформы местного самоуправления, цель которой состоял в децентрализации полномочий и бюджетов, приближении власти к потребностям развития местного сообщества. Было создано 463 муниципальных образования вместо 55 существовавших ранее. Состоялись выборы в органы местного самоуправления. В 2006 г. выбранные главы муниципалитетов и представительные органы власти приступили к исполнению своих полномочий. 12 октября 2008 г. состоятся выборы в органы местного самоуправления поселений.

2 марта 2008 г. состоялись выборы в Законодательное Собрание Ростовской области четвертого созыва (срок полномочий – 2008–2013 гг.). По итогам выборов, впервые проходивших по смешанной системе (половина депутатов избиралась по одномандатным округам, а половина – по партийным спискам), 45 из 50-ти депутатских мандатов получили кандидаты, избранные от Политической партии «Единая Россия», 5 – от КПРФ.

Проблемы, которые предстоит решать в Ростовской области в ближайшее время – стабильное наращивание темпов экономического роста, обеспечение инновационного характера развития экономики, приоритетное развитие шахтерских территорий, улучшение качества жизни жителей Дона.

В сентябре 2007 г. Ростовская область отметила 70-летие своего образования. Область первой в Южном федеральном округе разработала и приняла Стратегию социально-экономического развития до 2020 года.

В ноябре 2008 года в области для нейтрализации влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса на развитие региона был создан под руководством Главы Администрации (Губернатора) области региональный Совет по антикризисным мерам. Совет вплотную занялся выработкой мер, обеспечивающих стабильность социально-экономического развития области.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Наши рекомендации