В информационных потоках можно выделить как каналы информации, так и стихийную циркуляцию информации в обществе.
Каналы информации создаются субъектами журналистской деятельности и ограничены законами и принципами деятельности корпорации.
Характеристика массовых информационных потоков.
Свойства массовой информации:
- способность распространяться;
- массовая информация в целом и любой информационный продукт в отдельности обладают способностью к архивации и актуализации;
«Камера эталонов» — архивы информации. В них аккумулируется социальная информация, которая фиксирует факты, мнения, взгляды, идеалы, убеждения, которые в любой момент могут быть востребованы обществом.
Массовая информация обладает склонностью к дифференциации и интеграции;
Историческое движение журналистики на уровне отдельных информационных продуктов от синкретичных форм существования к синтетическим.
Синкретизм — такая форма, когда разнородные элементы оказываются включенными (существовавшими изначально) в один источник. В древние времена наскальный рисунок выполнял несколько функций:
- тотемную;
- учебное пособие;
- эстетическую
Распространение массовой информации по потокам –– задача как журналистики в целом, так и каждого журналиста в отдельности.
Функции массовых информационных потоков:
Стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания;
Оповещать об изменениях действительности на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы);
Знакомить с разными мнениями о происходящем;
Управления поведением масс (те или иные решения институтов власти);
Рекреативная функция (развлекательная);
знакомить со знаниями, нормами и специфическими групповыми ценностями: национальными, профессиональными, возрастными, с ценностями общественных лидеров;
Помощь в преодолении типовых проблем деловой и частной жизни, разного рода производственных и бытовых трудностей (справочные, рекламные, эпистолярные тексты и т.д.).
Канал информации –– это специально созданная обществом система, которая служит для контроля и организации распространения информационных продуктов в интересах социума.
Канал информации –– это источник, имеющий социальный статус, из которого журналист может получать необходимые данные для создания информационного продукта.
Формы существования массовой информации:
Форма произвольной активности
Информация предлагается обществу в виде готовых информационных продуктов по специальным технически опосредованным и структурированным каналам информации в виде динамической и регулярно пополняемой совокупности информационных продуктов.
А). Эта информация специально предлагается обществу.
Б). Она предлагается специально существующими социальными институтами.
В). Распространяется по специальным информационным каналам.
Г). Всегда структурирована в виде информационных продуктов;
Д). Обладает динамикой;
Е). Регулярно пополняется
Форма непроизвольной активности (как следствие кибернетической природы социума)
Не связана непосредственно с информационными каналами, но в любой момент, при возникновении информационного повода может стать их достоянием. Любая информация обладает валентностью, то есть при присоединении к ней любого элемента действительности может благодаря творческой активности агента-идеолога стать информационным продуктом.
А). Имеет кибернетическое свойство;
Б). Может существовать на уровне межличностной коммуникации;
В). Обладает вариативностью
3. пассивная («тексты до востребования»)
А). потенциальная способность каждого объекта внешнего мира генерировать и распространять информацию;
Б). информация может быть законсервирована преднамеренно с использованием специальных носителей и храниться в виде готовых и завершенных информационных продуктов (архивизация информации)