ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, в программе данной дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, в программе данной дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, технологии кооперативного обучения, проектирования, развития критического мышления). Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования.
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса «История Латинской Америки»;
- электронные библиотеки по курсу «Новая история»:
- электронная база данных для создания тематических итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы со студентами;
- видеофильмы по Истории Латинской Америки;
- учебно-наглядные пособия, карты;
- технические средства обучения: видеомагнитофон, мультимедийный переносной проектор, лазерный копировальный аппарат, сканер.
Преподавание дисциплины «История Латинской Америки» базируется на использовании современных образовательных технологий. Важнейшим признаком отбора технологии в процессе обучения является возможность реализации личностного потенциала студентов в учебно-познавательной, учебно-профессиональной и контрольно-оценочной деятельности. Значительную роль в реализации основных целей изучения дисциплины «История Латинской Америки» играют интерактивные, проблемные, информационные технологии обучения.
Интерактивные технологии направлены на активизацию деятельности самих студентов в образовательном процессе и их развитие. К группе интерактивных технологий относятся игровые, проективные технологии, технологии «мастер-класса».
Интерактивное обучение способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности, при которых участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем. Это специальная форма организации познавательной деятельности студентов, одна из целей которой состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает сам процесс обучения более продуктивным.
Интерактивное обучение основывается на принципах: взаимодействия; активности обучаемых; опоре на групповой опыт; обязательной обратной связи; создания среды образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. На основе интерактивных технологий может быть организована как индивидуальная, так и парная, групповая работа.
Дискуссии.
На семинарских занятиях используются следующие виды дискуссий: «Круговой стол»; «Дебаты».
Дискуссия «Круглый стол» направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участником не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Использование данной формы дискуссии планируется при изучении темы «Колониальный период Латинской Америки». В рамках семинарского занятия на обсуждение студентов выносится тема «Война за независимость Латинской Америки».Также дискуссия «Круглый стол»планируется при рассмотрении темы «Латинская Америка с серидины 70-х гг. XX века до начала XXI». В рамках семинарского занятия на обсуждение студентов выносится актуальная тема «Латинская Америка во время и после второй мировой войны 40-50 –ые гг. XX века».
Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель такой дискуссии – научить убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме. Подобная дискуссия может быть проведена при изучении темы «Латинская Америка между первой и второй мировыми войнами с конца 10-х до конца 30-х гг. XX века», «Страны Латинской Америки в международных отношениях конца XIX – начала XX века».
2) Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атак, англ. Brainstorming) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы и правила проведения:
А) Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть честко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Б) Генерация идей. Основной этап, целью которого является генерация максимального количества идей, даже необычных.
В) Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма.
Метод «мозгового штурма» планирует использовать на семинарском занятии «Франция в годы консульства и первой империи (1799-1814 гг.)» при обсуждении вопроса «Древние индейские цивилизации Америки»Метод «мозгового штурма» также может быть использован при рассмотрении темы «Американская цивилизация XIX века» при обсуждении проблем «Война за независимость в Латинской Америке (1810-1826). Образование независимых государств», «Гражданская война в США (1861-1865)».
Проблемная технология обучения – это обучение, при котором преподаватель, создавая ситуации и организуя деятельность студентов по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание с и их самостоятельной поисковой деятельности с усвоение готовых выводов науки. Проблемное обучение предполагает организацию проблемных ситуаций, формирование проблемы, оказание студентам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Во время проблемной лекции преподаватель предлагает студентам проанализировать ситуацию и осуществить поиск путей нахождения проблемы. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач, требующих активной познавательной деятельности для их правильной оценки и разрешения, и обычно начинается с вопросов и постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить.
Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует неоднотипного решения, так как готовой схемы для их решения в прошлом опыте студентов нет, следовательно, для ответа на них требуется ряд рассуждений, когда для непроблемного вопроса уже существует правило, которое необходимо знать. Что касается содержания, то в отличие от содержания традиционной лекции, в которой информация преподносится преподавателем в виде известного материала, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Соответственно, полученная информация усваивается как личностное открытие еще неизвестного себе знания, что позволяет создать у студентов иллюзию « открытия» уже известного в науке. В процессе лекции осознание темы студентами происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации в зависимости от того, как они получают всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. (лекции по темам «Предмет, место и значение курса История Латинской Америки. Проблема периодизации курса «Открытие и завоевание Вест-Индии, Южной и Центральной Америки европейцами», «Революция негров-рабов Сан-Доминго»врамкахрассмотрения проблемы «Война за независимость испанских колоний»).
На проблемном семинаре студенты, осознав поставленную проблему, сами намечают план поиска, строят предложения (гипотезу), обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают факты, докладывают, делают выводы (семинар на тему «Освободительное движение в Бразилии», «Освободительная борьба кубинского народа в XIX в. И первые годы республики»).
Информационные технологии обучения направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации средствами компьютерной техники, Интернета, аудио- и видеотехники. Использование данных технологий обучения может быть успешно реализовано как на лекционных, так и семинарских занятиях.
Так, лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов – людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; карт, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков и моделей).
Средства Интернета и мультемидийные ресурсы могут быть успешно использованы на семинарских занятиях по темам «Международные отношения», «Колониальный период в Латинской Америке», «Война за независимость в Латинской Америке».
Проект-презентация по выбранной теме также представляет собой интерактивную форму обучения студентов. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.
Подготовительный этап:
· Предварительное распределение тем для подготовки проекта-презентации (тема проекта должна совпадать с темой и вопросами семинарского занятия);
· Ознакомление студентов с рекомендациями по оформлению и представлению презентации.