В большинстве демократических стран секты запрещены официально, но единственно в том случае, если носят деструктивный тоталитарный характер.
Религия - понятие многогранное. Существуют разные трактовки:
- Убежденность в присутствии Божественного среди окружающего мира
- Причина к образованию общностей - некая система общих ценностей и взглядов
- Способ удовлетворения духовных потребностей человека.
Можно выделить два противоположных подхода на тему происхождения религии как таковой: теологический и материальный. Приверженцы первого утверждают, что религия - последствие непосредственного отношения человека к сверхъестественному, к Богу. В то время как материалисты убеждены: религия есть не что иное, как продукт деятельности человеческого сознания в условиях отсутствия возможности рационального познания; первобытный человек был целиком подвластен окружающему миру и только поступательно осваивался, потому и отождествлял природу со сверхъестественным.
Религия является религией в случае, когда соблюдены структурные компоненты:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Беспрекословное принятие существования сверхъестественного
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Организованное поклонения- культ, специализированное средство культа (к примеру, храм), наличие методов определения культа (то есть молитв, песнопений, богослужений)
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Соответствующий религии образ жизни, желание создать согласованность между собственной жизнью и требованиями сверхъестественных сил
Религия такой, какой представляют её современные люди, возникла не сразу. Предварительно религия прошла через следующие формы:
Тотемизм. Почитание какого-либо животного или растения как покровителя или предка; отождествление внутреннего мира человека с животным или растением.
Фетишизм. Представители это религиозного течения превозносят некий предмет , перед этим приписав ему ряд магических свойств (способность влиять на ход событий, лечение, функции оберега и т.п)
Анимизм. Вера в существование духов или души природы.
Подобные религии практически ушли в прошлое, оставшись там, где до сих пор сохраняется родоплеменной строй общества. Что же касается сегодняшнего дня, существуют три мировые религии: буддизм, христианство и ислам, выделившиеся в силу большого количества последователей (больше 1 млрд), космополитизма (межэтнического характера), эгалитарности (равенства всех людей перед религией) и прозелитизма (бурной пропагандистской деятельности).
Буддизм | Христианство | Ислам | |
Возникновение | VI-V века до н.э. | I век н.э. | 610 год н.э. |
Место возникновения | Индия | Восточная часть Римской империи — Палестина | Аравийский полуостров |
Центральная личность | Сиддхартх Гаутама – Будда. | Иисус Христос | Пророк Мухаммед Бог - Аллах |
Учения | «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды) | Библия, Ветхий и Новый заветы | Коран – главная книга Сунна – сборник рассказов о жизни пророка Шариат – свод правил поведения |
Основные религиозные здания | Дацан, дуган | Церковь | Мечеть |
Основные символы | Колесо закона, Будда | Православный и католический кресты | Звезда и полумесяц |
Отношение к труду | Труд как средство самосовершенствования | Труд во имя высшей цели, максимальная отдача в короткий срок | Труд ставится в почет, воспринимается как средство для развития |
Особенности учения | Жизнь и страдания не разделимы по причине низменных желаний людей, поэтому суть религии – избавиться от земных страстей и следовать путем спасения, чтобы достичь Нирваны; перерождение души. | Существование загробной жизни (рай и ад); молитвы, крещение; культ икон и святых; индульгенция. Деление на православие, католицизм и протестантизм. | Вера в бессмертие души; большое значение обрядности (совершение намаза, паломничество в Мекку, пост в месяц рамадан) |
Численность и распространение на сегодняшний день | По разным оценкам от 400 до 1300 миллионов верующих. Южная, Юго-Восточная и Восточная Азии. В России: Бурятия, Калмыкия, Тува. | 2.3 миллиарда человек по всему миру (почти везде, кроме Северной Африки и Азии) | 1 миллиард Южная и Юго-Восточная Азия, Северная Африка. Государственная религия в Египте, Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Пакистане и др. |
На сегодняшний день помимо мировых религий существуют религии национально-государственного уровня. Примером могут служить: иудаизм (Израиль), индуизм (Индия), конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония)
Особенности религии заключаются в следующем:
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Зачастую выступает основным фактором формирования мировоззрения
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Подразумевает моральные и юридические нормы, невыполнение которых влечёт за собой осуждение
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Включает в себя веру в богоугодность деятельности лиц, приближённых к Богу и принятие ритуала или иного ритуала как спасительного средства
Функции религии:
Функция | Содержание | Пример |
Мировоззренческая | Формирует мировоззрение человека, систему его взглядов и ценностей | |
Регулятивная | Регулирует отношения людей в рамках общества | |
Культурная | Положительно сказывается на развитии культуры страны | |
Функция интеграции/ дезинтеграции | Объединяет/разъединяет людей с общими/различными взглядами на предмет религии | |
Коммуникативная | Открывает каналы общения: верующие между собой и верующих со сверхъестественным | |
Психотерапевтическая (компенсирующая) | Компенсирует ограниченность людей касательно изменения условий их существования |
В рамках темы «Религия» также следует рассмотреть понятие «Секта».
Секта – это обособившаяся от основного религиозного направления группа. Секта способна как противостоять основой религии, так и отделяться в силу наличия собственных традиций и существовать независимо.
В большинстве демократических стран секты запрещены официально, но единственно в том случае, если носят деструктивный тоталитарный характер.
Искусство
Существуют два понимания значения этого понятия. Одно из них трактует искусство как синоним слова «мастерство», то есть профессиональный уровень навыка в какой-либо сфере деятельности. В обществознании же принято определять искусство как форму познания окружающего мира, выраженную в виде отражения действительности в художественных образах.
Предметом искусства называют окружающий мир и отношение к нему человека.
Основная цель искусства – осуществление познания действительности, однако кроме этого искусство направлено на удовлетворение эстетических потребностей.
Эстетика– наука, связанная с эмпирическим уровнем познания, главная задача которой – постижение и создание прекрасного. Иными словами, эстетика – наука о прекрасном и безобразном.
Функции искусства:
Функция | Содержание |
Познавательная | Расширяет познания человека о действительности |
Коммуникативная | Объединяет людей в общности или группы |
Эстетическая | Создает понятие о красоте и стандартах, эталонах |
Гедонистическая | Удовлетворяет потребности человека в прекрасном |
Терапевтическая (компенсирующая) | Компенсирует нехватку совершенства в окружающем мире, способствует восстановлению душевного равновесия |
Нравственная | Формирует мировоззрение человека, его личность; воспитывает в человеке понятие о моральных ценностях |
Искусство включает в себя такие виды, как: живопись, скульптура, музыка, театр, кино, фотография, архитектура, танец и т.п.
И существует в следующих формах: картина, памятник, романс, спектакль, кинокартина, то есть в форме художественного произведения.
Мораль
Мораль– форма общественного сознания, определяемая совокупностью норм и убеждений на предмет поведения человека в обществе.
Структура морали строится на следующих составляющих:
· Нормы поведения (эгоизм, взаимопомощь, коллективизм)
· Личностные качества(благожелательность, верность, отзывчивость и т.п.)
· Моральные ценности (человеческое предназначение, стремление к свободе и осознанию жизни)
· Общепринятые категории морали (долг, совесть, добро, справедливость)
Мораль берет начало из таких исторических форм, как:
1. Табу(характерно для родоплеменного строя общества) – строжайший, безапелляционный запрет. Например, на смешение крови или убийство в рамках одного рода.
2. Обычай– принятая большинством деятельность, возможная в конкретных обстоятельствах в определенном обществе.
3. Традиция– некая норма поведения, предполагающая формы деятельности, осуществимые в конкретных обстоятельствах в определенном обществе (в отличии от обычая может быть индивидуальной, семейной).
Нормы современной морали.
Центральные функции морали:
Функции | Объяснение | Примеры |
Регулятивная | Обеспечивает регуляцию общественных отношений, взаимодействие человека и общества. | Владимир не отбирает конфеты у маленьких детей, потому что дети – это цветы жизни и их нельзя обижать. |
Мотивационная | Служит побудительным условием к совершению поступков. | Людмила остановила драку в школьном коридоре, потому что драться в школе - нельзя. |
Ценностно-ориентировочная | Задает определенные ориентиры желаемого поведения, к которым человек стремится. | Однажды в автобусе Павел не уступил место старушке, после чего стал объектом общего презрения. С тех пор Павел всегда уступает место старушкам. |
Воспитательная | Формирует принципы и нормы поведения у человека. | Алексей уступает место пожилым людям в общественном транспорте. |
Прогностическая (координационная) | Позволяет предсказывать возможное поведение людей в обществе (позволяет согласовывать и координировать действия людей). | Жена Аня уверенно кричала на своего мужа Андрея, так как знала, что мораль не позволит Андрею ударить её. |
Следует отличать мораль от нравственности. Мораль – это совокупность принятых большинством норм поведения, в то время как нравственностьпредставляет собой степень усвоения личностью моральных ценностей.