Государство и общественные объединения. Государство и церковь
Взаимоотношения государства и общественных объединений (ОО)служат важнейшим показателем демократ.
гос. власти. Если гос-во стремится к сотрудничеству с общ-ми объед-ми, обеспечивает их свободное развитие и функц-е, гарантирует их самост-ть в решении внутриорг-ных проблем, то такое гос-во следует оценивать как демокр.,поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека—право наобъединениев различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей. Право на объединение относится к важнейшим правам человека. Так, во Всеобщей деклар. прав чел. закреплено: «Каждый чел. имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию». Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европ. конвенции о защите прав чел. и осн. свобод: «Каждый чел. имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов». Это право не подлежит к.-л. ограничениям, кроме тех, которые:
а) предусмотрены законом, б) необходимы в демокр. обществе;
в) м. б. ограничены: интересами гос. или общ. безоп-ти, предотвращением беспорядков и преступлений, охраной здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц.
Согласно Конст. РФ, «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать проф. союзы для защиты своих интересов».
Право на объединение включает в себя следующие правомочия:
1) создавать на добров. основе обществ. объед-я;
2) вступать в сущ-щие объед-я;
3) воздерживаться от вступления в к.-л. объединения;
4) беспрепятственно выходить из любых объединений. Отношения гос-ва и общ. объед-й носят двустор. хар-р - гос-во определяет правовое положение общ. объед-й, пределы их деят-ти, объем полномочий и т. д., а общ. объед-я участвуют в определении политики гос-ва, в различных полит. кампаниях, в контроле за деят-тью гос. органов.
В литературе выделяют три главных направленияя сотрудничества гос-ва и общ. объед-й:
1) информир-е гос-вом общ. объед-й о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых гос-ми органами решениях;
2) совместная деят-ть гос-ва и общ. объед-й в решении социально значимых проблем, напр., избир. кампания, охрана окр. среды, охрана общ-го порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;
3) законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общ. объед-я воздействуют на процесс правотворч., изучают общ. мнение, проводят общ. экспертизу законопроектов, других НПА. Государство же, в свою очередь, контролирует:
1) законность деят-ти общ. объед-й, в т.ч. путем регистрации их уставных док-тов, надзора за тем, чтобы их деят-ть не выходила за пределы уставных целей и задач;
2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.
Оно может приостановить деят-ть общ. объед-й или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда). Согласно ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общ. объед-ях» общ.объед-е предст.собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческоеформирование,созданное по инициативе граждан,объединившихся на основеобщности интересовдля реализации общих целей,указанных в уставных документах формирования.
В отличие от ранее действующего зак-ва ныне общ. объед-я могут как регистрироваться, так и не регистрир. в органах юстиции. Незарегистр. общ. объед-е не приобретает прав юр. лица и не вправе участвовать в избир.
кампаниях.
В РФ предусмотрена возможность создания следующих шести видов общ. объед-й:
· общественная организация;
· общественное движение;
· общественный фонд;
· общественное учреждение;
· орган общественной самодеятельности;
· политическая партия.
Из названных видов только общ. орг-ции и полит. партии основаны на членстве, остальные объединения состоят из участников, не имеющих членства.
Членами и уч-ми общ. объед-й могут быть как физ. лица — рос. граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юр. лица — общ. объед-я. Создаются общ. объед-я по инициативе не менее трех лиц, достигших 18 лет. Для молодежных орг-ций установлен возрастной ценз их членов в 14 лет, а для детских орг-ций — 8 лет. Органы гос. власти и МСУ не могут быть учредителями или уч-ми общ. объед-й.
Права общ.объед-й — право свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность и др.
Среди обязанностей наиболее значительные — соблюдать зак-во, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, представлять регистрирующему органу годовые и квартальные отчеты о своей деят-ти, допускать представителей этого органа на проводимые общественным объединением мероприятия и др.
Гос-во не может вмешиваться в деят-ть общ. объед-й, если они не нарушают законов. В то же время гос-во: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общ. объед-й; 2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансир. отдельных общ-но полезных программ по заявкам общ.объед-й; 3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение гос. заказов и др.
В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». В широком смысле «церковь» — это особый тип религ. орг-ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
Главные признаки церкви:
а) наличие религиозной (догмат. и культовой) системы; б) иерарх. хар-р, централизация управления;
в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).
Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклас. обществах, сущ-ших в форме городов-гос-в, имелось три центра управления — гор. община, дворец и храм.
Существует два основных вида взаимоотношений церкви и гос-ва:
а) наличие гос. церкви, у кот. закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от гос-ва и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. Почти в тридцати мусульманских странах гос. религией официально признан ислам.
Статус гос. церкви хар-ся следующими моментами:
1. За церковью признается право соб-ти на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.
2. Церковь получает от гос-ва различные субсидии и матер. помощь.
3. Церковь наделяется рядом юр. полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).
4. Имеет право участвовать в полит. жизни, в частности, через свое представительство в гос. органах.
5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как пр., в образоват. учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.
Для режима отделения церкви от гос-ва (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) хар-но следующее:
1. Гос-во регулирует деят-ть религ. орг-ций, осущ-ет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерк. деят-ть.
2. Гос-во не оказывает церкви матер., фин. поддержки.
3. Церковь не выполняет гос. функций и вообще не вмешивается в дела гос-ва.
4. Отношения между гос-вом и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права гос-ва контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.
Нормальное состояние взаимоотнош. гос-ва и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных обществ. задач, а не полную изоляцию друг от друга.
Статья 14 Конст. гласит: «1. РФ — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
На основе этих положений Конст. гос-но-конфес. отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религ. объед-ях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, нах-ся на терр. РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.
В Советском гос-ве религ. орг-ции вообще исключались из полит. системы социализма. В современной России религ. объед-я (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела гос-ва и участвовать в выборах органов гос. власти и управления.
Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной соб-ти в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации полит. жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы гос. власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теокр. гос-ти сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теокр. тенденции, теократизацией полит. процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского гос-ва.
Теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.