Государство и политические партии. Государство и церковь
В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.
Термин «партия» в переводе с латинского означает часть, группа. Он получил распространение еще в Древнем мире.
Политическая партия – это добровольное объединение граждан гос-ва, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления.
Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества.
Партии в отличие от других институтов политической системы (например, профсоюзов и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируется прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.
Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. В международном документе Копенгагенской встречи (1990 г.) в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) записано, чтопартии не должны сливаться с государствами. Эта запись предостерегает от повторения опыта тоталитарных однопартийных режимов, в том числе и советского, когда единственная партия поглотила не только государство, но в значительной степени и гражданское общество. В таких случаях образуются так называемые «партийные государства». Сама по себе концепция «партийного государства» («государства партий») изначально ничего плохого в себе не несет: она служила лишь обоснованием необходимости правового регулирования деятельности партий. Основная идея этой концепции - признание партий как необходимых элементов функционирования демократических государственных институтов.
И партии, и государство являютсяполитическими организациями, политическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство являетсяцентральным звеном политической системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политических сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической системы в единое целое.
Вместе с тем, в отличие от партий, государствовыражает интересы общества в целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство обладает только ему присущими возможностями и атрибутами - «рычагами» политической власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ.
Функции политических партий:
1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп:
2) активизация и интеграция определенной части людей;
3) борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм/средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);
4) подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;
5) разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;
6) политическое воспитание общества в целом или его части;
7) подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных законом.
Структура политических партий состоит из
· партийного аппарата,
· рядовых членов (партийной массы),
· сторонников партии.
Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы граждан государства. Социально дифференцированному обществу наиболее адекватна многопартийность. И вместе с тем на формирование однопартийной или многопартийной системы оказывает воздействие целый ряд факторов конкретно-исторического свойства:
1) расстановка и соотношение социальных сил,
2) удовлетворенность или неудовлетворенность общественности деятельностью уже имеющейся партии (партий),
3) степень готовности различных групп создать свои политические партии,
4) достигнутый обществом уровень политической свободы,
5) доминирующая в обществе политическая культура,
6) наличие или отсутствие демократических традиций и т. п.
Виды:
1) по социальной направленности своей программы и деятельности
а) социал-демократические,
б) либерально-демократические,
в) коммунистические,
г) классовые,
д) националистические,
е) расовые,
ж) фашистские,
з) религиозные,
и) государственно-патриотические и т.п.;
2) по идейным основаниям их деятельности
а) доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии),
б) прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий)
в) харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);
3) по методам выполнения своей программы
а) революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию
общества)
б) реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);
4) по характеру политических действий
а) консервативно-реакционные,
б) умеренные,
в) радикально-экстремистские;
5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике
а) правящие
б) оппозиционные (последние в свою очередь могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) по месту в политическом спектре
а) левые,
б) центристские
в) правые.
Церковь – это;
1) союз людей, исповедующих одну веру;
2) религиозная организация, целью которой является обеспечение регулярных взаимоотношений между ее членами и структурными подразделениями, а также установление и поддержание связи со светскими организациями.
Взаимодействие государства и церкви детерминируется ее двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви, во взаимоотношениях ее с государством можно определить следующие четыре типа систем: 1) теократия, или приоритет церкви перед государством; 2) господствующая церковь; 3) признанные церкви; 4) церкви терпимые. По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы.
В зависимости от отношения к религии в современном мире выделяют:
1. Теократическое государство – это государство, в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви. В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы. Сегодня такими государствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Признаки теократического государства: 1) установление государственной религии, обязательной для всех; 2) включение религиозных организаций в политическую систему; 3) сращивание государственного аппарата и религиозных объединений; 4) религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти; 5) участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.
2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.).
Признаки светского государства:
1) отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;
2) невмешательство церкви в государственные функции;
3) выполнение церковью исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества;
4) отсутствие контроля об отношении граждан к религии;
5) охрана государством законной деятельности религиозных объединений;
6) отрицание религиозных норм в качестве источников права;
7) гарантия свободы религии, обеспечение равенства всех религиозных объединений перед законом.
Основной признак светского государства — отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви, российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.
3. Клерикальное государство – государство, где власть сливается с церковью, однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль.
4. Атеистическое государство — это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствах запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.