Характеристика социальных норм в догосударственный период
Существование ранних форм объединения предков современного человека было обусловлено необходимостью защиты от негативных проявлений внешней среды и необходимостью совместного добывания пищи. В суровых природных условиях первобытного общества человек мог выжить только в коллективе.
Дородовые объединения людей не были устойчивыми и не могли обеспечить достаточных условий сохранения и развития человека как биологического вида. Продукты питания, получаемые от природы в готовом виде, могли обеспечить лишь минимальные потребности общества в экстремальных условиях его существования. Экономика того времени была присваивающей. Материальную основу первобытного общества составляла общественная собственность с половозрастной специализацией труда и уравнительным распределением его продуктов.
Выжить и выделиться из мира животных человеку помогло изготовление орудий труда и творческая организация совместной хозяйственной деятельности. Этот процесс требовал развития не только инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, передачи опыта последующим поколениям и т. д. Первичной организационной единицей воспроизводства человеческой жизни был род, основанный на кровно-родственных отношениях его членов, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Данное обстоятельство связано прежде всего с особенностями семейных отношений того времени. В первобытном обществе доминировала полигамная семья, при которой все мужчины и женщины принадлежали друг другу. В условиях, когда отец ребенка не был известен, родство могло вестись лишь по материнской линии. Сложился матриархат, при котором женщины занимали лидирующее положение в обществе.[1]
Несколько позже с помощью обычаев сначала запрещаются браки между родителями и детьми, затем - между братьями и сестрами. В результате запрета инцеста (кровосмешения), послужившего биологической основой выделения человека из мира животных, браки стали заключаться между представителями родственных общин.
При таких обстоятельствах несколько дружественных родов объединялись во фратрии, фратрии - в племена и союзы племен, что помогало более успешно вести хозяйственную деятельность, совершенствовать орудия труда и противостоять набегам других племен. Тем самым был заложен фундамент новой культуры и системы отношений, коммуникации между людьми. Расширение общения обогатило процессы познания окружающей действительности и обучения ближних на основе обобщенного опыта с помощью рационализированных способов передачи информации.
Для оперативного управления общиной избирались вожди и старейшины, которые в повседневной жизни были равными среди равных, направляя поведение соплеменников личным примером.
Высшей властной и судебной инстанцией рода было общее собрание всего взрослого населения. Межплеменные отношения направлялись советом старейшин.
Поступки человека во многом предопределяются его природными инстинктами. Чувства голода, жажды и т. д. вызывают необходимость совершения определенных действий по удовлетворению индивидуальных потребностей. Эти инстинкты, обусловленные природой существования живого организма, присущи всем представителям животного мира.
Поведение человека в первобытном стаде направлялось с помощью знаков «можно» и «нельзя», воспринимавшихся, как и у животных, на уровне инстинктов и физических ощущений. Заложенные в основу этого поведения природные инстинкты (размножения, самосохранения и т. д.) обостряются коллективной природой человека. Поскольку жизнь индивида во многом зависит от поведения окружающих его людей, от согласованности взаимного существования, в повседневной действительности он должен не только что-то брать от окружающей природы для себя лично, но и своей деятельностью приносить пользу обществу, соблюдая общие правила поведения. Человек наделен разумом, поэтому в его поступках все большее отражение получает духовная жизнь, которая опосредуется нравственностью и некоторыми религиозными нормами. Поступки человека получают оценку с позиций добра и зла, чести и бесчестия, справедливого и несправедливого. Он начинает осознавать, что подлинное благополучие наступает не тогда, когда человек удовлетворяет свою физиологическую потребность, а тогда, когда он живет в полной гармонии с окружающими.[2]
Для социального регулирования необходимо было развитое сознание, способность оценивать, обобщать и формулировать наиболее рациональные варианты поведения в виде общеобязательных образцов. Нормативное регулирование имело значительные преимущества в сравнении с индивидуальными велениями. Оно существенно улучшало процесс управления, так как властные органы освобождались от необходимости вмешательства в каждую социально значимую ситуацию и от принятия множества конкретных управленческих решений, появилась возможность прогнозировать поведение людей в типичных ситуациях.
Кроме того, существование норматива позволяло координировать поведение многих людей, экономило их силы и облегчало совместный труд при достижении индивидом своих целей.
С помощью нарождающихся социальных норм человеческое общество решало проблему выживания и обеспечения стабильной совместной жизни. Аккумулируя частицы накопленного социального опыта, они указывали, как нужно и как нельзя поступать в определенной жизненной ситуации. Риск слишком дорого обходился первобытному человеку. Поэтому в тех нормах, в отличие от ныне действующих, выражалась не связь сущего с должным, а связь уже апробированного прошлого с настоящим.
Зарождающиеся права человека, отражая меру его свободы действовать по своему усмотрению, еще в значительной мере предопределялись природными факторами (физической силой, умом, организаторскими способностями и т. д.) и уровнем знаний первобытного человека.
Нормативная система того времени была довольно консервативной и изобиловала многочисленными запретами, выражающимися в форме заклятий, обетов, зароков и табу. Табу - это запрет, который устанавливался жрецами и имел мистические санкции, грозящие неблагоприятными последствиями.
Ограничения первобытного общества сдерживали биологические инстинкты человека, отрицательно влияющие на окружающую среду и развитие рода, его природный эгоизм, препятствующий необходимости согласования с потребностями других людей и подчинению общезначимым интересам.[3]
Человек безопасно чувствовал себя только в границах установленных запретов. Лишь позже появились обязывания и дозволения, деление права на естественное (природное) и позитивное, искусственно создаваемое и изменяемое самим человеком, регулирующее не столько положение человека в окружающем мире, сколько отношения внутри человеческого сообщества.
Первобытное общество не было знакомо с моралью, религией, правом как особыми социальными регуляторами, так как эти категории находились на начальной стадии своего формирования и их еще невозможно было дифференцировать. Возникающие мононормы были детальны по содержанию и унифицированы по форме. Их основными формами были миф и обычай.[4]
Жизнь первобытного человека - это продолжающийся ритуал познания и использования природы, где каждый поступок имеет определенное символическое значение. Питание становится не только средством удовлетворения физиологических потребностей, но и объектом поклонения, средством обучения, воспитания и познания. Религиозный обряд - это комплекс стереотипных, коллективных действий и знаков, заключающий в себе код символического общения со сверхъестественными силами, вызывающий определенные коллективные чувства.
При его проведении приоритетное значение получает не только и не столько форма, сколько смысловое содержание действий, выполняемых под руководством человека, обладающего специальными познаниями; сила образа в эмоционально-психологическом воздействии на людей, их коллективное сопереживание с участниками обряда. Соблюдая норму, субъект апеллирует к группе, добиваясь ее поддержки.[5]
Причины возникновения права
На сегодняшний день нет точной причины образования государства и права, поэтому данная проблема остается дискуссионной. Основа этой проблемы – разнообразные течения, а еще образование новых материалов в исторических науках и формирование государства, права.
Процесс формирования государства и права связан с развитием производства, когда наблюдался переход от присваивающей к производящей экономике. Благодаря этому произошел раздел общественного труда стали различать отдельно скотоводство от земледелия, ремесла. Родовые общины, в свою очередь, начинают подразделяться на патриархальные семьи.
Формирования права проходит несколько стадий (основные закономерности):
- скотоводство рассматривается отдельно от земледелия;
- ремесленное производство рассматривается как отдельная отрасль;
- возникновение купечества – особый класс людей, который не занимается изготовлением продукции, а являются посредниками при обмене между покупателями и изготовителями.
Разделение труда начало свое существование по причине роста населения и его надобностей. Средства производства стали активно развиваться, что привело к повышению степени независимости человека от природных ресурсов.
Благодаря представленным факторам стало возможным по-новому вести хозяйство. Отдельные племена уж не искали самостоятельно средства для своего обеспечения. Им стало выгодно сосредотачиваться на изготовлении конкретного продукта. Излишки производства обменивали на прочую продукцию, изготовлением которой занимались другие племена.
При активном росте производительности труда стало возможным разделить общинное хозяйство на хозяйства малых групп людей и отдельных индивидов. С течением времени коллективная собственность переросла в групповую, а затем в индивидуальную. Объем владения не мог быть равный у всех людей. В результате этого произошло расслоение, были сформированы общественные классы.
Классы – это обширные группы людей, между которыми имеются отличия относительно их материального положения места, которое они занимают в процессе труда. После того, как социальные функции и имущественное расслоение разделились, личная хозяйственная независимость субъектов во много раз возросла.
Социум разделился на несколько слоев, между ними не было согласия, их интересы имели противоречивый характер. По этой причине требовалась сила, которая бы смогла ограничить борьбу между классами и гарантировать дальнейшее развитие социума без конфликтов. Такой слой обладало государство. Относительный порядок в социальных отношениях был реализован посредством преимущественной защиты государственной машиной владений и других интересов экономически господствующего класса.
Можно утверждать, что государство стало продуктом развития самого социума, в результате сформированных внутри него противоречий. Ф.Энгельс рассматривал государство, как средство классового преобладания, а также инструмент, при помощи которого экономические господствующий класс угнетает сопротивление, реализует экономическое использование угнетенного класса. При переходе от первобытнообщинной организации власти к государству произошла трансформация системы общественных норм. Трансформация выражалась в количественном росте нормативных предписаний или в качественном усовершенствовании их системы. Общественные нормы стали достаточно разнообразными. Кроме обычаев и традиций стали активно формироваться такие понятия, как социальная мораль, этикет, религия, политик, культура. Помимо этого, противоречия в обществе и постоянные конфликты нуждались в образовании более действенных средств контролирования.
Самые важные из них были закреплены в письменной форме и находились под надежной защитой государства. Первые правовые предписания по своей сути были письменным выражением обычаев и традиций. Но со временем разрыв между обычным и государственным правом все время усиливался. Нормы законов наиболее выражено показывали не только существующее, но и необходимое состояние социальных отношений.[6]