Форма государственного устройства. Под государственным устройством принято понимать как административно-политическое деление государства

Под государственным устройством принято понимать как административно-политическое деление государства, так и национально-государственную организацию, взаимоотношение государства в целом и его составных частей. С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

Чрезмерно централизованное государство обрекает себя на неэффективность. Несоразмерно децентрализованное государственное устройство чревато распадом государства.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, метод его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения центра и территорий. Понятие «форма государства» дает ответы на вопросы:

- из каких структурных частей состоит государство (штат, край
и т. п.);

- степень зависимости территорий от центральной власти;

- каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и структурных образований;

- какой принцип положен в основу образования частей государ-
ства.

На становление формы государственного устройства в различных странах оказывают влияние национальные, исторические, политические, социальные, географические, военные и другие факторы. В настоящее время выделяются две формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное (единое) государство – это единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц, не имеющих признаков государственности.

Признаки унитарного государства:

- наличие административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками суверенитета;

- единая конституция и система законодательства;

- единая система высших органов власти и управления, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны;

- единая судебная система.

Степень зависимости территориальных образований от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные государства: Норвегия, Швеция, Дания, Румыния, и др. – характеризуются высокой степенью зависимости регионов от центральной власти.

Децентрализованные государства: Испания, Франция, Англия и др. – отличаются тем, что территории пользуются определенной самостоятельностью в вопросах формирования органов местного самоуправления и решения местных вопросов.

Можно также разделить унитарные государства на простые и сложные. Сложные унитарные государства имеют в своём составе отдельные автономии, обладающие некоторыми признаками суверенитета.

Федерация (лат. foederatio – объединение союз) – сложное союзное государство, состоящее из территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью и некоторыми признаками государственности. В настоящее время в мире насчитывается двадцать шесть федеративных государств.

Признаки федеративного государства:

- наличие различных государственных образований (республики, штаты, провинции, края и т. п.). Данные образования являются субъектами федерации и имеют своё собственное административно-территориальное деление;

- наряду с высшими федеральными органами существование органов государственной власти субъектов федерации;

- наличие в субъектах федерации своей системы законодатель-
ства;

- наличие судебной системы субъектов федерации;

- наличие двухпалатного парламента, верхняя палата которого состоит из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

Федерации могут быть построены по трем принципам:

- территориальному (США, ФРГ);

- национальному (СССР, Югославия);

- национально-территориальному (Россия).

Наряду с формами государственного устройства, могут существовать различные формы межгосударственных образований: конфедерация, содружество (ЕЭС, Британское, СНГ и т. п.), союзы (НАТО, ОПЕК), международные организации (ООН, ОАГ, ОАЕ и др.).

Конфедерация – союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей. К пониманию конфедерации существуют различные подходы

Конфедерацию нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. Это не государство в прямом смысле этого значения, а межгосударственное образование, союз государств, созданный с определенной целью. Конфедерация не обладает основными признаками государства.

Наши рекомендации