Теологические теории права
Теологические взгляды на право — это исторически первое объяснение сущности ирада, возникшее еще в древности. Так, в законах царя Хаммурапи записано: «Хаммураии, царь
Вавилона, утвердил своими законами правду и справедливость по внушению бога Мардуха».
Однако не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Нет, это и наша современность. Центральной идеей божественных (профетических) взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом ,цля регулирования поведения людей. Оно дается человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связаны с идеологией мировых религиозных воззрений: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом.
В книге «Исход» Библии записано: «Господь позвал Моисея на Синайскую гору и передал каменные скрижали, содержащие закон, писанный перстом Божьим».
В священных книгах индуизма записано, что Верховное существо (Бог) раскрыло Ману свой священный закон как отцу человечества в момент создания мира.
Мусульманское право, содержащееся в священных книгах ислама, является откровением Аллаха и вдохновленными Аллахом изречениями пророка Мухаммеда.
Современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.
13.2. Теория «естественного права»
Теория «естественного права» наибольшее развитие и распространение получила в преддверии буржуазных революций. Она исходит из дуализма (двойственности) права. Наряду с позитивным правом, созданным государством, согласно этой теории, существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы. «Естественное право» служит критерием оценки права позитивного. Все, что в позитивном праве противоречит «естественному праву», недостойно уважения и не должно считаться правом. Под «естественным правом» представители этой теории фактически понимали буржуазные представления о справедливости, общем благе. Основными идеями «естественного права» провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство, право на революционные выступления против правительства, попирающего эти права, и др.
В период разложения феодализма и свершения буржуазных революций рассматриваемая теория была направлена против феодальных теологических представлений о праве, против самих феодальных порядков, феодального государства и права, которые признавались противоречащими духу «естественного права». Представители школы «естественного права» того времени (Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, А. Н. Радищев) были прогрессивными деятелями, использовали свои идеи для критики феодального строя и для обоснования нового, буржуазного порядка. Под лозунгами этой теории совершались буржуазные революции. Ее идеи были отражены в содержании Декларации независимости США (1776г.), Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789г.).
После укрепления власти буржуазии роль теории «естественного права» упала. Первое место заняли позитивистские идеи о праве. После второй мировой войны идеи школы «естественного права» в измененном виде были подхвачены теорией «возрожденного естественного права», которая выступает преимущественно уже как теологическое представление о праве.
Католическое направление этой теории покоится на сочинениях средневекового теолога Фомы Аквинского. Естественным правом провозглашается право божественное, «вечное право», право, данное Богом. Право собственности и вытекающее из него неравенство бедных и богатых покоятся на этом «вечном» божественном праве.
Теория «естественного права» ныне находит сторонников и в России. Это объяснимо, так как Россия вступила на путь капиталистического развития. Идеология естественного права призвана вытеснить коммунистические идеи, отвергающие частную собственность. Можно предположить, что с упрочением буржуазных порядков эта теория будет отправлена в архив.
13.3. Юридический позитивизм
Юридический позитивизм возникает в начале XIX в., когда буржуазия достаточно упрочила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма, свободной конкуренции. Юридический по-
7 Теория государсгва и права !0"^
зитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя, в могуществе се государства и права. Буржуазия видит в своем нраве фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения.
Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории_юридического позитивизма право — факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право — приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только право-творческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.
Юридический позитивизм связан с философским позитивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, в формально-логическом исследовании его догмы. Формально-догматический описательный метод признается в качестве основного метода исследования. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направлений современного позитивизма является нормативизм.
13.4. Нормативизм
Нормативизм — это крайнее проявление формализма в теории права. Создательнормативизма, Г. Кельзен воспринял от позитивизма формально-догматический метод, от И. Канта — деление сферыпознания на сферубытия и сферу долженствования.Кельзен относитправо к сфере долженствования,которая никак не связана с миром бытия, не зависит от действительности.Свою теорию он именует «чистой теорией права».Сила права в самом нраве. Кельзен строит пирамиду норм. Каждаянорма низшего порядка действует только потому, что создана согласно процедуре, указанной высшей нормой. Сила однихнорм опирается, следовательно, на другие, высшиенормы,-но нс на реальные факторы. Сила
всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая I [резюмируется существующей. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы (решения судов или администрации, договоры и т. п.), включенные в право. Таким образом, суд рассматривается как правотворческий орган. Здесь Кельзен отходит от позитивизма, приближаясь к позиции социологического направления. Государство у него растворяется в праве, которое есть не что иное, как правопорядок, отражение права.
Юридическая наука, заявлял Кельзен, должназаниматься только нормами, должнаотбросить экономическую и тем болееклассовую обусловленность права. Оценка права с позиции морали недопустима,ибо связь междуэтими явлениями не существует.
13.5. Психологическая школа права
Родоначальником психологической школы права считается Л. И. Петражицкий, работавший в университетах России, а после первой мировой войны — в Польше. Л. И. Петражицкий и другие представители психологического направления (В. Лундштет, К. Оливекрона, А. Росс) утверждают, что психика людей — фактор, определяющий развитие общества, его морали, права, государства.
С точки зрения Л. И. Петражицкого, первичными в праве являются психическое правовое переживание, правовые эмоции. Правовое переживание носит императивно (обязанность)-атрибутивный (правомочие) характер. В этом переживании правомочие и обязанность неразрывно связаны. Норма права представляет собой результат такого переживания, мысленное явление, выражающее связь правомочия и обязанности. Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и придающие ему стабильность. Л. И. Петражицкий не отрицал существования официально действующего права, однако не объяснял, почему оно существует и действует. Признавая наличие позитивного права, он делил правовые переживания на два вида: переживания позитивного права (представления о том, что юридическая норма — результат внешнего решения, представление об ее источнике); переживания интуитивного права, т. е- автономного, не связанного с 1^зи-тивным правом. Интуитивное, автономное право признается
7* 195
абсолютным, позитивное — относительным. Позитивное право меняется параллельно изменению психических переживаний.
Другие представители психологического направления тоже видят истоки права в психике, эмоциях людей. Это или «психологическая потребность подчинения и повиновения», или «чувство коллективного взаимодействия», или «чувство подражания».
Психологическое направление все объясняет и выводит из психики, отрывает государство и право от его действительных корней.