Раздел 5. Российское государство, право, общество
52. Эволюция Российского государства и права. Рассмотрим основные обществоведческие категории на примере нашей страны.
Историю Российского государства и права можно было бы условно подразделить на две части - до ХIХ века включительно и ХХ - начало XXI века.
При этом в истории России до ХХ века, в свою очередь, выделяются три периода:
земский период (IX-XIII вв.);
московский период, т.е. период московского государства (XIV- XVI вв.);
период империи (XVII-XIX вв.).
Как известно, у славянских племен государственный уклад сложился в IX-X вв. На землях славянских племен (поляне, древляне, дреговичи, кривичи, полочане, волыняне, радимичи, вятичи, друговитяне, вервяне, сервы и др.) существовали княжества со своими центрами: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, Волынь, Псков и др.
Древнерусское государство земского периода представляло собой своеобразный союз княжеств (племен, общин) под главенством одного из княжеств. За это главенство шли постоянные междоусобные войны.
Объединяющую роль к X веку стал играть князь Киевский, которому местные князья уплачивали дань (налоги). Постепенно князья на местах были заменены членами рода князя Киевского - рода Рюриковичей. Единство княжеского рода по разным русским землям поддерживало объединяющую национальную идею земли Русской.
Каждое княжество охватывало определенную территорию с главным городом, пригородами и волостями (сельские общины), на которой обитало одно из славянских племен или часть его.
В состав славянских племен проникали и иноземцы (иностранцы) в качестве торговцев, вспомогательных военных отрядов - варяги с запада, тюрки с востока, печенеги, половцы. Историками отмечается быстрая ассимиляция инородцев в составе славянских племен.
Общество каждой земли состояло из 3 классов:
бояр, т.е. старейшин - "лучших людей" общины и дружинников княжеского двора;
горожан ("мужей") - всего свободного населения городов, включая чужестранцев, купцов и пр.;
смердов, т.е. всего сельского населения, населения сельской общины ("мира"); класс смердов состоял из людей свободных, прикрепленных (полусвободных) и несвободных - челяди, холопов.
Система власти в каждой земле-княжестве состояла из князя, боярской думы и народного собрания - вече. Князья правили либо на началах наследственности, либо - очень часто - в порядке избрания народом, членами рода. При этом князь избирался пожизненно, с детьми - фактически это было избрание новой династии. Князья осуществляли государственное управление и суд, принимали законы, возглавляли военные походы.
Боярская дума (совет старейшин племени) являлась необходимым элементов власти в каждой земле-княжестве. По утвердившемуся обычаю, князь был обязан совещаться с боярами думающими.
Дума участвовала в решении религиозных и законодательных вопросов (княжеские уставы, казни, штрафы), вопросов войны и мира, заключения международных договоров, осуществляла высший суд над князем и членами его семьи, обговаривала условия в случае приглашения князя со стороны.
Народное собрание было формой общеземской государственной власти. Оно созывалось князем или собиралось самопроизвольно. Собрание принимало законы, смещало и призывало князей, решало вопросы и мира (на какого князя идти войной, о заключении международных соглашений, например о соблюдении договора с греками 945 года и т.п.), участвовало в суде, который вершился князем, в назначении чиновников - посадников, тиунов (тиун - должностное лицо, управляющее какой-либо сферой от имени князя).
По мере надобности собирались на земле Русской советы князей - княжеские съезды. На таких съездах происходили суды над провинившимися князьями, издавались законы, действие которых простиралось на многие земли ("Русская Правда" Ярославичей была, например, выработана на съезде трех князей-братьев), разрешались междоусобные споры.
Преобладающая часть отношений (гражданских, уголовных, государственных) в Древней Руси регулировалась обычаями.
Многие их этих обычаев дошли до наших дней в виде пословиц: "молодой на битву, а старый - на думу", "молодой князь - молода и дума", "муж крепок по жене, а жена крепка по мужу", "братчина судит, как судья", "железа и змея боится" (намек на ордалии), "вор ворует - мир горюет", "чей хлеб кушаешь, того и слушаешь" (ограничение правоспособности договором личного найма), "что старее, то правее" (т.е. поступать по старине значит поступать по праву), "что город - то норов, что деревня - то обычай" и др.
Большую роль и как регуляторы отношений, и как образцы юридической культуры играли международные договоры Руси с "греками" и немцами.
С "греками" (как называли Византию) было заключено 4 договора - 907, 911, 945 и 972 гг. В их содержании значительное место было отведено уголовным и гражданским отношениям между греками и русскими, устанавливались обязательства по взаимному возвращению в отечество рабов и пленников. Договоры считались обязательными не только для властей, но и для подданных - как греков, так и русских.
В результате контактов с Византией происходила частичная и свободная рецепция (заимствование) византийского права. Например, под влиянием византийского права членовредительские наказания были заменены денежными штрафами, из византийских кодексов пришло постановление об ответственности господина за преступление его холопа, статьи о наследстве.
Русские князья издавали свои постановления в форме уставов - отдельных предписаний по одному или нескольким вопросам, например по уголовным, семейным, церковным делам; о наследстве, холопстве, об увечьях и личных оскорблениях, об отмене убийства раба за оскорбление свободного человека и др.
Активно издавали такие уставы Ярослав Мудрый, его сыновья. Впоследствии нормы этих уставов, вместе с нормами византийского права и обычным правом, вошли в "Русскую Правду".
"Русская Правда" в основном предусматривает ответственность за личные и имущественные преступления: убийство, нанесение увечий, оскорблений, кражу и др.
Так, в качестве наказания за убийство следовала кара (месть) со стороны родственников убитого: если убьет муж мужа, то мстит брат за брата, сын за отца: а не будет кому мстить - 40 гривен штрафу за убитого.
Состав кражи сформулирован в "Русской Правде" следующим образом: если возьмет кто-либо чужого коня либо оружие, либо одежду и станет известно это в обществе, то следует взять свое и 3 гривны за обиду.
Еще одним источником древнерусского права следует считать Псковскую судную грамоту XIV века и Новгородскую судную грамоту XV века. Псковская грамота была принята на псковском вече; Новгородская - на новгородском вече. Содержание их в значительной части состоит из уставов о судоустройстве и судопроизводстве.
Московский период в истории русской государственности и права (XIV- XVI вв.) был тесно связан с нашествием монголо-татарских орд с востока, движением на Русь немцев и шведов с запада.
В этот период на русских землях образовались два государства - Московское и Литовско-Русское, называвшееся Великим княжеством Литовским (с усилением княжеской власти, исчезновением вече).
История Великого княжества Литовского тесно стыкуется с историей Украины, Польши (Речи Посполитой).
Зерном Московского государства послужила земля Суздальская. Центром ее сначала был город Владимир, а затем центр в результате постоянной борьбы княжеств переместился в Москву. Золотая Орда утверждала великих русских князей на княжение, усиливая значение княжеской власти.
В начале XV века в Московском княжестве утверждается единодержавие, а роль удельных князей была сведена к минимуму до правителей, назначаемых государством.
Между Московским и Литовско-Русским государствами сложилась граница приблизительно по Днепру. Силы двух государств находились в равновесии. Лозунгом Московского государства было объединение "всея Руси". Противостояние двух государств завершилось лишь в XVII веке.
После падения монголо-татарского ига в 1480 году началось движение русских на восток - дальнейшее расширение Московского государства. В этот период состав населения состоял в основном из двух классов - служилых людей и тяглых людей.
Служилые люди - это выходцы из бояр и дворян, частных землевладельцев, которые призваны были к обязательному отправлению военной, придворной и приказной службы.
Тягловые люди делились на посадских людей (ремесленники, купцы, простолюдины, жившие в "посадах", т.е. вокруг города) и крестьян. Они обязаны были платить государству подати (налоги); такая обязанность возлагалась не на лицо, а на общину - посадскую или крестьянскую.
Городские поселения тягловых людей не попадали в частное владение и оставались в непосредственном подчинении государству. Сельские же поселения оказались в боярских вотчинах и на монастырских землях в частном владении в основном в силу "старожительства", т.е. давности проживания на землях владельца. Сельские жители оказались "прикрепленными" к земле.
Обычное право выработало институт давности; администрация и суды предписывали возвращать беглых "старожильцев". Позднее, в XVI веке, на смену боярской вотчине шла мелкая дворянская вотчина и поместье.
Органами власти в Московском государстве являлись:
самодержавный монарх: великий князь всея Руси, с середины XVI века - царь. Центральными органами управления служили специальные учреждения - приказы: приказ большой казны, разряд (военный приказ), разбойный, поместный, посольский, холопий и др. (всего более 40 приказов);
московская боярская дума, в состав которой входили бояре - древние землевладельцы, князья, лишившиеся уделов, введенные в думу дворяне, некоторые придворные по должности;
земские соборы (вместо вече) - представительные учреждения, в которых были представлены все классы и местности Российского государства; земские соборы решали вопросы избрания нового государя, внешней политики, наложения новых податей, законодательства - принятия Соборных уложений.
В московский период российской государственности законодательство было направлено на узаконение обычаев. Это время равновесия законов и обычаев. Почти вся юридическая жизнь народа подчинялась обычному праву и частной воле князей. Письменными формами права были жалованные и уставные грамоты.
Жалованными грамотами закреплялось пожалование недвижимого имущества, угодий, различных льгот (например, освобождение от податей, от суда местных властей и т.п.), обеспечивалась охрана частных лиц, землевладельцев от беззаконных деяний, превышения власти со стороны наместников, государства.
Уставные грамоты определяли порядок местного управления той или иной области, закрепляли права населения провинции и тем самым также защищали население от произвола представителей государства на местах. В них определялись судебные пошлины, уголовные штрафы в пользу наместника, права наместника и т.п.
В 1497 году местные законы были объединены в Судебник, который был утвержден Иоанном III и боярами. Судебник в основном включал в себя статьи с процессуальными нормами - о судоустройстве, судопроизводстве, а также нормы материального права - о наследстве, договорах займа и найма, купле-продаже и др.
Иван Грозный принял Судебник 1550 года, который развил и дополнил предыдущий Судебник. Недостаточность постановлений Судебника Ивана Грозного восполнялась отдельными указами.
В 1648 году царь Алексей Михайлович и дума приняли решение свести накопившиеся законодательные положения в один кодекс и вынесли его на утверждение Земского собора. Уложение состояло из 25 глав (967 статей), посвященных пяти группам вопросов:
государственному праву: личности государя, подделке государственных актов, фальшивомонетничеству, паспортному уставу, уставу военной службы и др.;
судоустройству и судопроизводству;
вотчинному, поместному, налоговому праву;
уголовному праву;
о стрельцах, казаках.
Соборное Уложение в последующем активно дополнялось различными указами и уставами, например Новоторговым уставом 1677 года, осуществившим реформу торгового права. В этот период законотворчество начинает идти впереди права; законы создают право, а не следуют за ним, как это было раньше.
В третий период своей истории - период империи - Российское государство из вотчинного превратилось в полицейское.
В этот период произошло приращение территории Руси за счет земель, захваченных польско-литовской унией (фактически воссоединение древнерусских земель, создание общерусского государства) - путем воссоединения Украины с Россией в 1653-1654 гг.
Позднее, в XVIII веке, в состав Российской империи вошли Белоруссия, Литва, часть Польши. В результате русско-шведских войн к России были присоединены Лифляндия, Эстляндия, Финляндия. В конце века Россия получила северный берег Черного моря, в 1812 году была присоединена Бессарабия. Границы Сибири расширились до Амура и далее.
Российское государство и право периода империи было ориентировано на восприятие западноевропейских и западнорусских форм, на изменение государственного строя, реформирование законодательства.
При Петре I активно шел процесс формирования из прежних служилых и тяглых классов разных сословий:
из служилых образовывалось дворянское сословие; дворяне освобождались от податей и повинностей. По "табели о рангах" Петра I, дослужившийся до чина не ниже 8-го класса причислялся на вечные времена к дворянству;
из тяглых городских людей формировалось мещанское (среднее) сословие; в него входили "граждане" нескольких гильдий: 1-я гильдия - банкиры, доктора, аптекари; 2-я гильдия - ремесленники (их называли подлыми гражданами) и т.п.;
из тяглового сельского населения произошли казенные крестьяне; из прикрепленных крестьян и холопов - крепостные крестьяне; из духовенства - духовное сословие.
При Петре I власть в России изменила патриархально-вотчинный характер, стала существовать в интересах государства и для государства. Российский монарх получил новый титул - императора, что должно было подчеркнуть курс на западноевропейские традиции.
Петр I ликвидировал боярскую думу как учреждение. Функции центрального органа управления осуществлял Сенат. В качестве отраслевых органов управления были созданы коллегии: военная, адмиралтейская, иностранная, духовная, камер-коллегия (доходы государства), штатс-контора (расходы государства), коммерц-коллегия (торговля), мануфактур-коллегия и др. (всего 12 коллегий).
Появилась должность генерал-прокурора. В 1802 году, при императоре Александре, вместо коллегий, были учреждены министерства.
Сенат постоянно менял свои функции и преобразовался в высшую судебную инстанцию. В 1810-1817 гг. в качестве высшего совещательного органа Российской империи функционировал Государственный совет.
Вся империя была поделена на губернии; губернии делились на провинции, впоследствии - уезды. Губернское руководство состояло из губернаторов (вице-губернаторов, генерал-губернаторов). Провинции управлялись воеводами, уезды - земскими исправниками, города - обер-комендантами и комендантами, а впоследствии - городничими.
Для судебных функций в городах были созданы надворные суды (в малых городах - городовые суды), впоследствии - земские суды.
Главным источником права в период империи окончательно стал закон; обычаю отводилась лишь вспомогательная роль.
Законы принимались в форме уставов, регламентов, указов. Так, при Петре I и его преемниках появились: Устав воинский (1716), Устав морской (1720), Устав о векселях (1729), Устав благочиния (1782), Устав о банкротах (1800) и др. Регламентами определялось правовое положение государственных органов. Указы издавались по всем важным вопросам (Табель о рангах 1722 года и др.).
Все попытки кодификации российского законодательства долгое время не имели положительного результата. В 1809 году на основе французского Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона 1804 года) был составлен и внесен в Государственный совет проект Гражданского уложения.
В последующие годы были подготовлены проекты торгового и уголовного уложений. В 1832 году был впервые издан Свод законов Российской империи (вступил в силу с 1 января 1835 года).
После отмены крепостного права в 1861 году расширилась сфера применения гражданского права. Развитие промышленности и рост рабочего движения вели к появлению и развитию фабричного права.
Шло совершенствование уголовного права: Уложение о наказаниях 1845 года было пересмотрено в 1866 году, а в 1885 году принято в новой редакции как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Уголовные дела рассматривались в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства 1864 года.
Итак, российская правовая система X-XIX вв. восприняла византийскую и западно-европейскую культуру, дух позднеримского права (Кодекс Наполеона и др.). Это означает, что российская правовая система является частью романо-германской правовой семьи, хотя и со своими особенностями.
53. Российское государство и право в ХХ веке. В развитии Российского государства и права в ХХ веке можно было бы выделить два периода - советский период и период "новой (обновленной) России".
По степени концентрации промышленного производства Россия в начале ХХ века достигла первого места в мире. Развитие промышленного капитала вошло в противоречие с помещичьими отношениями в сельском хозяйстве. Образно говоря, пришло время, когда столкнулись интересы капиталиста-промышленника и помещика. Это противоречие привело к революции 1905-1907 гг.
Царь - император Николай II вынужден был издать Манифест, даровавший народу права и свободы. Этот Манифест от 17 октября 1905 года, а также два Основных закона 1906 года, предусматривавшие создание государственной думы и государственного совета, фактически стали первой русской конституцией. Абсолютная монархия в России трансформировалась в конституционную (ограниченную).
На последующий ход российской истории повлияла Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, и февральская революция 1917 года: на смену монархии в России пришла республиканская форма правления.
Высшим органом управления стало Временное правительство. Ему надлежало выполнять исполнительно-распорядительные функции до созыва Учредительного собрания, которое должно было окончательно решить вопрос о форме правления в России.
В это же время складывается и такая система органов власти, как выборные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Постепенно шла большевизация советов: партии социал-демократов и социалистов-революционеров (эсеров) уступали руководство советами. В руки партии большевиков перешли Советы Москвы и Петрограда.
В октябре 1917 года большевики захватили власть в стране и свергли Временное правительство, выдвинув лозунг "Вся власть - Советам!". Учредительное собрание было разогнано. Фактически это был государственный переворот. Наступил период советской государственности и права, продлившийся до второй половины 80-х годов.
В стране утвердилась исторически уникальная форма правления - республика Советов.
Захват власти нужен был большевикам, чтобы, используя государственный аппарат, приступить к строительству нового - социалистического - общества, общества трудящихся и для трудящихся, общества без эксплуатации человека человеком.
Советское общество стало результатом социального взрыва. Это была историческая попытка осуществить вековые утопические идеалы коммунистических мечтателей на мало пригодной для этого российской цивилизационной почве. Попытка, которая стоила стране и народу огромных людских и территориальных потерь.
Идеологическая утопия надолго определила характер государства и методы его деятельности. Многонациональный народ стал средством достижения поставленной идеологической цели, общество стало зависимым от власти.
В 1922 году на базе отделившихся от Российской империи территорий был образован Союз Советских Социалистических Республик - СССР. В состав СССР вошла и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР.
Все основные демократические принципы построения власти (парламент как представительное учреждение, разделение властей, признание прав оппозиции, подчинение государства праву и др.) были отброшены.
В.И. Ленин обосновал принцип единства исполнительной и законодательной власти в лице Советов. В стране осталась одна партия - та, которая несла идеологию коммунизма. Все это подготовило почву для тоталитаризма.
Постепенно советы выстроились в многоступенчатую систему, которая оформляла и прикрывала безраздельную и бесконтрольную власть верхов под руководством партийного аппарата.
Высшим представительным органом была двухэтажная конструкция в виде Съезда народных депутатов и избираемого им Верховного Совета СССР. Съезд созывался периодически и состоял из депутатов, избиравшихся нижестоящими Советами. В каждой Республике был свой Съезд и Верховный Совет Республики (например, Верховный Совет РСФСР).
В рамках Верховного Совета СССР избирался постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Состав Президиума, в свою очередь, избирал Председателя Президиума. Иногда Президиум Верховного Совета и его Председателя называли коллективным президентом. В составе депутатов, членов Президиума были в основном представители высшего звена Коммунистической партии Советского Союза - КПСС.
Произошло сращивание партийной и государственной власти. Рядовые граждане были лишены возможности влиять на состав высших органов власти. Выборы были многоступенчатыми и безальтернативными. Назначения в государственный аппарат, в общественные организации осуществлялись только по партийным решениям.
Необузданная исполнительная власть рождала чудовищные злоупотребления. Пришедшая к власти диктатура пролетариата выродилась в диктатуру партии, а через нее - в диктатуру вождей. Инакомыслящие воспринимались режимом как "враги народа", чем закладывалась основа для политических репрессий.
Советская власть не просто попирала естественные права человека и гражданина, ограничивая и подавляя личные и политические свободы, она делала это с помощью законов и подзаконных актов.
Этим придавался законный характер ограничениям естественных прав человека. Так, в Уголовный кодекс РСФСР были включены статьи о "контрреволюционной агитации и пропаганде", "преступных сообществах", которые фактически ликвидировали свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.
Всеобщая паспортизация населения и система прописки ограничила свободу места жительства и передвижения.
Был реализован лозунг "кто не работает - тот не ест". Работа стала обязанностью, а не правом. Не имевшие постоянной работы могли быть привлечены к уголовной ответственности за тунеядство. По этой статье власть осуждала и инакомыслящих, которым не всегда из-за их взглядов удавалось найти официальную работу.
Подзаконными актами (многие из которых были секретными) предоставленные конституцией и законами права и вовсе низводились к нулю.
Такими актами регулировались вопросы цензуры, контроля за вероисповеданием, выезда за границу.
Государством активно использовался негласный институт "невыездных", когда идеологически опасных людей под разными предлогами не выпускали за границу - за железный занавес. В репрессивных целях использовалась медицина, особенно психиатрия.
Осуществлялся тотальный контроль за движением информации: иметь в личном пользовании ксерокс запрещалось; предприятия и организации, располагавшие ксероксами, должны были регистрировать их в государственных органах.
Преобладающая часть средств производства, предприятий, заводов были государственной собственностью. В сельском хозяйстве приоритет отдавался коллективной собственности (колхозам).
Вместо института частной собственности был закреплен институт личной собственности. Государство жестко регулировало все, что могло быть в личной собственности граждан.
В стране была введена монополия внешней торговли и валютная монополия. Хождение иностранной валюты было строго запрещено и жестоко каралось.
Советское государство являлось тоталитарным (в определенном смысле полицейским) государством. Принимавшиеся конституции превращались в фикцию. Право было идеологизировано и содержало волю одной партии.
Невиданные масштабы поэтому приобрел правовой нигилизм. Когда государство считает себя выше законов, общество также стремится обойти законы везде, где это возможно.
В праве воплотился примат интересов государства. Понятия частного права практически не существовало.
Судебная система находилась в полной зависимости от партийно-государственного аппарата и отличалась карательной направленностью.
Такая система в современном мире не могла бы и не может существовать неопределенно долгое время. Она неминуемо обречена на трансформацию.
Неэффективная, затратная социалистическая экономика проигрывала по всем статьям соревнование с экономикой Запада. Страна по уровню жизни скатывалась все ниже и ниже. Идеологические путы коммунистической утопии не давали хода назревавшим экономическим преобразованиям.
Социалистическое государство не стало и не могло стать эффективным менеджером для общества. Несвободный труд не мог быть эффективнее труда свободных частных собственников.
Путь строительства коммунизма, общества без частной собственности оказался тупиковым. Там, где в экономику не включен личный интерес частного собственника, нет будущего. Кризис объективно достиг своего предела к середине 80-х гг. ХХ века, когда в Советском Союзе началась так называемая перестройка.
Попытка мягкой идеологической и экономической корректировки сверху не сработала; было уже слишком поздно. Нарыв прорвался. Общество требовало радикальных изменений.
В этих условиях сложилось противостояние между руководством СССР с руководством РСФСР, ряда других республик.
В декабре 1991 года Советский Союз, существовавший на территориальных пространствах Российской империи, распался на 15 независимых государств. Одним из них стала Россия.
Россия объявила себя и была признана в мире как правопреемница (правопродолжательница) Советского Союза. Обязательства по большинству международных договоров, которые связывали Советский Союз, перешли на Россию.
Не стоит, впрочем, забывать, что тысячелетняя история России не с Советского Союза начиналась и не закончилась с его распадом.
Обновление России началось с кардинальной демократизации институтов государства и права. Был осуществлен принцип разделения властей, введен институт президентства, учрежден двухпалатный парламент (вначале называвшийся Верховным Советом; затем парламент стал называться Федеральным Собранием). Появился Конституционный Суд.
Россия превратилась, по существу, в парламентско-президентскую республику, а после конституционного кризиса 1993 года - в президентскую республику.
Название страны "РСФСР" было заменено на название "Россия" (равнозначное название - "Российская Федерация").
Конституция 1993 года приобрела высшую силу и прямое действие. Были признаны и юридически закреплены все права человека и гражданина на основе концепции естественных прав человека. В конституции воплощена идеология суверенитета народа, правового государства, гражданского общества.
Избирательная система получила демократический характер. Выборы Президента и депутатов одной из палат парламента - Государственной Думы являются прямыми.
Были сформированы общефедеральная правовая система и самостоятельные правовые системы субъектов федерации. В правовую систему России вошли нормы и принципы международного права.
В стране появились разнообразные партии всего политического спектра - от "левых" до "правых". Оппозиционные партии и организации получили возможность нести свои взгляды в общество различными средствами.
Государство провело приватизацию (пусть и не очень справедливо и качественно), избавившись от груза государственной собственности. Появилась частная собственность. Все формы собственности признаны юридически равноправными. Произошло становление частного права.
В стране была ликвидирована государственная монополия внешней торговли; теперь любое предприятие (в том числе частное) имеет право и возможность осуществлять импорт и/или экспорт товаров, услуг. Разрешен свободный обмен рублей на иностранную валюту.
Можно сказать, что в стране во множестве областей запретительный тип правового регулирования был заменен на разрешительный (общедозволительный). Расширилась степень свободы.
Таким образом, в 90-х гг. ХХ века Российское государство начало движение в сторону демократического, правового.
54. Основы конституционного строя России. Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, закрепила основы конституционного строя (глава 1).
Так, например, в Конституции закреплены следующие принципы:
Россия - это демократическая республика, правовое государство; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
Россия - социальное государство, обеспечивающее гарантированный минимум поддержки граждан;
Россия - федеративное государство; она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; все они равноправны между собой;
государство обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; гражданин не может быть лишен гражданства;
народ является носителем суверенитета и источником власти. Свою власть народ осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
территориальная целостность России - незыблема; в стране обеспечивается единое экономическое пространство;
Конституция и федеральные законы распространяются на всю территорию России и имеют верховенство; законы обязательно должны быть опубликованы, а неопубликованные законы - не применяются;
все формы собственности признаются и защищаются равным образом;
никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; признается многопартийность, равенство общественных объединений перед законом;
Россия - светское государство; никакая религия не является государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
55. Система органов государственной власти России. Согласно Конституции (ст. 11), государственную власть в России осуществляют:
Президент;
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
Правительство;
суды.
Рассмотрим наиболее важные элементы правового статуса главы государства и государственных органов, входящих в три основные ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную.
Пост Президента России был учрежден в апреле 1991 года (когда еще Россия оставалась в составе СССР). Одновременно учреждался пост Вице-Президента. Первым Президентом России, избранным 12 июня 1991 года, стал Борис Николаевич Ельцин.
Президент по своему статусу рассматривался как "высшее должностное лицо", "глава исполнительной власти". Место Президента в структуре государственной власти было обозначено недостаточно четко; неясно были разграничены полномочия между Президентом и парламентом (тогда еще - Верховным Советом РСФСР).
Это в конечном итоге привело к конституционному кризису - противостоянию между двумя ветвями власти: Президентом и парламентом. Противостояние приняло вооруженную форму, выплеснулось на улицы. Президент взял верх.
В Конституции 1993 года полномочия Президента были усилены. Теперь его статус обозначен как "глава государства" (ст. 80). Пост Вице-Президента был упразднен.
56. Правовой статус Президента России. Статус Президента определен главой 4 Конституции России. Суммируем основные черты этого статуса.
Во-первых, Президент России является "Президентом всех россиян", всего многонационального народа России. Он остается вне интересов отдельных политических партий и общественных объединений; обладает неприкосновенностью (против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля); имеет право на личный штандарт (флаг) и символы президентской власти.
Во-вторых, Президент осуществляет следующие основные функции: он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета, независимости и целостности России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные принципы внутренней и внешней политики; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
В-третьих, для осуществления указанных функций Президент наделен следующими, в частности, полномочиями:
назначать Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы); принимать решение об отставке Правительства; назначать на должности федеральных министров и заместителей Председателя Правительства (по предложению Председателя Правительства);
формировать Администрацию Президента; председательствовать на заседаниях Правительства;
представлять Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка, а Совету Федерации - кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора;
формировать и возглавлять Совет Безопасности, утверждать военную доктрину; Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;
назначать полномочных представителей Президента, судей федеральных судов, высшее командование Вооруженных Сил, дипломатических представителей;
назначать выборы Государственной Думы; в определенных случаях распускать Государственную Думу;
вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать федеральные законы; назначать референдум; в соответствующих случаях приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации; издавать указы и распоряжения;
вести переговоры и подписывать международные договоры;
вводить военное положение в случае агрессии; вводить чрезвычайное положение (с сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе);
решать вопросы гражданства, предоставлять политическое убежище; награждать наградами России, присваивать почетные, воинские звания; осуществлять помилование.
Можно сделать вывод, что Президент, с одной стороны, является главой государства, и в этом качестве он стоит как бы над всеми ветвями власти, но в то же время, с другой стороны, Президент возглавляет вертикаль исполнительной власти: назначает Председателя Правительства, председательствует на заседаниях Правительства, непосредственно руководит работой ряда министерств и ведомств, является Верховным Главнокомандующим и т.д.
Все это делает фигуру Президента в России чрезвычайно сильной в раскладе органов государственной власти. По этой причине Россию вполне можно квалифицировать как президентскую республику.
Вместе с тем Президент находится в системе "сдержек и противовесов" и сам играет роль элемента такой системы.
Рассмотрим, например, систему "Президент - Федеральное Собрание". В отношениях, складывающихся в данной связке, Президент и парламент выступают как противовесы. Президент, в частности, имеет право назначать выборы в Государственную Думу; с другой стороны, выборы самого Президента назначаются Советом Федерации. При этом формирование Совета Федерации происходит без участия и Государственной