Раздел 5. Российское государство, право, общество 2 страница

государство обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; гражданин не может быть лишен гражданства;

народ является носителем суверенитета и источником власти. Свою власть народ осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

территориальная целостность России - незыблема; в стране обеспечивается единое экономическое пространство;

Конституция и федеральные законы распространяются на всю территорию России и имеют верховенство; законы обязательно должны быть опубликованы, а неопубликованные законы - не применяются;

все формы собственности признаются и защищаются равным образом;

никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; признается многопартийность, равенство общественных объединений перед законом;

Россия - светское государство; никакая религия не является государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

55. Система органов государственной власти России. Согласно Конституции (ст. 11), государственную власть в России осуществляют:

Президент;

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство;

суды.

Рассмотрим наиболее важные элементы правового статуса главы государства и государственных органов, входящих в три основные ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную.

Пост Президента России был учрежден в апреле 1991 года (когда еще Россия оставалась в составе СССР). Одновременно учреждался пост Вице-Президента. Первым Президентом России, избранным 12 июня 1991 года, стал Борис Николаевич Ельцин.

Президент по своему статусу рассматривался как "высшее должностное лицо", "глава исполнительной власти". Место Президента в структуре государственной власти было обозначено недостаточно четко; неясно были разграничены полномочия между Президентом и парламентом (тогда еще - Верховным Советом РСФСР).

Это в конечном итоге привело к конституционному кризису - противостоянию между двумя ветвями власти: Президентом и парламентом. Противостояние приняло вооруженную форму, выплеснулось на улицы. Президент взял верх.

В Конституции 1993 года полномочия Президента были усилены. Теперь его статус обозначен как "глава государства" (ст. 80). Пост Вице-Президента был упразднен.

56. Правовой статус Президента России. Статус Президента определен главой 4 Конституции России. Суммируем основные черты этого статуса.

Во-первых, Президент России является "Президентом всех россиян", всего многонационального народа России. Он остается вне интересов отдельных политических партий и общественных объединений; обладает неприкосновенностью (против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля); имеет право на личный штандарт (флаг) и символы президентской власти.

Во-вторых, Президент осуществляет следующие основные функции: он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета, независимости и целостности России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные принципы внутренней и внешней политики; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

В-третьих, для осуществления указанных функций Президент наделен следующими, в частности, полномочиями:

назначать Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы); принимать решение об отставке Правительства; назначать на должности федеральных министров и заместителей Председателя Правительства (по предложению Председателя Правительства);

формировать Администрацию Президента; председательствовать на заседаниях Правительства;

представлять Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка, а Совету Федерации - кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора;

формировать и возглавлять Совет Безопасности, утверждать военную доктрину; Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;

назначать полномочных представителей Президента, судей федеральных судов, высшее командование Вооруженных Сил, дипломатических представителей;

назначать выборы Государственной Думы; в определенных случаях распускать Государственную Думу;

вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать федеральные законы; назначать референдум; в соответствующих случаях приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации; издавать указы и распоряжения;

вести переговоры и подписывать международные договоры;

вводить военное положение в случае агрессии; вводить чрезвычайное положение (с сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе);

решать вопросы гражданства, предоставлять политическое убежище; награждать наградами России, присваивать почетные, воинские звания; осуществлять помилование.

Можно сделать вывод, что Президент, с одной стороны, является главой государства, и в этом качестве он стоит как бы над всеми ветвями власти, но в то же время, с другой стороны, Президент возглавляет вертикаль исполнительной власти: назначает Председателя Правительства, председательствует на заседаниях Правительства, непосредственно руководит работой ряда министерств и ведомств, является Верховным Главнокомандующим и т.д.

Все это делает фигуру Президента в России чрезвычайно сильной в раскладе органов государственной власти. По этой причине Россию вполне можно квалифицировать как президентскую республику.

Вместе с тем Президент находится в системе "сдержек и противовесов" и сам играет роль элемента такой системы.

Рассмотрим, например, систему "Президент - Федеральное Собрание". В отношениях, складывающихся в данной связке, Президент и парламент выступают как противовесы. Президент, в частности, имеет право назначать выборы в Государственную Думу; с другой стороны, выборы самого Президента назначаются Советом Федерации. При этом формирование Совета Федерации происходит без участия и Государственной Думы, и Президента.

Президент вправе распустить Государственную Думу, но не может распустить Совет Федерации. В свою очередь, Государственная Дума вправе выдвинуть обвинения против Президента, а Совет Федерации принять решение об отрешении Президента от должности.

Президент имеет право законодательной инициативы, право вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. В то же время это вето может быть преодолено двумя третями голосов каждой палаты. Неконституционные указы самого Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.

Президенту не дано право единолично определять кандидатуру Председателя Правительства. Это кадровое полномочие законодатель разделил: Президент назначает Председателя Правительства, но Государственная Дума вправе согласиться или не согласиться с кандидатурой.

Похожим образом разделены кадровые полномочия в отношении судей высших судов, Генерального прокурора. Президент лишь предлагает кандидатуры, а назначает их Совет Федерации.

Следует обратить внимание, что в отношении Председателя Правительства Президент делит кадровое полномочие с Государственной Думой, а в отношении судей высших судов - с Советом Федерации. Как видно, законодатель предпочел развести кадровые полномочия по разным палатам.

57. Порядок избрания Президента России. Выборы Президента РФ осуществляются на основе Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 года.

Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Подготовка и проведение выборов должны осуществляться открыто и гласно.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет (других возрастных или образовательных, профессиональных ограничений не имеется). Избрание одного лица более чем на два срока не допускается.

Иностранцы не допускаются к участию в избирательной кампании. Иностранные наблюдатели аккредитуются Центральной избирательной комиссией при наличии соответствующего приглашения.

Выборы Президента назначает Совет Федерации не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента имеют политические партии и избирательные блоки. Избирательным блоком считается добровольный союз двух или трех партий (либо партий и общественных организаций).

Партия/блок вправе выдвинуть только одного кандидата, который может и не состоять в их рядах. Решение принимается на съезде партии/ блока.

Возможно выдвижение кандидатуры на пост Президента в порядке самовыдвижения, но при условии поддержки группой избирателей в количестве не менее 500 человек. Группа избирателей должна зарегистрироваться в Центральной избирательной комиссии.

Партия/блок должны собрать в поддержку своего кандидата не менее 2 млн подписей избирателей. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, также собирает такое же количество подписей. При этом на один субъект федерации не может приходиться более 50 тыс. подписей.

От обязанности собирать подписи освобождаются партии/блоки, прошедшие в Государственную Думу.

Избиратель вправе ставить подписи в поддержку различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не набрал нужного числа голосов, назначается повторное голосование, которое проводится через 21 день. При повторном голосовании избранным считается тот кандидат, который набрал больше голосов.

Подготовка и проведение выборов осуществляется избирательными комиссиями во главе с Центральной избирательной комиссией (ЦИК).

В полномочия ЦИК входит: регистрировать избирательные блоки, группы избирателей, создаваемые для поддержки самовыдвижения кандидатов; регистрировать кандидатов на пост Президента; определять результаты выборов и осуществлять их официальное опубликование; организовывать повторное голосование или повторные выборы и т.д.

Вся территория России считается единым федеральным избирательным округом. Для проведения голосования и подсчета голосов образуются избирательные участки (с числом избирателей не более 3 тыс.).

Избирательная комиссия по каждому участку составляет список избирателей. Избиратели вправе ознакомиться со списком не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет федерального бюджета. Кандидаты в Президенты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Предельная сумма расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 млн рублей (эта сумма подлежит регулярной индексации с учетом инфляции).

Запрещаются пожертвования в избирательные фонды кандидатов от иностранцев и иностранных государств.

Неизрасходованные средства фонда кандидат обязан возвратить тем, кто их вложил, пропорционально вложенным средствам. По истечении 60 дней со дня голосования остатки средств на избирательном счете кандидата перечисляются в доход бюджета.

Прекращение обязанностей Президента наступает с истечением срока пребывания в должности - после присяги вновь избранного Президента.

Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае отставки, по состоянию здоровья, при отрешении от должности.

Когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. При этом он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках к Конституции.

Не исключено, что в каком-то обозримом будущем в статус Президента и порядок его избрания могут быть внесены определенные коррективы.

58. Федеральное Собрание. Российским парламентом по Конституции 1993 года является Федеральное Собрание. Главная функция парламентов видится в том, чтобы принимать законы, служить представительным органом и носителем народного суверенитета.

В тоталитарных государствах представительные органы всегда фиктивны, поскольку они только оформляют в законы решения верхов. Так, Верховный Совет СССР (так же, как и Верховный Совет РСФСР) формально включал в себя представителей "трудового народа", назначал и освобождал правительство, принимал законы, утверждал бюджет, но не был даже подобием независимого и свободного органа власти и лишь прикрывал диктатуру.

Федеральное Собрание - первый в истории России представительный и законодательный орган, задуманный, созданный и функционирующий по мировым демократическим стандартам.

Теперь каждый гражданин может участвовать в формировании парламента (избирать или быть избранным), и парламент становится по-настоящему представительным органом, выражая в законах интересы и волю граждан.

Правовое положение Федерального Собрания определено в главе 5 Конституции России.

Основные черты конституционного статуса Федерального Собрания можно свести к следующему:

Федеральное Собрание - это постоянно действующий орган;

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы;

палаты избирают из своего состава Председателей, их заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты; каждая палата имеет свой регламент;

в палатах образуются комитеты и комиссии; именно в комитетах проходит значительная (невидимая внешнему взгляду) часть работы над законопроектами;

для контроля за исполнением государственного бюджета палаты образуют так называемую Счетную палату;

разделение правотворческого труда между палатами состоит в том, что Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации - одобряет или не одобряет их; заседания палат проходят раздельно и являются, как правило, открытыми;

кроме общей компетенции - принимать законы и бюджет, каждая палата наделена специальной компетенцией, т.е. полномочиями, которые закреплены только за данной палатой.

Так, только Совет Федерации: назначает на должности заместителя Председателя Счетной палаты, Генерального прокурора, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; назначает выборы Президента и принимает решение об отрешении его от должности; утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения; принимает решение о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами страны и др.

В свою очередь, только Государственная Дума: назначает на должности Председателя Счетной палаты, Председателя Центрального банка России, Уполномоченного по правам человека; дает согласие на назначение Председателя Правительства; решает вопрос о доверии Правительству; выдвигает обвинения против Президента для отрешения его от должности; объявляет амнистию;

Государственная Дума может быть распущена Президентом, если она трижды отклоняет кандидатуры на должность Председателя Правительства или отказывает Правительству в доверии. Совет Федерации не может быть распущен.

Федеральное Собрание вправе принимать или не принимать любые законы без какого-либо контроля со стороны исполнительной власти. В этом гарантия его независимости.

В то же время эта независимость не является абсолютной. Так, некоторые законы могут приниматься и без парламента - путем референдума, а законы, принятые парламентом, могут быть приостановлены или даже признаны неконституционными Конституционным Судом РФ.

В Федеральном Собрании работают профессиональные политики независимо от их национальной или социальной принадлежности.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации выражают интересы не только своих избирателей и своих регионов, а всего народа; они перестают быть слугами тех, кто их направил в парламент, становятся народными избранниками, ответственными за общие интересы народа.

В то же время Государственная Дума олицетворяет в определенном смысле географический и партийный подход к законотворчеству; Совет Федерации выражает интересы и волю субъектов федерации. Такая структура позволяет в рамках парламента снимать разногласия между различными социальными группами населения, не выносить эти разногласия "на улицы".

Таким образом, парламент выступает как важнейший инструмент гармонизации, согласования общественных интересов.

59. Порядок формирования палат. Состав Палат Федерального Собрания формируется по-разному.

Порядок формирования Совета Федерации определен Законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 года.

В состав Совета Федерации (СФ) входят по два представителя от каждого субъекта федерации: один - от представительного, второй - от исполнительного органа государственной власти субъекта федерации. Всего в палате 178 членов Совета Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (или назначен) гражданин России не моложе 30 лет.

Представительные органы субъектов федерации избирают своего представителя в Совете Федерации. Представитель от исполнительного органа субъекта федерации назначается высшим должностным лицом этого субъекта.

Замена членов Совета Федерации происходит постоянно и несинхронно - по мере того, как складываются условия для этого. Признание полномочий члена Совета Федерации и прекращение его полномочий осуществляются путем издания постановлений.

Состав Государственной Думы (ГД) образуется путем выборов на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года.

Выборы в ГД проводятся на основе Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 года.

Право голосовать предоставлено гражданам, достигшим 18 лет, а право быть избранными - гражданам, достигшим 21 года. Лишены избирательных прав граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы.

Выборы депутатов ГД назначает Президент не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

При выборах депутатов ГД применялись одновременно две избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Это означает, что половина депутатов ныне действующего состава ГД избрана по мажоритарной системе, а вторая половина - по пропорциональной.

Мажоритарная система предполагает, что на территории страны образуются так называемые одномандатные избирательные округа - по числу избираемых депутатов, т.е. 225. От каждого округа в Думу избирается один депутат. Избранным считается тот, кто набрал большинство голосов в своем округе. В печати таких депутатов называют одномандатниками.

Пропорциональная система предполагает, что кандидаты в депутаты выдвигаются от партий и избирательных блоков списками. Иметь своих депутатов в парламенте может только та партия или тот избирательный блок, которые преодолели 5%-й барьер (на будущих выборах барьер будет 7%-м). Прошедшие в думу партии/блоки распределяют 225 депутатских мандатов пропорционально числу голосов, поданных на выборах за список каждой партии/блока.

Таким образом, каждый избиратель в момент голосования получал два избирательных бюллетеня: в одном указаны имена кандидатов, баллотирующихся по одномандатному округу (в котором живет избиратель); в другом - названия партий/блоков, выдвинувших свои списки кандидатов.

Избиратель делает отметку на бюллетенях и опускает их в ящик для голосования. Одним бюллетенем избиратель формирует первую половину Государственной Думы; другим - вторую.

Существует законодательная инициатива перехода в выборах депутатов ГД на одну систему - пропорциональную. По замыслу законодателей, это должно оживить политическую жизнь страны, партийное строительство и стимулировать становление гражданского общества.

Кандидаты в депутаты выдвигаются:

а) путем самовыдвижения;

б) путем выдвижения политической партией/блоком;

в) в составе федерального списка кандидатов от политической партии/блока.

Гражданин вправе выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе. При этом он уже не может быть выдвинут политической партией/блоком. Кандидат направляет письменное уведомление о самовыдвижении в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Если кандидат выдвигается по одномандатному округу партией/блоком, то решение об этом должно быть принято на съезде партии тайным голосованием.

Партия/блок вправе выдвинуть список кандидатов; он называется федеральным списком кандидатов. Федеральный список должен быть принят на съезде партии/блока тайным голосованием. В таком списке не обязательно должны быть только члены партии/блока. Общее число кандидатов, выдвигаемых партией/блоком, не может превышать 270 человек.

В поддержку кандидата, выдвигаемого по одномандатному округу путем самовыдвижения или партией/блоком, должны быть собраны подписи избирателей - не менее 1% от общего числа избирателей одномандатного округа.

В поддержку федерального списка кандидатов партия/блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей; причем на один субъект должно приходиться не более 14 тыс. подписей избирателей.

Организационную работу по проведению выборов осуществляют избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией (ЦИК).

Так, ЦИК, например, разрабатывает схему одномандатных округов, регистрирует избирательные блоки, заверяет федеральные списки и списки кандидатов по одномандатным округам, устанавливает форму избирательных бюллетеней, рассматривает жалобы, определяет результаты выборов и т.п.

Для проведения голосования и подсчета голосов на территории страны не позднее чем за 50 дней до голосования создаются избирательные участки. На территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 тыс. избирателей.

По каждому избирательному участку составляются списки избирателей. Гражданин вправе ознакомиться со списком и при необходимости внести в него уточнения.

Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет федерального бюджета. Кандидаты в депутаты и политические партии/блоки обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску.

По итогам выборов, которые состоялись в декабре 2003 года, в Государственную Думу по федеральному избирательному округу прошли следующие партии: "Единая Россия", Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), - а также избирательный блок "Родина".

60. Законодательный процесс. Каждый гражданин должен знать, каким образом в стране принимаются законы. Процесс принятия законов называется законодательным процессом.

Законодательный процесс состоит из нескольких этапов, стадий.

Сначала проект закона вносится в Государственную Думу. Право внесения законопроекта в парламент называется правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы предоставлено ограниченному кругу лиц - Президенту, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству, представительным органам субъектов федерации, а также высшим судебным органам (в пределах их круга ведения).

На следующей стадии проект рассматривается в Государственной Думе. Дума работает над проектами посессионно: на весенней сессии (январь-июль) и на осенней сессии (сентябрь - декабрь). Используются в основном две формы работы: работа в форме общих заседаний и работа в комитетах.

ГД образует следующие комитеты: по труду и социальной политике, по экологии, по образованию и культуре, по экономической политике, по делам национальностей, по вопросам местного самоуправления, по международным делам и др.

Палаты самостоятельно образовывают и ликвидируют комитеты, определяют их компетенцию в регламентах палат. Комитеты запрашивают документы и материалы, приглашают на заседания должностных лиц, делают экспертную оценку законопроектов, вносят поправки в законопроекты.

Законопроект, как правило, проходит в Думе так называемых "три чтения". Каждое "чтение" включает определенные процедуры и может завершиться либо на одном заседании, а может продолжаться несколько дней, недель, месяцев.

На первом "чтении" определяется концепция будущего закона, выбирается основной вариант из нескольких конкурирующих законопроектов. На втором "чтении" идет работа по тексту, выработка и согласование формулировок. На третьем "чтении" решается вопрос в принципе: принимается закон в целом или отвергается.

Законопроект считается принятым, если за него проголосовало простое большинство депутатов ГД. За конституционный закон должны проголосовать не менее двух третей общего числа депутатов.

Для координации позиций депутатов одной партии в Думе создаются депутатские фракции. Во фракции объединяются по партийной принадлежности депутаты, избранные как по одномандатным округам, так и по партийным спискам.

На следующей стадии принятый закон передается в Совет Федерации, который, как и Государственная Дума, работает посессионно: весенняя сессия проходит с января по июль; осенняя - с сентября по декабрь.

Совет Федерации должен рассмотреть закон в течение 14 дней. Если этого не происходит, то закон автоматически считается одобренным Советом Федерации.

Конституционный закон считается принятым, если одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат, в частности, законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового регулирования, денежной эмиссии; ратификации международных договоров; статуса государственных границ; войны и мира.

Совет Федерации также создает комитеты, в которых идет работа над законами. Среди комитетов имеются следующие: по конституционному законодательству; по правовым и судебным вопросам; по обороне и безопасности; по бюджету; по международным делам; по социальной политике; по промышленной политике; по аграрно-продовольственной политике и др.

Если Совет Федерации отклоняет (не одобряет) закон, создается согласительная комиссия из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Ее задача - снять разногласия, найти согласованную редакцию спорных положений. После отклонения Советом Федерации закон должен быть повторно рассмотрен Думой.

Одобренный Советом Федерации закон на следующей стадии поступает Президенту - на подписание. Президент должен в течение 14 дней подписать закон и обнародовать его.

Президент вправе отклонить закон (применить вето). В этом случае Дума и Совет Федерации должны рассмотреть его повторно и внести поправки либо преодолеть вето Президента. Вето преодолевается, только если за закон в каждой палате проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов Думы и членов Совета Федерации.

Президент не вправе применить вето в отношении конституционного закона.

После подписания закона Президентом следует официальная публикация текста. Официальным опубликованием закона считается публикация текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".

Законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если сами законы не содержат указание на иную дату вступления их в силу.

61. Правительство и другие органы федеральной исполнительной власти. Исполнительная ветвь власти - это такое звено государства, которое практически организует жизнь народа, общества, осуществляет всю оперативную работу по исполнению законов, управляет целыми сферами общественных отношений.

Органы исполнительной ветви власти, как правило, - наиболее многочисленны, снабжены широкими полномочиями и находятся в непосредственном соприкосновении с людьми, предприятиями, организациями и прочими субъектами.

Объективно, в силу заложенных в исполнительную власть задач и интересов, она в большей степени, чем другие ветви власти, склонна к нарушению прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в демократических государствах исполнительная ветвь власти окружена надежной системой сдержек и противовесов, не позволяющих ей подмять под себя законодательную и судебную ветви власти.

В большинстве стран, в том числе в России, исполнительная ветвь власти представлена правительством, а также министерствами и ведомствами.

Правовое положение Правительства Российской Федерации определяется в главе 6 Конституции, а также в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года.

Основные черты правового статуса Правительства можно свести к следующему:

Правительство - высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти России; Правительство руководит работой министерств и ведомств, контролирует их деятельность, утверждает положения о них; может создавать свои территориальные органы;

Наши рекомендации