Политическая культура в процессе взаимодействия власти и общества

Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура и идеология - два основополагающих духовных фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов. Существуют различные подходы в структурировании политической культуры. Психологическое направление в изучении структуры политической культуры личности использует понятие политической ориентации. С помощью понятия политические ориентации можно отразить весь диапазон возможных форм и уровней политического выбора населения: от аффективных ориентаций до идентифицирующих (сознательное отождествление себя с реально существующей или воображаемой, мифологической идейно-политической системой). В содержательном плане выделяют: 1) когнитивные ориентации (знания о политике (теоретические), информированность о текущем политическом процессе, политическое мышление); 2) аффективные (эмоции, чувства, настроения относительно политических явлений, процессов институтов); 3) аксиологические (ценностное отношение к политике и политическим явлениям через соотношения с системами ценностей личности, группы, общества); 4) поведенческие (мотивы, стимулы, установки на участие в политике). Структурные компоненты политической культуры можно рассматривать на следующих уровнях:

1) ментально - поведенческом (ценности, нормы, способы поведения);

2) ментально - духовном (наука, идеология, психология, язык);

3) качественное состояния функционирования институтов и форм политического взаимодействия - элементы культуры парламентаризма, государственного, муниципального управления, сотрудничество и конкуренции. Политическая культура на идеологическом уровне включает ценности, наиболее укоренившиеся в обществе идеологий: коммунистической, социал-демократической, консервативной, либеральной, национальной, фашистской. В рамках той или иной идеологии существует разная оценка фундаментальных ценностей. Так либеральная идеология обращает внимание на права личности, консервативная на единении прав нации и личности, фашистская - на приоритете прав нации и государства над правами личности. Поэтому на основании ценностей политической культуры можно составить представление об идеологических ориентациях людей и социальных групп. Следующим элементом политической культуры есть политическое действие и поведение. На общественном уровне политическая культура в ментальной плоскости охватывает психику, науку, язык и идеологию. Здесь идеология выступает в качестве самостоятельного компонента, непосредственно взаимодействуя с другими.

Вывод: Общие рамки взаимодействия политической культуры и идеологии определяются их функциональным предназначением в обществе. Многие функции идеологии (нормативно-регулятивная, коммуникативная, интегративная, социализации, адаптации, идентификации) совпадают с функциями и политической культуры, другие функции (легитимация власти, конструирование - модель будущего, компенсаторная - вера в лучшее) характеризуют идеологию, прежде всего в качестве инструмента политической борьбы. Конкретные варианты взаимодействия зависят от социально-экономической и политической ситуации, правящего режима, тенденций исторического развития. В различных условиях одни функции могут ослабевать, другие актуализироваться, а политическая культура и идеология могут оппонировать друг другу и разновекторно воздействовать на общество или взаимодополняться в одном направлении.

75. Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.[7]

Государственная власть – форма политической власти, осуществляющей руководство от имени народа на территории государства при помощи государственного аппарата, издания и реализации общеобязательных правовых норм.

Государственное управление – воздействие, осуществляемоегосударственным аппаратом на общество для развития и совершенствования.

Государственное управление сложилось еще во времена Киевской Руси. Во главе государства стоял князь, в отдельных городах управляли племенные князья. Но власть князя не являлась монархической, была ограничена вече. Князь должен был обеспечивать внутреннюю безопасность, издавать законы, управлять судом, осуществлять сборы и формирования дружины. В городах были чиновники (численники), которые делали перепись населения для выплаты дани. В каждом княжестве были особенности государственной организации и управления. Появляются бояре.

В 12-13 веках князья часто менялись. После объединения русских земель в 15в. образовалось единое государство, соответственно, измениласьего социально-экономическая структура. История государственного управления немалое место отводит Думе. На данном этапе в Думувходилибояре и окольничие. С приходом к власти Ивана IV, меняется система государственного управления. В 1549г. был создан Земский собор, а в 1551г. был собран стоглавый собор, введены реформы в церковном правлении.

Начиная с 17в.намечаются предпосылки перехода от монархии к самодержавию. Во времена правления Петра I осуществлялись реформы по отношению к государственному аппарату. А после его смерти были созданы органы, чьей функцией было ограничение власти царя (верховный тайный совет, кабинет министров и пр.). Подобные реформы совершались в течении нескольких веков. В начале 20в. была создана Государственная Дума.

Республика провозглашена 1 сентября 1917 г., государством управляло временное правительство. 10 июля 1918г. была провозглашена Конституция РСФСР, соответственно ей законодательный орган был представлен ВЦИК. 31 января 1924г. провозглашена Конституция СССР. СССР просуществовал до 1991г.

После его распада образовалась Российская Федерация, президентом которой стал Б. Ельцин.Юридическая литература относительно формы правления в современной России содержит две точки зрения. Согласно первой, РФ – президентская республика, т.к.президент обладает значительными полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать важнейшие сферы государственной жизни. Согласно второй, РФ смешанная республика (полупрезидентская), сочетает черты парламентской и президентской власти.

Таким образом, государственные отношения формировались со времен Киевской Руси и до настоящего времени, с течением времени изменялись форма государственной власти и государственного управления.

Выясняя истоки и природу древнерусской государственности, необходимо отметить существование в государственном развитии различных стран трех главных видов политической власти — патриархальной, вырастающей из кровных связей (свойственной народам кочевым и полукочевым), вотчинной, или патримониальной (когда известное лицо считает своей собственностью всю территорию племени, а в силу этого и людей, живущих на территории, признает подвластными себе), и более поздней современной, возникающей на почве развития национального самосознания. Как считает историк Платонов, власть в Древнерусском государстве не может быть отнесена ни к одному из указанных типов политической власти. Во-первых, первые русские (варяжские) князья не могли господствовать у нас в силу кровного начала, во-вторых, они не могли считать землю своей собственностью. Что касается современной национальной власти, то она смогла утвердиться только в период формирования единого русского централизованного государства в московскую и более позднюю эпоху.

76. Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.

Политическая культура представляет собой часть общей культуры и наследования, что включает наличие исторического опыта, памяти о социально-политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, что непосредственно влияют на политическое поведение.

Политическая культура России в историческом плане является весьма уникальной и самобытной. Для нее является характерным наличие множества субкультур, что обусловлено географическими, этническими и конфессиональными факторами. В качестве современных основополагающих ценностей прошлого политического развития России дошли идеи самодержавной государственности, которая позволяет существовать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям, которые входят в состав РФ. В течении многих веков существовало так называемое "централизованное Российское государство", которым, по сути, предопределялись особенности политического развития общества и индивидов.

Формирование новых направлений политической культуры в ее системном виде началось с принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. При этом данный процесс был сложным и болезненным, связанным с ломкой сложившихся стереотипов, приобретении новых качеств, что происходило на фоне социально-экономического и духовно-нравственного кризиса. Низкий уровень политической культуры в России на сегодняшний день можно объяснить не только разнообразными идеологическими факторами, но и отсутствием необходимого опыта демократического участия в формировании системы управления и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданского общества на сегодняшний день находятся в процессе становления.

Можно отметить, что сегодня политическая культура России страдает антиномичностью, так как каждый из базовых ее элементов имеет свою антитезу (включая, этатизм, анархизм, боязнь власти и нарушения действующих законов, верноподданичество, крайний радикализм и т.д.). Также политическая культура России является внутренне противоречивой, поскольку наряду с сохраняющимися на сегодняшний день ценностями общинного коллективизма, групповой справедливости продолжается установление норм, ориентирующих на развитие индивидуальных творческих, предпринимательских инициатив и активности. Характерными чертами для формирования и становления российской политической культуры являются ориентация значительной части населения на личности политических деятелей, кампанейский подход к решению возникающих политических проблем, наличие склонности к несанкционированным формам политических протестов.

Наши рекомендации