Выражает и защищает интересы определенных социальных групп.

Классические политические идеологии формиру­ются в XVIII в. Мыслители эпохи Просвещения стре­мились к созданию разумного общественного устрой­ства, что требовало от них четко сформулированных идеи.

На основе политической философии английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализ­ма (от лат. liberalis — свободный). Базовыми принци­пами этой идеологии являются свобода личности, не­ограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешатель­ства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего об­щественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либера­лизма, сформулированные еще А. Смитом, сводятся к требованию простора частной инициативы, свобо­ды предпринимательства, неприкосновенности част­ной собственности, ликвидации регламентации эко­номической жизни (лозунг laissez faire — «не мешай­те действовать»). Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В соци­альной сфере либералы требовали обеспечения равен­ства всех людей перед законом (равенство возмож­ностей), разрушения сословных и кастовых перегоро­док, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, пре­стиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной деятельности. Полити­ческая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политиче­ского плюрализма, терпимости к инакомыслию, раз­деления властей. Идеалом общественно-политиче­ского устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, со­гласно либеральной доктрине, основываться на прин­ципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности са­мостоятельно формулировать свои нравственные обя­занности.

Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд но­вых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль госу­дарства, включая в число его функций защиту свобо­ды предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту мало­обеспеченных групп и слоев населения.

Рассмотренные выше принципы либерализма ле­жат в основе организации жизни большинства запад­ных стран.

Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare — сохра­нять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Вели­кой французской революции. Консерватизм отстаива­ет сложившиеся формы общественной жизни, тради­ционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недовери­ем относится и к реформистским попыткам переуст­ройства общества. Общество - это не какая-то маши­на, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменитьне должны предприниматься без крайней необходимости. Кон­серваторы не верят в неограниченные возможности человеческого разума и не испытывают оптимизма отно­сительно общественного прогресса. Современные со­циальные институты не сконструированы человеком сознательно, а являются воплощением длительного процесса исторического развития. Классический кон­серватизм указывал и на то, что общественными дела­ми наряду с разумом правит Провидение, направляю­щее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновация­ми. Неприемлема для консерватизма и идея социаль­ного равенства: иерархичность человеческого общест­ва предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоя­щий хаосу порядок, в поддержании которого огром­ную роль играет государство. Свобода не имеет абсо­лютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, пер­вичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, соци­альная стабильность. Верность им способна разре­шить все противоречия.

В последние десятилетия XX в. наметилась тен­денция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм.В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. От­ветственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обес­печить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к класси­ческому либерализму XIX в.

Третья политическая идеология — социализм(от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдель­ные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.), а в конце XVIII — начале XIX в. — так на­зываемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симо­ну, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Всесоциалистические концепции исхо­дят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективист­ском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, по­рождающие разрушительные социальные конфлик­ты. Смысловым стержнем социалистической идеоло­гии служит идея равенства и социальной справедли­вости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, со­здание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отноше­нии). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, поли­цией и т. д.).

Уже в к.XIX - начале XX в. начинается обо­собление двух направлений в научном социализме – ортодоксального (марксистско-ленинского) и социал-демократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступилВ. И. Ульянов-Ленин, разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуаз­ной государственной машины» и установлении дик­татуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политиче­ская задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каут­ский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного дости­жения общественного идеала, о связи идеалов спра­ведливого общественного строя со свободой и демо­кратией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в усло­виях стабильного политического развития. Идеоло­гия «демократического социализма» взята на воору­жение многими социалистическими партиями совре­менного мира.

В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирую­щиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим пробле­мам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, иде­ологического плюрализма, уважение к правам и сво­бодам личности, взаимная ответственность гражда­нина и государства и т. п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъек­тивной потребностью людей в целостной и непроти­воречивой системе установок и ценностей, облегчаю­щей им ориентацию в социально-политической дей­ствительности.

Наши рекомендации