Выкуп предприятия на конкурсной основе.

На первом этапе приватизации преобладали пер­вые три формы. В 1992—1993 гг. всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государ­ственной собственности стоимостью 10 тыс. р. (в це­нах 1984 г.) путем выдачи ваучеров (приватизаци­онных чеков). Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий. Но ваучерная при­ватизация провалилась: в результате скупки при­ватизационных чеков по низким ценам и всевоз­можных спекуляций большая часть промышленных предприятий по бросовым ценам перекочевала в ру­ки бывшей номенклатуры, директоров заводов, воро­тил теневого бизнеса и т. п. С середины 1994 г. на­чался второй — денежный - этап приватизации. Это фактический передел собственности: с аукционов по весьма заниженным ценам идет продажа государ­ственных пакетов акций промышленных предприя­тий. При всем том главная цель приватизации - со­здание в стране широкого слоя частных собственников — не достигнута.

С 1992 г. государство перестало искусственно поддерживать обменный курс рубля по отношению к иностранным валютам, что совпало с либерализацией цен и началом резкого спада промышленного производства. Как и следовало ожидать, последовал обвал нашей национальной валюты: с 300 р. за 1 доллар США весной 1992 г. до 6000 р. за доллар в январе 1998 г.

Подобная ситуация привела к долларизации рос­сийской экономики, переводу денежных сбережений населения в иностранную валюту. Это, в свою оче­редь, затрудняло возможности для финансовой ста­билизации. Поэтому правительство предпринимает ряд мер по оздоровлению рубля. Самой известной из них стало введение в 1995 г. «валютного коридора», поддерживаемого Центральным банком РФ. Обесце­нивание рубля заметно замедлилось, но не останови­лось.

Таким образом, к положительным итогам прове­денных реформ можно отнести: насыщение потре­бительского рынка товарами (правда, преимущест­венно иностранными); создание в стране рыноч­ной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих бан­ков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без ко­торой нормальное функционирование рыночной эко­номики невозможно; создание частного сектора эко­номики, в котором производится более двух третей ВВП; либерализация ценообразования и внешней торговли; относительная стабилизация финансовой ситуации и курса рубля; разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Все это дало возможность осуществить в 1998 г. дено­минацию рубля.

Не удалось остановить деиндустриализацию на­родного хозяйства и добиться промышленного роста, а также прилива иностранных инвестиций. Прави­тельство так и не смогло обеспечить соответствую­щий уровень сбора налогов, причиной является дра­коновская система налогообложения. Это, в свою очередь, не дало возможности ликвидировать до кон­ца 1997 г. задолженность государства по зарплате ра­ботникам бюджетной сферы. Огромны и социальные издержки реформ. Гигантский разрыв в уровне сред­недушевого дохода наиболее богатого и наиболее бедного населения чреват угрозой социального взрыва. Ниже черты прожиточного минимума находится бо­лее трети населения. Растет безработица. Государ­ство отказалось от проведения патерналистской со­циальной политики, поставив своей задачей оказа­ние поддержки лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиро­там, инвалидам, ветеранам войн, пенсионерам. Одна­ко, несмотря на многочисленные декларации, оно до сих пор не может обеспечить этим категориям насе­ления даже минимальный жизненный уровень.

В августе 1998 г. в стране разразился экономиче­ский кризис, который фактически свел на нет многие из вышеперечисленных достижений реформ. Прави­тельство провело девальвацию национальной валюты и заморозило выплаты по ГКО. Сильный удар был нанесен по банковской системе: часть банков прекра­тила свое существование, другие до сих пор нахо­дятся под угрозой банкротства и не в состоянии рас­платиться со своими вкладчиками. Для того чтобы рассчитаться по внутреннему долгу работникам бюд­жетной сферы, правительство пошло на эмиссию. Это спровоцировало дальнейшее падение курса рубля по отношению к доллару. К тому же над страной навис­ла угроза национального дефолта — Россия оказа­лась не в состоянии выплачивать свои долги, а меж­дународные организации отказались предоставлять ей новые кредиты.

Одним из положительных следствий финансового кризиса 1998 г. стал рост конкурентоспособности отечественных товаров. Это позволило значительно сократить долю импортной продукции на внутрен­нем рынке. Девальвация рубля привела не только к удорожанию и сокращению импорта, но и к росту экспорта. Положительное сальдо внешнеторгового баланса, значительный рост цен на основные товары российского экспорта (нефть и газ) на международном рынке, относительный успех, достигнутый российскими представителями на переговорах о рест­руктуризации внешнего долга, позволили правитель­ству не только своевременно производить выплату процентов по иностранным кредитам, но и почти полностью рассчитаться с задолженностью по пенси­ям и зарплате. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%, а в 2000 г. — около 22% в год. Центральному банку в 1999—2002 гг. удавалось поддерживать относитель­но стабильный курс рубля по отношению к доллару и резко увеличить собственные золотовалютные резер­вы. По итогам 2000 г. Россия вошла в десятку наибо­лее динамично развивающихся стран мира, опередив по темпам роста США, страны Европейского союза, Японию. Однако эти успехи во многом объясняются благоприятной внешнеэкономической конъюнкту­рой и не сопровождаются заметными структурными сдвигами в российской экономике.

Раздел VI.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Социальная структура общества, ее элементы. Не­равенство и социальная стратификация.

2. Личный и социальный статус человека. Социаль­ные роли.

Социальная мобильность.

Наши рекомендации