Путешествие в Московию Николааса Витсена в составе посольства Их Высокомогущественных Господ Генеральных Штатов Объединенной Нидерландии
8—11 января
...Любопытство привело меня в дом купца, куда я был приглашен на обед. Хозяйка приветствовала меня кубком пива, зачерпнув его из большого ковша, причем остатки из кубков выливались обратно в ковш, что было весьма неаппетитно. Стол накрыли грязноватой скатертью сами хозяин и его сын, хотя это важные люди, у которых в изобилии были холопы и слуги... Кроме нас было еще двое русских гостей; ох, как же некрасиво они едят! Не молятся, а только крестятся; сидят хуже, чем самый неотесанный наш крестьянин. Во время обеда пришел сынок хозяина и приветствовал нас рукопожатием и поклоном; чем крепче ударяют по рукам, тем, значит, серьезнее. Этот поднес каждому из нас по чарке водки и продолжал стоять, склонясь до земли, пока они не опорожнились. Затем хозяин вызвал жену, которая также поклонилась каждому из нас и поднесла по кубку водки, после чего сразу, не говоря ни слова, опять ушла. При первом выходе хозяйка сказала: «Приглашаю вас на хлеб-соль». Одета она была богато: шапка вышита золотом и жемчугом. Привезли нас домой в санях купца, а на следующий день я также угостил их. <...>
22 мая
...Считая характер народа и его веру известными, не буду их описывать, скажу только, что они хорошие христиане, но необучены и плохо воспитаны. Обучение там не в почете, и тех, кто занимается наукой, называют еретиками. Они чрезмерно сладострастны и очень склонны к пьянству; я стыжусь вспоминать примеры того и другого как у женщин, так и у мужчин. Вступают в брак еще детьми, и это по разным причинам. Они все рабы, кроме самого царя...
Вопросы к документам:1. Как Мейерберг характеризует жизнь населения Москвы? 2. Каким образом Витсен оценивал русскую жизнь, сравнивая ее с европейской? 3. Какое впечатление на иностранцев произвели жители Москвы и встречи с отдельными представителями купечества и приказной бюрократии?
Домашнее задание:
Презнтация по одному из пунктов темы.
Или письменный ответ на вопрос:
1. Почему ХVII век называют переходным от Средневековья к Новому времени? Покажите на примере изобразительного искусства (литературы, архитектуры), что в русской культуре этого периода старина и новизна перемешались.
Тема 20. Эпоха петровских преобразований
Предпосылки реформ
1.1. Насущная необходимость преобразований вызывалась следующими факторами:
1.1.1. Экономическое, а следовательно и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
1.1.2. Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах;
1.1.3. Бунташный характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии;
1.1.4. Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
- Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, создать духовные предпосылки самостоятельного внутреннего развития России, укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества, а с другой - вернуть страну в лоно европейской цивилизации.
1.2. Возможностьпетровских преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII в.
1.2.1. В социальной сфере - сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет как увеличения площадей пахотных земель, так укрепления системы крепостничества;
1.2.2. В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма;
1.2.3. В политической сфере - проявление черт абсолютистской монархии;
1.2.4. Во внешней политике - присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу);
1.2.5. В духовной сфере - начало обмирщения культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни - религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.
1.3. Личность Петра I. Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца ХVII в. Петр I осознал необходимость изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.
Характер реформ
2.1. По методам проведения.Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, традиционализме общества и его неготовности к качественным изменениям, порождали насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их революцией сверху.
2.2. По социальным последствиям. Однако внешне резкий разрыв с Московской Россией и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации - самодержавия и крепостничества.
Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию.
2.3. По социально-политическому содержанию реформ. Они укрепили самодержавие, создали бюрократию, и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее со временем привилегированным сословием страны. Эти изменения происходили на базе укрепления крепостничества, что дает основание их характеризовать как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.
2.4. С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась следующими чертами:
- поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье;
- ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами;
- растущей централизацией и бюрократизацией управления.
Начало правления
3.1. Правление Софьи.После смерти в 1682 г. Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра - сына Алексея Михайловича от второй жены - Н.К Нарышкиной, или 16-летнего слабого здоровьем Ивана - сына царя от первой жены - М.И. Милославской. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствующий о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, несоответствующая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя, не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровской реформе).
3.2. Формирование личности царя-реформатора.
Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об образе православного царя, они помогли Петру воспринимать мир таким как он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались потешные полки - Преображенский и Семеновский, - ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради общего, прежде всего государственного дела.
По словам В.О. Ключевского, будучи добрым по природе как человек, Петр был груб как царь. |
На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию.
Таким образом, уже в этот период жизни у Петра складывались такие взгляды и черты характера, которые не только подтолкнули его к преобразованиям, но и влияли на ход и методы реформ.
3.3. Начало самостоятельного правления Петра1.
3.3.1. Борьба за власть.В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов:
-Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового государя различных послаблений и улучшений жизни;
-патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства;
- неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита - В.В. Голицына.
Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра - Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах.
Это правление, по словам Б.И. Куракина, было весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная.
Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г.
3.3.2. Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов.
3.3.3. Великое посольство. Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того он организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу. Целями посольства являлись:
- укрепление и расширение антитурецкого союза;
- приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;
- личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые православный царь, покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на нечистую землю иноземцев.
3.3.4. Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за испанское наследство Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки :
- он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;
- сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение;
- обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.
- Импульсы реформ.К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.
- В первую очередь - это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу (то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник - по словам А.С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за нерадение на службе, а тем более - за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.
- Главную задачу служения государству Петр 1 видел в воплощении идеи общего блага. Ее суть заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает как добиться общего блага, а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. Наш народ, - писал он в одном из указов, - яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают....
- Восприятие Петром насилия как единственного средства, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать отсталую Россию. По словам А.И. Герцена Петр внедрял Европу как варвар. Его мысль развил В.И. Ленин, писавший, о Петре, что он не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства. Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему.
- К концу века русские традиции, старина стали ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представляющими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни.
- Патриотизм Петра 1. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.
3.4.6.Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков.
3.5. Первые преобразования.
3.5.1. Первым шагом стала своеобразная реформа смеха начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал всешутейший собор, члены которого проводили время в поклонении Бахусу т.е. в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь. Но благодаря этим забавам царь вольно или невольно готовил кадры для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций.
3.5.2. Новые обычаи. Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом православной веры человека, созданного по образу и подобию божьему, а, следовательно - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины. Эти меры подрывали традиционные устои (не случайно церковь брадобритие объявляла грехом и проявлением латинской, т.е. католической ереси). Они были призваны ускорить формирование кадров реформы, а главное - подготовить общество к коренным изменениям. По мнению Петра, преобразования были невозможны без ломки старинных нравов, поэтому именно резанье бород стало первым шагом реформатора-самодержца.
3.5.3. Рекрутская реформа. С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора даточных людей (с 1705 г. утвердился термин рекруты).
3.5.4. Военная промышленность. Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале.
3.5.5. Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской палаты (Ратуши) вводил в городах самоуправление. Однако, городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.