Какой метод более правильный?
Метафизика предпочитает количественные характеристики предметов и явлений
Диалектика предпочитает качественные характеристики предметов и явлений
Материя– это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, существующая бесконечно и вечно. Объективные идеалисты, соглашаясь с этими определением материи, добавляют следующее: материя – это объективная реальность, данная человеку свыше в ощущениях.
Формы существования материи | ||
Движение (способ существования материи) | Пространство | Время |
Это изменение объектов, их свойств и отношений | Это протяжность и месторасположенность объектов мира | Это длительность и последовательность существования объектов и их свойств |
Абсолютно; Вечно; Существует всегда Материя существует только в движении | Трёхмерно (три измерения: длина, ширина, высота); Одномерно (равноправие всех его точек); Изотропно (равноправие всех его направлений); Бесконечно (нет начала и конца) | Одномерно (от прошлого к будущему); Однородно (равноправие всех моментов времени); Необратимо (течет только вперёд); Вечно (нет начала и конца) |
Объективны и всеобщи |
Тема 20 Образование
Образование– это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании»)
Образование
Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности
Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов
Образование как социальный институт общества оформилось в XII – XV вв. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
Концепция непрерывного образования в сложном современном изменяющемся мире: образование следует за человеком всю жизнь, составляет неотъемлемую часть его образа жизни.
Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.
Функции образования | |
Профессионально- экономическая | Воспроизводство рабочей силы различной квалификации; Переподготовка и повышение квалификации кадров; Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий |
Социальная | Социализация и воспитание личности; Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений |
Культурно- гуманистическая | Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; Участие института образования в производстве новых знаний; Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности |
Политико- идеологическая | Государственное регулирование деятельности институтов образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий; Контроль со стороны государственных институтов; Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества |
Формы образования: очное, очно-заочной (вечернее), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.
Принципы образования | ||
Принцип гуманизации | Принцип гуманитаризации | Принцип интернационализации |
Большее внимание общества у личности, её психологии, интересам; сосредоточений усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимся и преподавателями, переход от объект-субъективных отношений к субъект- объективным | Усиление внимания общества к изучению социально- гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека | Создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведение более активного обмена учащихся |
Система образования РФ:
Дошкольное | Ясли, детсад | |
Общее | Начальное (1 – 4 класс) | Общеобразовательная школа |
Основное (5 – 9 класс) | ||
Среднее (10 – 11 класс) | ||
Профессиональное | Начальное (НПО) | ПТУ, лицей, училище |
Среднее (СПО) | колледж, техникум | |
Высшее (ВПО) | университет, академия, институт | |
Послевузовское |
Тема 21 Наука и НТР
Признаки науки | ||
Предмет изучения | Системность знаний | Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения |
Наука – одна из форм духовной культуры.
Функции современной науки | |
Культурно-мировоззренческая | Определяет мировоззрение, которое превращает в составную часть культуры |
Непосредственная производительная сила общества | Наука – это мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства |
Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом | Данные науки используются для разработки социально-экономических программ |
Классификация наук:
Точные науки | Технические науки | Естественные науки | Гуманитарные науки |
Это науки о числах и количественных отношениях | Это науки о технике и механизмах | Это науки о природе | Это науки об обществе |
Математика, информатика | Техника, металловеденье, физика | Химия, биология, география, экология, генетика | История, политология, эстетика, этика, экономика, социология |
По направленности и по непосредственному отношению к практике:
Фундаментальные науки | Прикладные науки |
Изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления | Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач |
Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства.
Возникновение и становление науки | |
Возникновение элементов научного знания (преднаука) IV тыс. до н. э. | Общества Древнего Востока (Шумер, Египет, Китай, Индия) |
Возникновение науки (возникновение первых теоретических систем – Фалеса, Демокрит) VI в. до н. э. | Античность (Древняя Греция) |
Оформление науки как социального института: в Европе первые научные общества и академии, начало издания научных изданий. XVI – XVIII вв. | Европа |
Новый способ организации науки: в Европе крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. XIX – XX вв. | Европа, США, Япония |
Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.
Дифференциация | Интеграция |
Это расчленение, дробление традиционных наук на все новые и новые ветви и направления | Это объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных |
Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и т. д. | Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и т. д. |
Наука и общество:
Наука создаёт картину мира (НКМ) | ||
Представления человека о природе | Представление человека об обществе | Представления человека о самом человеке и его месте в природе и обществе |
Создаёт искусственную природу - техносферу | Создаёт и изменяет идеологию, политику, социальный порядок | Формирует человека через образование, основанное на науки |
Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР), её движущую силу.
НТР– это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.
Этапы развития | |
50-е годы XX в. | Начало НТР, появление самого термина |
60 – 70-е годы – 1 этап | Автоматизация производственных процессов: появление ещё одного звена в машине, осуществляющего непосредственный контроль за её работой |
С конца 70-х годов – 2 этап | Компьютерная (микропроцессорная, информационная) революция: успехи в электронике (размер, мощность, лёгкость, энергоёмкость, удешевление) |
Достижения НТР:
Применение роботов (автоматически управляемых машин) Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна)
Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки
Использование новых видов энергии Использование лазеров в технике Освоение космоса
Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР.
Тема 22 Мировоззрение, убеждение, вера Мировоззрение– это сложное явление духовного мира личности. Мировоззрение– это система взглядов на окружающий мир и на место в нём человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе.
Взгляды– это принятие человеком в качестве достоверных идей, знаний, теорий, концепций, предположений.