Методические рекомендации по изучению темы. Вопрос № 1.Следует рассмотреть следующие этапы «Смуты»:
Вопрос № 1.Следует рассмотреть следующие этапы «Смуты»:
I этап: Лжедмитрий I;
II этап: движение под руководством И.И.Болотникова;
III этап: интервенция;
заключительный этап.
Кроме этого в ответе необходимо проанализировать оценки историков относительно Смутного времени (некоторые из них представлены в таблице 6).
Таблица 6. Историография Смутного времени
Историк | Оценка сущности Смуты |
Н.М.Карамзин | |
С.М.Соловьев | |
Н.И.Костомаров | |
В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов | |
И.И.Смирнов, В.И.Буганов, В.И.Корецкий и др. (совесткая историография) | |
Р.Г.Скрынников, А.Л.Станиславский (современная историография) |
Вопрос № 2.
В первую очередь необходимо рассмотреть городские восстания и их главные события: "Соляной бунт" 1648 г., "хлебные бунты" в Новгороде и Пскове в 1650 г., "Медный бунт" в 1662 г.; а также этапы восстания под руководством С. Разина в 1667-1671 гг.
При ответе на вопрос № 3 следует проанализировать основные положения Соборного уложения, касающиеся ведущих социальных групп общества:
· духовенство;
· служилые люди «по отечеству» (чины думные, московские, городовые);
· служилые люди «по прибору»;
· тяглое население (посадские люди, крестьянство, холопство).
Необходимо использовать работу под редакцией А. Г. Манькова («Уложение 1649 года – кодекс феодального права России»), где представлен наиболее глубокий анализ содержания источника. При определении причин принятия данного свода законов необходимо вспомнить городские восстания середины XVII века и провести причинно-следственные связи. Для успешной работы необходимо заполнить следующие таблицы: «Социальная структура российского общества в XVII в.» и «Привилигированные и зависимые сословия российского общества в XVII в.».
Таблица. Социальная структура российского общества в XVII в.
Социальные группы населения | Обязанности | Права |
Духовенство Белое | ||
Духовенство Черное | ||
Служивые «по прибору» (дьяки, подьячие, стрельцы, пушкари, городовые казаки, солдаты, ямщики) | ||
Служивые «по отечеству» (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки) | ||
Посадские (купцы и ремесленники) | ||
Крестьянство (Черносошные, Крепостные) | ||
Холопство |
Таблица. Привилигированные и зависимые сословия российского общества в XVII в.
Привилигированные сословия | Зависимые сословия | |||||
светские | духовные | «тяглые» люди | холопы | «служилые люди по прибору» | ||
Думные чины | духовенство | крестьяне | Жители посада | полные | кабальные | Стрельцы |
Московские чины | Частно-владельческие, помещичьи и крепостные | ремесленники | Казаки | |||
Городовые чины | Удельные или дворцовые | Купцы (гости и суконная сотня) | пушкари | |||
Черносошенные, некрепостные, свободные общинники |
Вопрос № 4.Сравнительная характеристика должна включать такие аспекты, как личность Филарета и Никона и их роль в государстве.
Тема 8
Россия в XVIII в.
План семинара
Эпоха Петровских реформ
1.1. Реформирование различных сфер общества:
· экономичекие реформы,
· социальная реформа,
· государственно-административные реформы
1.2. Культурные преобразования петровской эпохи:
- календарная, школьная и азбучная реформы;
- европеизация быта дворянства;
- открытия и изобретения;
- Петербург – культурная столица новой России.
1.3. Исторические оценки петровских преобразований
1.4. Петр I и его эпоха: оценки историков.
1.5. Внешняя политика России при Петре I.
1.5.1. Международная обстановка, основные направления внешней политики России в начале XVII в.
1.5.2. Борьба за выход к Черному морю: Азовские походы
1.5.3. Северная война (1700-1721 гг.).
- Причины и цели войны
- Первый этап войны: Полтавская битва, ей влияние на ход военных действий
- Второй этап войны, победа русских войск
1.5.4. Прутский и Каспийский походы
1.6. Реформаторская деятельность Петра I в условиях Северной войны.
- Создание регулярной армии
- Основание Санкт-Петербурга
- Открытие школ (математических и навигацких наук, инженерной, артиллерийской, медицинской)
- Создание новых воинских уставов
- Перевооружение армии
- Создание военно-морского флота
- Значение реформаторской деятельности Петра I, роль внешнеполитических задач в реформах.
Вопросы для размышления:
1. Что подтолкнуло Петра I к преобразованиям? Назовите первые реформы. Определите в какой степени они носили спонтанный, а в какой - продуманный характер?
2. Назовите губернии и
3. Северная война – катализатор петровских преобразований?
4. Расскажите об экономике России в эпоху преобразований. Определите главные особенности русской мануфактуры.
5. Как сочетались в политике Петра I национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?
6. Как изменилась жизнь русского дворянства и крестьянства в годы правления Петра I?
7. Какие из преобразований Петра I пережили время и актуальны сегодня.
Дворцовые перевороты
2.1. Предпосылки политической нестабильности
2.2. Российская монархия в 1725-1762 гг.:
- правление Екатерины I,
- правление Петра II,
- правление Анны Иоанновны,
- правление Ивана VI Антоновича и Анны Леопольдовны,
- правление Елизаветы Петровны,
- правление Петра III
Вопросы для размышления:
1. Почему после смерти Петра I в России стал возможен феномен дворцовых переворотов?
2. В чем в годы правления Елизаветы Петровны прослеживается преемственность, а в чем - разрыв с наследием Петра I?
3. Как можно охарактеризовать политику российских монархов в 1725-1762 гг.?
4. Какова роль иностранцев в России в XVIII в.