Применение права как специфическая форма егореализации норм реализацииправа
В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических предписаний. В этих случаях требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом качеств, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т. п. Кроме того, в ряде случаев субъекты не могут самостоятельно разрешить спорную ситуацию, возникшую в ходе правоотношения, и вынуждены поэтому обратиться за квалифицированной помощью к третьей стороне, в качестве которой, как правило, выступает государство в лице органов правосудия. Наконец, совершение лицом противоправного поступка предполагает привлечение его к юридической ответственности. Естественно, что в большинстве случаев, правонарушитель пытается избежать ответственности, поэтому необходим механизм принудительного вовлечения его в соответствующее правоотношение.[319]
Во всех перечисленных случаях для результативного воздействия права на общественные отношения требуется участие в этих отношениях субъектов, принимающих от имени государства властные решения, связанные с реализацией права в рамках конкретной ситуации. Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.
Применение права – это осуществляемая от имени государства, в специально установленных законом формах, властно-распорядительная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение условий реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешение спорных ситуаций между субъектами правоотношений, осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.
Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:
1) по своей сущности применение права представляет собой властно-распорядительную деятельность, осуществляемую от имени государства компетентными государственными органами (ОВД, суды, таможенные органы и др.), а также негосударственными органами (организациями, учреждениями), которым государство делегирует полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.);
2) применение права осуществляется всегда в рамках специфических правоотношений – властеотношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Субъект, осуществляющий правоприменения, действует от имени государства и в силу этого обладает властными полномочиями по отношению к субъекту, непосредственные интересы которого затрагиваются в процессе правоприменения. Последний может быть вовлечен в правоприменительное отношение в принудительном порядке (принудительное вовлечение правонарушителя в уголовно-процессуальное отношение);
3) правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах, в порядке предусмотренных законом процедур, в течение определенных сроков;
4) применение права – это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий);
5) применение права – это не единовременное явление, а сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий (этапов);
6) конечным результатом применения права в любом случае является вынесение акта применения права (индивидуального правового акта).[320]
3. Правоприменительная деятельность:
понятие, стадии, и субъекты
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, действий правоприменителя.
В юридической литературе, как правило вВыделяются три основныестадии применения права: установление фактических обстоятельств дела; установление юридической основы дела; принятие и оформление решения по делу..[321]
1. Установление фактических обстоятельств дела
На этой стадии правоприменитель должен собрать и проанализировать материалы, имеющие юридическое значение по делу и позволяющие представить наиболее близкую к реальности картину происшедшего.
Установление фактических обстоятельств осуществляется в соответствии с принципами относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Относимость предполагает, что правоприменитель в ходе исследования фактических обстоятельств «сортирует» собранный материал, отбирая лишь те факты, которые могут быть впоследствии использованы в процессе юридической оценки сложившейся ситуации.
Допустимость предполагает, что получение материалов по делу должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, в порядке предусмотренной законом процедуры. Материалы, полученные с нарушением требований закона, не могут рассматриваться в качестве юридически значимых, и таким образом, не являются доказательствами по делу.
Достоверность предполагает, что материалы, собранные по делу, должны нести в себе достоверную (правдивую) информацию.
Достаточность предполагает, что количество и качество собранных материалов обеспечивает возможностьдолжно быть достаточно для принятия субъектом правоприменения объективного решения по делу в оптимальные сроки.[322]
В зависимости от сложности фактических обстоятельств и их сущности, в процессе формирования фактической основы дела могут принимать участие они устанавливаются различныеми лица, осуществляющиеми, и процесс их установления представляет собой различные виды юридической деятельности (оперативно-розыскное сопровождение, опрос свидетелей, проведение экспертиз и т.п.)ую по степени сложности деятельность.
Фактические обстоятельства различаются в зависимости от сферы общественных отношений, где они произошли и поэтому влекут за собой разные последствия. Одни из них имеют положительное значение и оценку, другие – отрицательное. С первыми связывается положительное воздействие, со вторыми – применение карательныхгосударственно-правовых санкций к виновным в правонарушениях..
2. Установление юридической основы дела
Данная стадия является основной в процессе применения права.[323] Она, в свою очередь, складывается из ряда «подстадий», к числу которых следует отнести:
– выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;
– толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм;
– юридическая квалификация фактических обстоятельств дела.
Выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц предполагает изучение нормативно-правовой базы с целью установления нормы (группы норм), в предписании которой закрепляется типовой вариант поведения, соответствующий фактическим материалам конкретного дела. Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:
– действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации;
– действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
– распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.
Толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм предполагает мыслительный процесс, в ходе которого правоприменитель уясняет для себя сущность выбранной нормы, проверяет, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма.[324] При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании.
В процессе выбора нормы права и ее последующего толкования, правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда имеют место несколько норм, каждая из которых в принципе может быть применена для юридической квалификации фактических обстоятельств дела. Причем нередко предписания, закрепленные в этих нормах, носят противоречивый характер, что, естественно, затрудняет процесс юридической квалификации. Такая ситуация называется коллизией норм и связана прежде всего с несогласованностью действий органов, участвующих в законодательной деятельности.
Разрешение коллизии норм осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых нужно отнести следующие:
– при возникновении коллизии норм, закрепленных в законах и подзаконных актах, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в законах;
– при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах федерального уровня;
– при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах изданных одним органом, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в более позднем по времени издания акте;
– при возникновении коллизии норм, закрепленных в одноуровневых актах общего и специального характера, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах специального характера и т. д.
Коллизия считается разрешенной тогда, когда правоприменитель определил для себя конкретную норму конкретного нормативно-правового акта, в соответствии с которой он собирается осуществлять юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела.[325]
Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела предполагает процесс установления формально-юридической связи между фактическими обстоятельствами дела (его материальной основой) с выбранной нормой права (юридической основой).
Правильная юридическая квалификация предопределяет успешное рассмотрение и разрешение дела. Как нельзя достичь объективной истины в правоприменении, когда не выяснены с необходимой полнотой и достоверностью все фактические обстоятельства дела, так невозможно получить их и тогда, когда, при наличии необходимых фактов, допускается ошибка в квалификации. Чтобы правильно определить юридическую значимость обстоятельств дела, правоприменитель должен представлять себе систему права в ее целостности и единстве, иметь возможность выбрать именно ту правовую норму (или нормы), которая предусматривает данный случай, на него рассчитана. Неправильная юридическая квалификация в большинстве случаев влечет за собой неправильное разрешение дела по существу.
3. Вынесение и оформление решения по делу компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц
Это завершающая и наиболее значимая, с юридической точки зрения, стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии носят подготовительный характер и направлены на обеспечение условий, позволяющих выработать и принять объективное решение по рассматриваемому делу. Перед вынесением конкретного решения правоприменитель должен еще раз убедиться в том, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения выносится властное решение.
В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура принятия решения. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим – открытым, по третьим – единолично должностным лицом. После того как решение принято, оно объявляется заинтересованным лицам. Принятое решение оформляется путем издания акта применения права. Издание правоприменительного акта означает окончание процесса применения права и является предпосылкой и условием начала процесса реализации принятого решения.
Акты правоприменения
Акт применения права – это правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа (должностного лица), принимаемый от имени государства в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций.
Правоприменительные акты, проявляя вовне общеобязательную государственную волю, выступают как внешнее выражение права. Иными словами, акт применения права, в определенном смысле представляет собой внешнюю форму выражения , –правовойая нормыа в реальном правовомм бытии. НСовсем не случайно, простые что очень часто граждане, в большинстве своем, составляют собственное представление о праве, о государственной воле на основе соприкосновения с правоприменительными актами.[326]
Правоприменительный акт может быть представлен как определенный логический вывод, сделанный на основе анализа фактов и юридических оснований конкретного дела. Кроме того, правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта (либо составного элемента фактического состава) и является основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.[327]
Основные признаки актов применения права:
1) 1) Аакт применения права носит властно-распорядительныйый характер. Содержащиеся в нем предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.
Пример: ОНапример, отказ от добровольного выполнения судебного решения в гражданско-процессуальной сфере приводит к «включению» механизма принудительного исполнительного производства.;
2) Аакт применения права – это индивидуальный правовой акт. Он принимается в результате разрешения конкретного юридического дела и действует в отношении строго определенного круга лиц. Этим акт применения права отличается от нормативно-правового акта, предписание которого содержит информацию обобщенного характера, а действие распространяется на неперсонифицированный круг субъектов. Правоприменительный акт не является источником права.;
3) Аакт применения права является актом одноразового действия, поскольку закрепляемое в нем предписание носит казуальный характер (посвящено правовому регулированию в рамках конкретной жизненной ситуации, в отношении конкретных лиц). В отличие от нормативно-правовых актов, акты применения права не рассчитаны на многократное применение.;
4) Аакты применения права обладают особой формой выражения. Наиболее распространенной формой выражения актов применения права является документальная (письменная) форма. Вместе с тем акты применения права могут быть выражены в устной (устный приказ, распоряжение), а также в конклюдентной (в форме сигнала) формах.[328] В отличие от актов применения права, нормативно-правовые акты выражаются исключительно в документальной форме.[329]
Как правило, документальные акты применения права характеризуются четырехэлементнойзвенной структурой.
К примеру, судебное решение должно иметь следующие обязательные элементы:
– вводную часть, в которой указывается наименование (решение, определение, приговор, постановление), название и состав органа правосудия, принявшего решение, место и время принятия, предмет судебного разбирательства, конкретный адресат;
– описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования;
– мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в процессе правосудия, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение;
– резолютивную часть, в которой излагается содержания решения, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.
Классификация актов применения права производится по различным основаниям.
В зависимости от реализуемой функции права:
– регулятивные акты направлены на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений, в случаях, когда реализация права в рамках непосредственной формы невозможна.
Пример: П (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии и т. п.);
– охранительные акты направлены на защиту определенных юридическими нормами правил поведения от противоправных посягательств, а также реализацию мер юридической ответственности за правонарушения.
П (например: П, приговор суда, постановление следователяпрокурора о возбуждении уголовного дела и т. п.).
По типу правового регулирования:
– регистрационные акты формально закрепляют и в последующем удостоверяют фактическое состояние, в котором пребывает субъект в данный период.
Пример: Акты р (регистрациия в списках избирателей, постоянная и временная регистрация места жительства лица и т. п.);
– разрешительные акты выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств: времени, места, условий, порядка реализации и т. д.
Пример: (к таким актам можно отнести пПринятие органами разрешительной системывнутренних дел решения о разрешении приобретения лицом газового или охотничьего оружия, выдача удостоверения на право управления автотранспортным средством и т.п. и т. п.);
– запретительные акты содержат запрет на совершение определенных действий.
Пример: Решение (к примеру, решение о лишении владельца автомобиля права на управление автотранспортным средством, вследствие совершенного им правонарушения, отзыв лицензии на право заниматься определенной деятельностью и т.п.);
– ограничительные акты устанавливают перечень ограничений в отношении конкретного субъекта.[330]
Пример: Применение к лицу принудительных мер правообеспечительного характера (арест, подписка о невыезде и т.п.) (к примеру, освобождение лица из-под стражи под подписку о невыезде).
По предмету правового регулирования:
– конституционно-правовые акты;
– гражданско-процессуальные акты;
– уголовно-процессуальные акты;
– административные акты и др.
ВКонтрольные вопросы для самоконтроляпо теме:
1. Что такое реализация права?
2. При каких условиях право считается реализованным?
3. Какие формы реализации права Вы знаете?
4. Что такое непосредственная реализация права?
5. В чем особенность реализации права путем его применения?
6. Какие этапы включает в себя процесс правоприменения?
7. Какие признаки характеризуют акт применения права? Как соотносятся акты применения права и нормативно-правовые акты
8. По каким критериям осуществляется систематизация актов применения права?
Задания для самоподготовки:
1. Сформулируйте определение понятия реализации права. Назовите и охарактеризуйте юридические формы реализации права;
2. Используя метод теоретико-правового моделирования сконструируйте модель правоприменительного отношения. Выделите в нем основные стадии, определите особенности субъектного состава;
3. Составьте сравнительную таблицу и проведите сопоставление актов применения права и нормативно-правовых актов.
Рекомендуемая литература:
1. Астанин В.В., Плигин В.Н. Научно-практический диалог о праве и его применении //Российская юстиция. № 6, 2017;
2. Белянская О.В., Бондаренко К.Д. Непосредственная реализация прав личности в частно-правовых отношениях: вопросы теории и практики //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 4 (108), 2012;
3. Витрук Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности //Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 2, 1983;
4. Гайков В.Т. Коллизия и конкуренция уголовно-правовых норм: разграничение понятий //Юристъ-Правоведъ. № 2, 2006;
5. Галиев Ф.Ф. Логические основания стадий применения права //Правовое государство: теория и практика. № 1 (35), 2014;
6. Липинский Д.А. О понятии и функциях актов применения юридической ответственности //Российская юстиция. № 5, 2013;
7. Ненашев М.М. Субъективное право на действия //Гражданское право. № 3, 2006;
8. Лазарев В. В. Применение советских правовых норм. Казань, 1972;
9. Майстренко Е.И. Теоретико-методологические основы исследования судебного правоприменения в условиях коллизии правовых норм //Вестник Башкирского университета. Т. 11. № 4, 2006;
10. Мигущенко О.Н. Роль правосознания в применении права //Юридический мир. № 6, 2007;
11. Пахомов М.С. Конклюдентные действия в сфере реализации права //Вестник Московского университета МВД России. № 4, 2009;
12. Пехтерева З.А. Обеспечение прав граждан при применении мер пресечения //Теория и практика общественного развития. № 5, 2011;
13. Погодин А.В. Содержание и методология теории реализации норм права //Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 153. № 4, 2011;
14. Растлян А.А. Коллизии правовых норм регулирующих гражданско-правовые потребительские отношения //Российский судья. № 6, 2008;
15. Хахалев К.Р. К вопросу о способах правоприменения в механизме реализации прав человека. Вопросы теории права //Закон и право. Т. 3. № 3, 2017;
16. Чернова Э.Р., Ямщикова С.Л. К вопросу о применении права как одной из форм реализации права //Законность и правопорядок в современном обществе. № 1, 2010.