Источники (формы) современного российского права

В настоящий момент система формальных источников российского права представляет собой достаточно сложное образование, включающее различные по юридической силе источники, объединяемые как вертикальными, так и горизонтальными связями.

Традиционно в качестве основного источника отечественного права рассматривается нормативный правовой акт. Совокупность нормативных актов, действующих в пределах государственной юрисдикции, образует систему национального законодательства.

Наряду с нормативными правовыми актами значимое место в системе формальных источников современного российского права занимает нормативный договор.

В последние годы взгляды на договор как источник права получают свое развитие как в теоретической, так и в отраслевой юриспруденции[187]. Это обусловлено активизацией договорного процесса в России как в сфере публичного (прежде всего конституционного права), так и в сфере частного права. Признавая самостоятельное значение нормативного договора в системе источников современного российского права, вместе с тем не следует забывать о том, что юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает все-таки закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение, что позволяет сделать вывод о производном характере нормативного договора по отношению к закону, который, по образному выражению Ю. А. Тихомирова, является «отцом договора»[188].

Помимо названных, в качестве формального источника современного российского права рассматривается правовой обычай. Обычай приобретает качества формального источника права, будучи санкционированным государством. В данном случае государственное санкционирование может пониматься, с одной стороны, как разрешение, с другой -— как принятие под свою защиту, включение в общую иерархическую систему источников российского права[189]. Случаи применения правового обычая, как правило, зафиксированы в действующем законодательстве. Вышесказанное позволяет, на наш взгляд, определить статус правового обычая как производного источника в системе формальных источников российского права.

По общепризнанному мнению, в современной правовой системе Российской Федерации правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Вместе с тем, несмотря на то что «в современных условиях обычай в значительной степени потерял свою роль источника права … о закате обычного права в полной мере говорить нет оснований … обычаи остаются источником права, ибо, чтобы установить, что в обществе является справедливым, необходимо учитывать обычное поведение людей»[190]. По мнению Е. В. Колесникова, утверждение, что обычаи всегда принадлежат прошлому, излишне категорично, поскольку обычай часто выполняет правовосполнительную роль и применяется в случае необходимости преодоления пробелов в законодательстве и разрешения коллизий правовых норм[191].

Завершая рассмотрение проблемы структурирования системы формальных источников современного российского права, следует подчеркнуть, что так называемые нетрадиционные источники российского права (правовая доктрина, юридический прецедент, принципы права, правосознание и т. п.) не рассматривались вполне осознанно. Сам факт определения данных форм внешнего «правовыражения» как формальных источников права не является однозначно признанным, следовательно, и говорить об их месте в системе источников российского права пока представляется преждевременным.

4. Нормативно-правовой акт
как основной источник современного российского права

Как уже было сказано ранее, вВ системе источников российского права нормативно-правовой акт традиционно занимает первостепенное значение.

Большее значение нормативно-правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с признанием ведущей роли государства в регулировании и охране наиболее значимых общественных отношений. Кроме того, нормативно-правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием.[192]

Особая юридическая значимость нормативно-правового актаопределяется рядом признаков:

– принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры рамках нормотворческого процесса;

– является результатом правотворческой целенаправленной деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т. д.), которым право на нормотворчество делегировано государством);

– содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;

– имеет определенную документальную форму изложения и официальное наименование (закон, указ, постановление и т. д.);

– направлен на регулирование общезначимых и общеобязательныхтипичных общественных отношений;

– обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

Система нормативно-правовых актов характеризуется многообразием входящих в нее документов источников права. Это многообразие обусловлено широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов, средств воздействия на эти отношения. Единство данной системы обеспечивается верховенством закона, едиными принципами правотворчества, взаимодействием нормативно-правовых актов между собой, а также наличием укрупненных кодифицированных актов.

Юридическая сила нормативно-правового акта ( –нормативная компетенция) – это определяемая правовым статусом соответствующего документа это свойство акта действовать с целью способность оказывать регулятивно-охранительное воздействие наирования общественныех отношенияй, порождать определенные юридические последствия.

Юридическая сила того или иного акта характеризуется нормативно-правового акта определяется:

1) соотношением «вышестоящих» и «нижестоящих» нормативно-правовых актов между собой, то есть. е. их иерархичностью;

2) фактическим значением нормативно-правовых актов для их применителей и исполнителей, их обязательностью.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от По юридической силеы:

– законы,

– подзаконные нормативные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта федерации) или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам.

На основе данного определения можно выделить следующие признаки закона:

– принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованием граждан (на референдуме);

– принимается в порядке особой процедуры;

– содержит наиболее значимые нормы права;

– обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

– основной закон (конституция),

– федеральные конституционные законы,

– федеральные законы,

– законы субъектов федерации (конституции (уставы) субъектов, акты текущегое законодательствао).

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу. При этом законы, так же как и подзаконные акты, обладают прямым действием и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования. При возникновении противоречия (коллизии) между положениям между нормами закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.

В Российской Федерации подзаконные нормативно-правовые акты классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

– подзаконные акты федерального уровня (ууказы Президента России, постановления Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств);

– подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

– подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления).

Нормативно-правовые акты также можно классифицировать и по другим основаниям.

2. В зависимости отПо времени действия:

– постоянные – не ограниченные в своем действии временным промежутком и (действующие т вплоть до отмены (действующая Конституция РФ)).

;

– временные (срочные) – ограниченные конкретными сроками (календарной датой (например, Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»), годовой бюджет) либо конкретными жизненными обстоятельствамиом (вводом и отменой чрезвычайного положения)акты регламентирующие установление и поддержания правопорядка в условиях чрезвычайных правовых режимов обусловленных вооруженными конфликтами, массовыми беспорядками, техногенными катастрофами и т.п.).

3. По сфере действия:

– общегосударственные, действующие на всей территории страны (федеральные законы и подзаконные акты);

– региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц (законы и подзаконные акты субъектов федерации);

– локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации (ведомственные нормативно-правовые акты).

4. По отраслевому предмету правового регулирования:

– акты, регламентирующие отношения в государственноконституционно-правовой сфере;

– акты, регламентирующие отношения в административно-правовой сфере;

- акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;

– акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере, и т. д.

5. По способу принятия:

– народные – акты, принятые путем всенародного голосования на референдуме (Конституция России).

Пример: Действующая Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.;

– вотированные – акты, принятые компетентным государственным законодательным органом (парламентом, правительством и др.) посредством получения вотума доверия со стороны определенного числа членов этого органа.

Пример: С(ст. 108 Конституции России определяет порядок, в соответствии с которым федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

– октроированные («дарованные высшей властью» свыше) – акты, принятые в особом законодательном порядке единолично главами государств. и «дарованные» подданным главами монархических государств (

Пример: кК октроированным актам можно отнести «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест) от 17 (30) октября 1905 г., «дарованный» народуподданным Российской Империи, самодержцем Николаем II. российским императором).К актам октроированного характера в современной России следует относить ряд Указов Президента России по своей юридической силе относящихся к федеральным законам, однако принимаемых непосредственно главой государства, без каких бы то ни было процедурных ограничений со стороны российского парламента (Указ Президента РФ от 11.12. 1993 № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 31.12.1999 № 1763 «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»; Указ Президента РФ от 30.09.2016 N 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» и др.).

Контрольные вВопросы по теме для самоконтроля:

1. Какой смысл Вы вкладываете в категорию «источник права»?

2. Как соотносятся понятия «исток», «источник» и «юридическая форма» права?

3. Какие виды источников права Вы знаете

1. Какие материальные и идейно-теоретические источники права Вы можете назвать?

1. Какие формально-юридические источники права Вы знаете?

4. Какое место в системе формально-юридических источников права занимает нормативно-правовой акт?

5. Какие признаки характеризуют нормативно-правовой акт?

6. По каким критериям систематизируются нормативно-правовые акты?

7. Что такое закон и какие признаки его характеризуют?

8. Какие юридические формы права являются основными в системе источников современного российского права?

1. В чем специфика действия нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц?

1. Что такое правотворчество? Какие субъекты наделены полномочиями в сфере правотворчества? Какие этапы включает процесс правотворчества?

Задания для самоподготовки:

1. Проведите сравнительный анализ понятий «исток», «источник», «юридическая форма» права. Охарактеризуйте истоки российского права. Можно ли рассматривать в качестве истоков современного российского права правовые системы Российской Империи и СССР?

2. Охарактеризуйте основные источники права. Какие источники права наиболее характерны для системы современного российского права? Как они соотносятся в рамках этой системы?

3. Осуществите характеристику нормативно-правового акта как основного источника современного российского права. Проведите систематизацию современного российского законодательства

Рекомендуемая литература:

1. Богдановская И.Ю. Закон и судебный прецедент: эволюция борьбы за верховенство //Российское правосудие. № 9 (113), 2015;

2. Бошно С.В. Существенные признаки формы права //Право и современные государства. № 5, 2015;

3. Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в отраслевых науках //История государства и права, № 19, 2007;

4. Епифанова Ю.Х. «Нетрадиционные» источники права: об актуальности понятия для российской правовой системы //Образование и право. № 3, 2011;

5. Истоки и источники права. Очерки /Под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб.: СПб университет МВД России, 2006;

6. Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права //Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 6 (233), 2000;

7. Ларина Т.В. Категории «источник права» и «форма права» в различных контекстах правопонимания //Вестник Московского университета МВД России. № 10, 2012;

8. Рыбаков В.А. Правовой обычай: прошлое и настоящее //Современное право. № 3, 2009;

9. Садохина Н.Е. Нормативный договор как источник современного российского права //Правовая политика и правовая жизнь. № 10, 2009;

10. Сырых В.М. Система источников права в материалистической теории права //Ленинградский юридический журнал. № 3, 2008;

ТЕМАГлава 14. НОРМА ПРАВА

В результате изучения главы обучаемый должен:

Знать

- понятие и признаки нормы права;

- структуру нормы права;

- виды норм права;

- особенности соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта;

- юридическую технику изложения нормы права в статье нормативно-правового акта

Уметь

- оперировать юридическими понятиями и категориями по теме;

- формулировать понятие нормы права и выделять характеризующие ее признаки;

- выделять структурные элементы нормы права и осуществлять их характеристику;

- проводить систематизацию норм права;

- выполнять сравнительный анализ теоретической модели нормы права и статьи нормативно-правового акта;

- излагать норму права в статье нормативно-правового акта

Владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками работы с учебной и научной литературой по теме;

- навыками формулирования дефиниции нормы права, выделения и характеристики ее признаков;

- навыками структурирования нормы права и характеристики составляющих ее элементов;

- навыками классификации и систематизации норм права;

- навыками изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

1. Понятие и признаки нормы права

2. Структура нормы права

3. Классификация норм права

4. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов

Наши рекомендации