Источники (формы) современного российского права
В настоящий момент система формальных источников российского права представляет собой достаточно сложное образование, включающее различные по юридической силе источники, объединяемые как вертикальными, так и горизонтальными связями.
Традиционно в качестве основного источника отечественного права рассматривается нормативный правовой акт. Совокупность нормативных актов, действующих в пределах государственной юрисдикции, образует систему национального законодательства.
Наряду с нормативными правовыми актами значимое место в системе формальных источников современного российского права занимает нормативный договор.
В последние годы взгляды на договор как источник права получают свое развитие как в теоретической, так и в отраслевой юриспруденции[187]. Это обусловлено активизацией договорного процесса в России как в сфере публичного (прежде всего конституционного права), так и в сфере частного права. Признавая самостоятельное значение нормативного договора в системе источников современного российского права, вместе с тем не следует забывать о том, что юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает все-таки закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение, что позволяет сделать вывод о производном характере нормативного договора по отношению к закону, который, по образному выражению Ю. А. Тихомирова, является «отцом договора»[188].
Помимо названных, в качестве формального источника современного российского права рассматривается правовой обычай. Обычай приобретает качества формального источника права, будучи санкционированным государством. В данном случае государственное санкционирование может пониматься, с одной стороны, как разрешение, с другой -— как принятие под свою защиту, включение в общую иерархическую систему источников российского права[189]. Случаи применения правового обычая, как правило, зафиксированы в действующем законодательстве. Вышесказанное позволяет, на наш взгляд, определить статус правового обычая как производного источника в системе формальных источников российского права.
По общепризнанному мнению, в современной правовой системе Российской Федерации правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Вместе с тем, несмотря на то что «в современных условиях обычай в значительной степени потерял свою роль источника права … о закате обычного права в полной мере говорить нет оснований … обычаи остаются источником права, ибо, чтобы установить, что в обществе является справедливым, необходимо учитывать обычное поведение людей»[190]. По мнению Е. В. Колесникова, утверждение, что обычаи всегда принадлежат прошлому, излишне категорично, поскольку обычай часто выполняет правовосполнительную роль и применяется в случае необходимости преодоления пробелов в законодательстве и разрешения коллизий правовых норм[191].
Завершая рассмотрение проблемы структурирования системы формальных источников современного российского права, следует подчеркнуть, что так называемые нетрадиционные источники российского права (правовая доктрина, юридический прецедент, принципы права, правосознание и т. п.) не рассматривались вполне осознанно. Сам факт определения данных форм внешнего «правовыражения» как формальных источников права не является однозначно признанным, следовательно, и говорить об их месте в системе источников российского права пока представляется преждевременным.
4. Нормативно-правовой акт
как основной источник современного российского права
Как уже было сказано ранее, вВ системе источников российского права нормативно-правовой акт традиционно занимает первостепенное значение.
Большее значение нормативно-правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с признанием ведущей роли государства в регулировании и охране наиболее значимых общественных отношений. Кроме того, нормативно-правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием.[192]
Особая юридическая значимость нормативно-правового актаопределяется рядом признаков:
– принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры рамках нормотворческого процесса;
– является результатом правотворческой целенаправленной деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т. д.), которым право на нормотворчество делегировано государством);
– содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;
– имеет определенную документальную форму изложения и официальное наименование (закон, указ, постановление и т. д.);
– направлен на регулирование общезначимых и общеобязательныхтипичных общественных отношений;
– обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).
Система нормативно-правовых актов характеризуется многообразием входящих в нее документов источников права. Это многообразие обусловлено широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов, средств воздействия на эти отношения. Единство данной системы обеспечивается верховенством закона, едиными принципами правотворчества, взаимодействием нормативно-правовых актов между собой, а также наличием укрупненных кодифицированных актов.
Юридическая сила нормативно-правового акта ( –нормативная компетенция) – это определяемая правовым статусом соответствующего документа это свойство акта действовать с целью способность оказывать регулятивно-охранительное воздействие наирования общественныех отношенияй, порождать определенные юридические последствия.
Юридическая сила того или иного акта характеризуется нормативно-правового акта определяется:
1) соотношением «вышестоящих» и «нижестоящих» нормативно-правовых актов между собой, то есть. е. их иерархичностью;
2) фактическим значением нормативно-правовых актов для их применителей и исполнителей, их обязательностью.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации можно классифицировать следующим образом.
1. В зависимости от По юридической силеы:
– законы,
– подзаконные нормативные акты.
Закон – это нормативно-правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта федерации) или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам.
На основе данного определения можно выделить следующие признаки закона:
– принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованием граждан (на референдуме);
– принимается в порядке особой процедуры;
– содержит наиболее значимые нормы права;
– обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам.
Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:
– основной закон (конституция),
– федеральные конституционные законы,
– федеральные законы,
– законы субъектов федерации (конституции (уставы) субъектов, акты текущегое законодательствао).
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу. При этом законы, так же как и подзаконные акты, обладают прямым действием и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования. При возникновении противоречия (коллизии) между положениям между нормами закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.
В Российской Федерации подзаконные нормативно-правовые акты классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:
– подзаконные акты федерального уровня (ууказы Президента России, постановления Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств);
– подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
– подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления).
Нормативно-правовые акты также можно классифицировать и по другим основаниям.
2. В зависимости отПо времени действия:
– постоянные – не ограниченные в своем действии временным промежутком и (действующие т вплоть до отмены (действующая Конституция РФ)).
;
– временные (срочные) – ограниченные конкретными сроками (календарной датой (например, Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»), годовой бюджет) либо конкретными жизненными обстоятельствамиом (вводом и отменой чрезвычайного положения)акты регламентирующие установление и поддержания правопорядка в условиях чрезвычайных правовых режимов обусловленных вооруженными конфликтами, массовыми беспорядками, техногенными катастрофами и т.п.).
3. По сфере действия:
– общегосударственные, действующие на всей территории страны (федеральные законы и подзаконные акты);
– региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц (законы и подзаконные акты субъектов федерации);
– локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации (ведомственные нормативно-правовые акты).
4. По отраслевому предмету правового регулирования:
– акты, регламентирующие отношения в государственноконституционно-правовой сфере;
– акты, регламентирующие отношения в административно-правовой сфере;
- акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
– акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере, и т. д.
5. По способу принятия:
– народные – акты, принятые путем всенародного голосования на референдуме (Конституция России).
Пример: Действующая Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.;
– вотированные – акты, принятые компетентным государственным законодательным органом (парламентом, правительством и др.) посредством получения вотума доверия со стороны определенного числа членов этого органа.
Пример: С(ст. 108 Конституции России определяет порядок, в соответствии с которым федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
– октроированные («дарованные высшей властью» свыше) – акты, принятые в особом законодательном порядке единолично главами государств. и «дарованные» подданным главами монархических государств (
Пример: кК октроированным актам можно отнести «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест) от 17 (30) октября 1905 г., «дарованный» народуподданным Российской Империи, самодержцем Николаем II. российским императором).К актам октроированного характера в современной России следует относить ряд Указов Президента России по своей юридической силе относящихся к федеральным законам, однако принимаемых непосредственно главой государства, без каких бы то ни было процедурных ограничений со стороны российского парламента (Указ Президента РФ от 11.12. 1993 № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 31.12.1999 № 1763 «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»; Указ Президента РФ от 30.09.2016 N 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» и др.).
Контрольные вВопросы по теме для самоконтроля:
1. Какой смысл Вы вкладываете в категорию «источник права»?
2. Как соотносятся понятия «исток», «источник» и «юридическая форма» права?
3. Какие виды источников права Вы знаете
1. Какие материальные и идейно-теоретические источники права Вы можете назвать?
1. Какие формально-юридические источники права Вы знаете?
4. Какое место в системе формально-юридических источников права занимает нормативно-правовой акт?
5. Какие признаки характеризуют нормативно-правовой акт?
6. По каким критериям систематизируются нормативно-правовые акты?
7. Что такое закон и какие признаки его характеризуют?
8. Какие юридические формы права являются основными в системе источников современного российского права?
1. В чем специфика действия нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц?
1. Что такое правотворчество? Какие субъекты наделены полномочиями в сфере правотворчества? Какие этапы включает процесс правотворчества?
Задания для самоподготовки:
1. Проведите сравнительный анализ понятий «исток», «источник», «юридическая форма» права. Охарактеризуйте истоки российского права. Можно ли рассматривать в качестве истоков современного российского права правовые системы Российской Империи и СССР?
2. Охарактеризуйте основные источники права. Какие источники права наиболее характерны для системы современного российского права? Как они соотносятся в рамках этой системы?
3. Осуществите характеристику нормативно-правового акта как основного источника современного российского права. Проведите систематизацию современного российского законодательства
Рекомендуемая литература:
1. Богдановская И.Ю. Закон и судебный прецедент: эволюция борьбы за верховенство //Российское правосудие. № 9 (113), 2015;
2. Бошно С.В. Существенные признаки формы права //Право и современные государства. № 5, 2015;
3. Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в отраслевых науках //История государства и права, № 19, 2007;
4. Епифанова Ю.Х. «Нетрадиционные» источники права: об актуальности понятия для российской правовой системы //Образование и право. № 3, 2011;
5. Истоки и источники права. Очерки /Под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб.: СПб университет МВД России, 2006;
6. Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права //Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 6 (233), 2000;
7. Ларина Т.В. Категории «источник права» и «форма права» в различных контекстах правопонимания //Вестник Московского университета МВД России. № 10, 2012;
8. Рыбаков В.А. Правовой обычай: прошлое и настоящее //Современное право. № 3, 2009;
9. Садохина Н.Е. Нормативный договор как источник современного российского права //Правовая политика и правовая жизнь. № 10, 2009;
10. Сырых В.М. Система источников права в материалистической теории права //Ленинградский юридический журнал. № 3, 2008;
ТЕМАГлава 14. НОРМА ПРАВА
В результате изучения главы обучаемый должен:
Знать
- понятие и признаки нормы права;
- структуру нормы права;
- виды норм права;
- особенности соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта;
- юридическую технику изложения нормы права в статье нормативно-правового акта
Уметь
- оперировать юридическими понятиями и категориями по теме;
- формулировать понятие нормы права и выделять характеризующие ее признаки;
- выделять структурные элементы нормы права и осуществлять их характеристику;
- проводить систематизацию норм права;
- выполнять сравнительный анализ теоретической модели нормы права и статьи нормативно-правового акта;
- излагать норму права в статье нормативно-правового акта
Владеть
- юридической терминологией по теме;
- навыками работы с учебной и научной литературой по теме;
- навыками формулирования дефиниции нормы права, выделения и характеристики ее признаков;
- навыками структурирования нормы права и характеристики составляющих ее элементов;
- навыками классификации и систематизации норм права;
- навыками изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
1. Понятие и признаки нормы права
2. Структура нормы права
3. Классификация норм права
4. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов