Форма государственного (административно-территориального) устройства
Форма государственного (административно-территориального) устройства характеризует управленческую (административную) систему государства, раскрывает характер взаимоотношений между административно-территориальными образованиями - единицами, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти.
По форме территориального устройства все государства делятся на унитарные и федеративные.
Унитарные государства (Великобритания, Япония, Финляндия) – это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер.
Признаки унитарного государства:
- государственно-властные полномочия сосредоточены (централизованы) у высших органов государственной власти, которые реализующихт эти полномочия от имени всего государства;
- наличие единойая системыа государственных органов и единой системы национального законодательства;
- единая система законодательства;
- порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.
Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т.д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города.
Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.
В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти.
Наряду с административно-территориальными единицами, унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Страна Басков в Испании, Сицилия в Италии Иракский Курдистан и т.д.).
2.Федеративное государство (РФ, США, Мексика ФРГ) – представляет собой единую административно-территориальную систему включающую в качестве составных элементов обособленные автономные образования – субъекты федерации, обладающие определенным объемом государственной власти и осуществляющие взаимодействие с государством (представленным аппаратом федеральной власти) по принципу разграничения предметов ведения и распределения властных полномочий.
Признаки федеративного государства:
- территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований – субъектов;
- государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);
- система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствие с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий;
- интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в РФ – Совет Федерации Федерального Собрания России), формируемая из представителей субъектов;
- в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.
Различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации.
В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период – Бельгия).
Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).
В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными).
Структура различных федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т.д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).
Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей (США, РСФСР с 1991 по 1993 гг. РФ).
Наряду с федерациями к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию. Вместе с тем, более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств.
В частности, к признакам, позволяющим относить конфедерацию к единому государству относятся:
- наличие общих для всей конфедерации функций, реализуемых как во внутренней, так и во внешней сфере;
- наличие единого правового поля, единого таможенного пространства;
- наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства;
- наличие единой денежной единицы.
В свою очередь, к признакам конфедерации, характерным для союза суверенных государств, следует отнести:
- сохранение национальной валюты; национального гражданства; государственного языка; территориальной обособленности;
- правовые акты, принятые конфедеративными органами, приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации только в случае их ратификации (одобрения) национальными парламентами;
- субъекты конфедерации обладают правом нулификации – правом признания, утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне конфедерации;
- субъекты конфедерации обладают правом сецессии – правом на односторонний выход из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано, только на основании соответствующего договора.
Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер конфедеративной формы государственного устройства. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) – США или распадаются на суверенные государства – Австро-Венгрия Сенегамбия (Сенегал и Гамбия).
В настоящее время признаками конфедеративного государственного устройства обладают Европейский Союз и Союзное государство Россия- Белоруссия.
Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789 г.г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г.г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г.г. и др.
Конфедерации следует отличать от коалиций, представляющих собой являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзыами самостоятельных государств образуемые для достижения конкретных целей экономического, политического, военного характера.
Пример: Вторая мировая война представляет собой военный конфликт между двумя враждующими межгосударственными объединениями: «странами оси» (Германия, Италия, Япония и др.) и антигитлеровской коалицией (СССР, США, Великобритания, Франция и др.). При этом в качестве основного объединяющего фактора рассматривалась концепция «общего врага», представлявшего для каждого из членов той или иной коалиции большую угрозу, чем другие опасности.(антигитлеровская коалиция периода Второй мировой войны, антииракская коалиция в период войны в Ираке в 2002 г. и др.).