Тема 2.1 Основы воздушного права РФ. 10 часов
Тема 2.1 Основы воздушного права РФ. 10 часов
Занятие 1: Источники воздушного права РФ. Система воздушного законодательства РФ.
1. Понятие и Сущность Воздушного права.
2. Воздушный Кодекс от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ – основной источник
3. Федеральные авиационные правила и Федеральные правила использование воздушного пространства.
4. Воздушное законодательств РФ: его система и структура.
Понятие и Сущность Воздушного права.
Международное право – это особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между её субъектами.
Международное право возникло вследствие развития общественных процессов. В международно-правовых нормах находит отражение сложный процесс взаимодействия государств, преобразование общественных отношений. Международное право выполняет в международных отношениях несколько функций:
Ряд норм международного права, которые имеют наиважнейшее значение для международного сообщества, называют принципами.
Современные принципы международного права закреплены в Уставе ООН.
ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА |
СУВЕРЕННОЕ РАВЕНСТВО |
НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА |
ЗАПРЕТ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ ИЛИ УГРОЗЫ СИЛОЙ |
СОБЛЮДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ |
МИРНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ МУЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ |
Нарушение государством какого-либо основного принципа рассматривается международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок.
Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляются меры по включению международно-правовых норм в национальные законы и правила.
Согласно Конституции РФ международное право является частью национальной правовой системы России, а его положения имеют преимущественно силу в случае с национальными законами.
Международное право | |
Публичное | Частное |
Регулирует межгосударственные, межвластные отношения. | Регулирует отношения между физическими и юридическими лицами различных государств. |
Частью международного права является воздушное право.
Занятие 2:Государственное регулирование использования воздушного пространства.
1. Использование воздушного пространства. Государственное регулирование ИВП.
2. Государственные приоритеты в ИВП.
3. Структура ВП РФ
4. Классификация ВП РФ.
5. Запрещение или ограничения ИВП.
6. Контроль за соблюдением ФП ИВП.
Структура ВП РФ
Статья 15. Структура воздушного пространства
Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 19.07.2012, с изм. от 23.01.2014) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" Структура воздушного пространства Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон полета 8100 м (эшелон полета 265), который относится к нижнему воздушному пространству. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2011 N 743) Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации. 4. Классификация воздушного пространства Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом: |
а) класс A - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;
б) класс C - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2011 N 743)
в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу
обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2011 N 743)
Учебник, Зубков 188-190
Основными регулирующими функциями Федеральных полномочных органов в области ГА - МТ, ФАВТ, ФСНСТ - в системе обеспечения БП являются:
· нормативное обеспечение деятельности (МТ, ФАВТ);
· сертификация объектов ГА (ФАВТ);
· лицензирование авиационной деятельности (ФАВТ);
· государственный контроль и надзор за БП (ФАВТ и ФСНСТ);
· организация подготовки и аттестация авиационного персонала (ФАВТ).
Нормативные правовые документы (Федеральные авиационные правила и др.) являются одним из главных «рычагов» государственного регулирования деятельности в ГА РФ. От качества этих документов (содержательности, сбалансированности и взвешенности, учёта реалий эксплуатационных процессов, включая экономическую оправданность, соответствия международным стандартам и рекомендуемой практике и других показателей) зависит эффективность их положительного влияния на эксплуатационную практику.
Основными регулирующими функциями Межгосударственного авиационного комитета в системе обеспечения БП являются:
· сертификация авиационной техники;
· сертификация авиационного производства;
· расследование авиационных происшествий.
Контроль за соответствием вновь создаваемых или поставляемых из-за рубежа ВС, двигателей, в/винтов, международных и категорированных аэродромов, воздушных трасс и их оборудования, предприятий и организаций, осуществляющих разработку, изготовление, испытания перечисленных объектов осуществляется Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).
Контроль за соответствием технических объектов ГА, субъектов деятельности ГА сертификационным требованиям осуществляют аккредитованные органы но сертификации с привлечением соответствующих центров по сертификации, испытательных лабораторий и аттестованных экспертов. Органы по сертификации создаются на основе подразделений Росавиации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением воздушного законодательства РФ и международных договоров РФ о гражданской авиации авиационными предприятиями и организациями, юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выполняющими и обеспечивающими воздушные перевозки, авиационные работы и услуги, а также за использованием воздушного пространстваРФ, аэронавигационным обслуживанием пользователей воздушного пространства РФ (кроме авиационно-космического поиска и спасания) осуществляет Госавианадзор как| структурное подразделение независимого полномочного органа - Ространснадзора.
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правому регулированию в сфере воздушного (гражданской авиации) и других видов . Действует на основании Перечня вопросов Минтранса России, утвержденного Постановлением Правительства Рос. Федерации от 11.06.04 № 274 (рис. 2.13).
Согласно действующей с 2004 г. архитектуре федеральных органов власти России, Минтранс обладает полномочиями издания нормативных правовых документов в сфере деятельности всех видов транспорта России, включая воздушный транспорт. В ведении этого Министерства находятся федеральные службы и агентства, являющиеся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере воздушного и других видов транспорта, а также геодезии и картографии.
Выделенные на схеме (см. рис. 2.13) подразделения Министерства и подведомственные ему организации:
- Департамент государственной политики в области гражданской авиации;
- Департамент транспортной безопасности и специальных программ;
- Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
имеют непосредственное отношение к выполнению государственных полномочий сфере регулирования авиационной деятельности в ГА РФ.
Федеральное агентство воздушного транспорта России
Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) - Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказаниюгосударственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере ВТ. Находится в ведении Минтранса России и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (рис. 2.14).
На 2010 год Росавиация является основным органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля и регулирования в сфере деятельности гражданской авиации РФ. Основные функции Росавиации:
· издание индивидуальных правовых актов;
· организация исполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
· проведение обязательной сертификации объектов ГА;
· ведение Государственных реестров гражданских ВС, аэродромов и аэропортов РФ;
· организация обучения и повышения квалификации авиационного персонала ГА;
· осуществление полномочий собственника в отношении федеральногоимущества, своего и государственных учреждений, подведомственных Агентству.
Росавиация имеет территориальные управления, осуществляющие государственные полномочия в пределах своих регионов (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Территориальные органы ФАВТ |
№9п\п | Наименование |
Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта (МТУ ВТ) Центральных районов ФАВТ | |
Северо-Западное МТУ ВТ ФАВТ | |
Архангельское МТУ ВТ ФАВТ | |
Коми МТУ ВТ ФАВТ | |
Южное МТУ ВТ ФАВТ | |
Уральское МТУ ВТ ФАВТ | |
Приобское МТУ ВТ ФАВТ | |
Западно-Сибирское МТУ ВТ ФАВТ | |
Восточно-Сибирское МТУ ВТ ФАВТ | |
Красноярское МТУ ВТ ФАВТ | |
Дальневосточное МТУ ВТ ФАВТ | |
Камчатское МТУ ВТ ФАВТ | |
Саха (Якутское) МТУ ВТ ФАВТ . | |
Северо-Восточное МТУ ВТ ФАВТ | |
Приволжское МТУ ВТ ФАВТ | |
Татарское МТУ ВТ ФАВТ |
Понятие «воздушное судно».
Статья 32. Воздушное судно
1. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.
(п. 2 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.
(п. 3 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
Судовые документы.
Статья 67. Документация, имеющаяся на борту воздушного судна
1. Каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию:
1) судовые документы:
свидетельство о государственной регистрации;
сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2006 N 114-ФЗ;
2) соответствующие документы на каждого члена экипажа;
3) документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Государственное воздушное судно и экспериментальное воздушное судно должны иметь на борту документы, перечень которых устанавливается соответственно уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Приказ Минтранса России от 31.07.2009 N 128
(ред. от 26.02.2015)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 N 14645)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2015)
Судовые документы
5.68. На воздушном судне должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц:
свидетельство о государственной регистрации;
сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
РЛЭ;
MEL;
инструкция по действиям в особых случаях полета разработанная эксплуатантом;
(в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263)
бортовой и санитарный журналы;
свидетельство (запись в бортовом журнале) о техническом обслуживании и годности его к эксплуатации;
сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации (копии);
сертификат о дезинсектизации (дезинсекции) при международных полетах;
разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;
РПП (части РПП, относящиеся к порядку подготовки и выполнения полетов) эксплуатанта;
копии лицензий эксплуатанта на воздушные перевозки пассажиров и (или) грузов;
задание на полет;
при выполнении полетов в условиях MNPS - документ, подтверждающий допуск эксплуатантом пилота к полетам в MNPS;
(абзац введен Приказом Минтранса России от 10.02.2014 N 32)
при выполнении полетов в условиях PNP - документ, подтверждающий допуск эксплуатантом пилота к полетам в RNP с указанием типа RNP;
(абзац введен Приказом Минтранса России от 10.02.2014 N 32)
при выполнении заходов на посадку и посадок в условиях II или III категории ИКАО и взлетов при видимости на ВПП менее 400 м - документ, подтверждающий допуск эксплуатантом пилота к полетам с записью: "КАТ II" или "КАТ III";
(абзац введен Приказом Минтранса России от 10.02.2014 N 32)
рабочий план полета;
актуализированные сборники аэронавигационной информации;
генеральная декларация (при международных полетах), пассажирская ведомость (манифест), грузовая ведомость (манифест), а также документ, содержащий информацию об опасном грузе, предусмотренную в пункте 49 Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 сентября 2008 г. N 141;
аэронавигационные (полетные) карты на бумажных и (или) электронных носителях;
форму донесения об авиационном происшествии, инциденте, опасном сближении;
страховые полисы (их копии, заверенные эксплуатантом) членов экипажа воздушного судна и ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна. Допускается оформление страхования членов экипажа воздушного судна единым страховым полисом, предусматривающим страхование всех членов экипажей воздушных судов эксплуатанта, без указания списка застрахованных лиц, а также оформление страхования ответственности владельца воздушного судна единым страховым полисом, предусматривающим страхование всех воздушных судов эксплуатанта, без указания списка воздушных судов;
(в ред. Приказа Минтранса России от 10.02.2014 N 32)
метеорологическую документацию, предусмотренную РПП;
сводную загрузочную ведомость для воздушных судов, доставленную экипажу воздушного судна на бумажном носителе, или полученную с использованием электронных систем связи непосредственно на борту воздушного судна;
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.11.2013 N 362)
в случае, если воздушное судно зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства (при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации) - копия соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации с копией листа Дополнения 1 к указанному соглашению, содержащего информацию о данном воздушном судне.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 26.02.2015 N 34)
5.69. Кроме документов, указанных в пункте 5.68 настоящих Правил, на борту воздушного судна должны быть иные документы, которые требуются по правилам государства, над территорией которых производится полет.
На борту ВС должны находиться следующие бортовые документы:
1. Свидетельство о регистрации ВС.
2. Удостоверение о годности ВС к полётам.
3. Бортовые журналы (б/ж ВС, санитарный б/ж) .
4. Разрешение на эксплуатацию радиостанций.
5. Лицензии на выполнение полётов по маршруту или виду работ.
6. Свидетельство эксплуатанта (или копия).
7. Нормативные, технологические и технические документы, необходимые экипажу.
8. Оперативные полётные документы (задание на полёт, документы аэронавигационной информации и др.).
9. Лица лётного состава и другие специалисты во время выполнения служебных обязанностей должны иметь при себе Свидетельства (пилота, штурмана и т. д.) и предъявлять их по требованию уполномоченным должностным лицам.
Лётная годность ВС.
Статья 35. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации
Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.
Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
1. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
2. Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
3. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 183-ФЗ)
Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
1. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими требования и процедуры сертификации. Сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа соответствуют требованиям к летной годности и охране окружающей среды и конструкция гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признана в качестве типовой.
2. Сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Каждое гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный винт в процессе серийного производства проходит в установленном порядке испытания и проверки, завершающиеся выдачей гражданскому воздушному судну сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), авиационному двигателю или воздушному винту эквивалентного сертификатулетной годности документа. Указанные документы удостоверяют, что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта соответствуют их типовым конструкциям, а их изготовление - соответствующим требованиям.
4. Обеспечение соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта на этапах его разработки, испытаний и эксплуатации вплоть до списания действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности и охране окружающей среды возлагается соответственно на разработчика гражданского воздушного судна, разработчика авиационного двигателя и разработчика воздушного винта. Обеспечение соответствия каждого серийно производимого гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта сертифицированному типу возлагается на его производителя.
5. Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданскоговоздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного суднаавиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
6. При нарушении эксплуатантом указанных в пункте 5 настоящей статьи правил, а также при выявлении небезопасного состояния гражданского воздушного судна уполномоченный орган вобласти гражданской авиацииили уполномоченный орган в области оборонной промышленности имеет право ввести ограничения на эксплуатацию данного воздушного судна или остановить его эксплуатацию.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
7. Государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов на этапах их разработки, производства и эксплуатации осуществляется уполномоченным органом, на который в установленном порядке возложены организация и проведениеобязательной сертификации гражданских воздушных судов,авиационных двигателей и воздушных винтов, уполномоченным органом в области гражданской авиации и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
8. Эксплуатанты обязаны предоставлять уполномоченному органу, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также разработчику авиационной техники информацию о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации. Состав информации и порядок ее предоставления устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.
10. Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и сроки такого оснащения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
(п. 10 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)
Экипаж ВС.
Статья 56. Экипаж воздушного судна
1. Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава.
2. Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
3. На период проведения испытаний экспериментального воздушного судна состав его экипажа определяется разработчиком данного воздушного судна.
4. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна российских юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, могут входить граждане Российской Федерации и в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, иностранные граждане.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 73-ФЗ)
5. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна российских юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, могут входить иностранные граждане в случаях:
1) подготовки иностранного гражданина в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена летного экипажа гражданского воздушного судна при условии, что другие члены летного экипажа гражданского воздушного судна являются гражданами Российской Федерации;
Трудовой договор, указанный в подпункте 2 пункта 5 статьи 56 (в редакции Федерального закона от 20.04.2014 N 73-ФЗ), может быть заключен в течение пяти лет со дня вступления в силу указанного Закона (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 73-ФЗ).
2) заключения с иностранным гражданином трудового договора для замещения должности командира гражданского воздушного судна.
(п. 5 введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 73-ФЗ)
Командир ВС, Права КВС.
Статья 57. Командир воздушного судна
1. Командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 129-ФЗ)
2. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранностивоздушного судна и находящегося на нем имущества.
Статья 58. Права командира воздушного судна
1. Командир воздушного судна имеет право:
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а такжео прекращении полета и возвращении на аэродромили о вынужденной посадке в случае явнойугрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращениянанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;
2) в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командирвоздушного судна имеет право применять все необходимыемеры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасностиполета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам;
3) принимать решения о сливе топлива в полете, сбросе багажа, груза и почты, если этонеобходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса;
4) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна.
2. В случае вынужденной посадки воздушного судна командир воздушного судна руководит действиями лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов.
Тема 2.1 Основы воздушного права РФ. 10 часов