Функции государства как проявление его сущности и социального назначения

Социальное назначение государства заключается в том, что оно должно представлять общие интересы населения и его деятельность направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка.

Социальное назначение и сущность государства четко выражено в его функциях и задачах.

функции государства – главные направления его деятельности, выходящие из его сущности и роли в жизни общества. В отличие от задач государства, которые носят исключительно временный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, даже несмотря на то, что в разные исторические эпохи они могли быть направлены на узкокорпоративные цели. Например, в Древнем мире или Средневековье государство ярко осуществляло такие классовые функции как подавление восстаний рабов и крепостных крестьян, создавали условия для их перевозки, то функции современных развитых демократических государств наоборот состоят в том, чтобы защитить права и свободу личности, создать общественный порядок, безопасность и мир в стране и т.д.

Многие факторы влияют на внутренности и характер функций государства такие как: социально-экономические, политические, экологические. Направления деятельности государства на прямую зависят от значительного роста экономики, ее научно – технических достижениях, спокойная политическая обстановка, связанные с обеспечением прав и свобод человека, по мимо всего прочего с чистой экологией, разрешением межнациональных конфликтов, борьбой с преступностью.

Функции и определенное содержание государства полностью в подчинении формы организации государственной власти, в зависимости от того, какие перед собой цели ставит государство. Естественно, функции государства либерально-демократическим режимом будут явно не соответствовать функциям тоталитарного государства, так как у них разная социальная направленность. При рассмотрении либерально-демократического режима государство, например, соглашается с функцией охраны прав и свобод человека и гражданина, создание мира и согласия, социальной безопасности, а при тоталитарном политическом режиме, наоборот, устремляется полностью держать монополию своей власти над обществом (свобода личности ограничена, отсутствует политический плюрализм и гласность, экономика полностью управляется государством).

Главные функции государства делятся на виды по разным основаниям.

Основной классификацией главных функций государства составляют внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними и внешними функциями есть неотъемлемая связь, так, как внешняя политика любого государства определяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, заставляют строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.

По времени происхождения отмечают функции постоянные (на всех этапах развития государства) и временные, появление которых образованные определенными условиями конкретного периода развития государства.

По формам своей деятельности, функции государства делятся на управленческие, законотворческие, судебные и контрольно-надзорные, показывающие механизм сбыта государственной власти. Законодательные функции применяются органами законодательной власти, управленческие – органы исполнительной власти, судебные – органы судебной власти, надзорные – органы прокуратуры и другие контрольно-надзорные органы.

Однозначно, можно утверждать, что в содержании внутренних функций государства и определяется социальная природа государства. Существенное значение деятельность государства оказывает огромное влияние на разнообразные сферы общественной жизни.

Внутренние функции государства делятся на политические, экологические социальные, экономические, а также осуществляемые в культурной сфере.

В политической сфере функции государства напрямую связаны с:

· признанием и защитой прав и свобод человека и гражданина. Государство в своих законодательных актах закрепляет основные права и свободы человека и гражданина и создает систему их гарантий;

· регулированием политических процессов в обществе посредством законодательного закрепления принципов организации и деятельности политических партий и объединений, их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

· обеспечением общественной безопасности. Государство разрешает социальные и межнациональные конфликты, поддерживает общественное согласие, оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам и т. п.

В экономической сфере государство обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики. Глядя на экономическую роль демократического правового государства, смотря на развитие ее рыночной экономики определенно сходиться к законодательному определению круга субъектов хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимных отношений между ними, к поощрению, защите и охране социально и экономически целесообразных форм этой деятельности (поведения ее участников), к поощрению ,осуществляемых основным образом при помощи регулятивных мер экономического характера.

Государственное регулирование экономических отношений зависит от на использования экономических методов и средств (налогообложения, кредитования, субсидий и др.)

Одной из важнейших форм деятельности современного государства составляет его социальная функция. Наиглавнейшим признаком социального государства составляет утверждение системы общественных отношений, взятой на соблюдении прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, которые дают достойную жизнь и свободное развитие личности.

В социальной сфере деятельность государства сводится на поддержку достойного уровня жизни населения, оказание помощи тем лицам, которые не могут самостоятельно обеспечить себя средствами для существования (инвалиды, пенсионеры и т.д.). Государство увеличивает в объеме свои социальные гарантии, направленные на поддержание наиболее социально не защищенных слоев общества.

Конституционное положение о том, что «в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, охраняются труд и здоровье людей, развивается система социальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7), означает заявление России о своей привязанности к одному из основных принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому появление условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека входит в ранг общегосударственной политики.

В эксплуатации социальной функции первое место занимает проведение эффективной государственной политики в области образования, здоровья граждан, культуры, в жилищной сфере. Социальная функция в данных сферах общественной жизни состоит в форме государственной поддержки (материальной, финансовой, программной и др.) научных учреждений, образовательных, воспитательных учреждений культуры и здравоохранения.

Декларация прав человека 1948 года гласила, что право каждого на достойный жизненный уровень, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния, как самого человека, так и его семьи (ч. 1 ст. 25). Поэтому, здравоохранение, образование, культура должны быть общедоступными,

так , как именно здесь речь идет об основных социальных ценностях :

интеллектуальный ум общества и здоровье.

В природоохранной сфере функцию государства составляет охрана и правильное использование природных ресурсов, для улучшения условий жизни людей.

Каждый человек имеет право на благую окружающую среду, являющуюся одним из основных прав человека.

К внешним функциям государства следуетотнести:

  • сотрудничество с другими государствами в разных сферах, таких , как социально-экономической, политической, военной и культурной ;
  • защита страны и оборона государственной безопасности;
  • обеспечение мира и мирового правопорядка;
  • предотвращение войн, разоружение, уничтожение ядерного и другого оружия массового уничтожения;
  • борьба с международным терроризмом;
  • помогать пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана и т. д.);

Функции государства делятся на регулятивные и охранительные, они превосходно существуют в правовых и организационных формах.

Среди правовых форм можно выделить законотворческую (нормотворческую) деятельность государства (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительную деятельность (государственно-властную деятельность компетентных органов по реализации норм права) и правоохранительную деятельность, направленную на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности. К организационным формам относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение и т. д.

Методами осуществления функций государства являются:

  • метод нормативно-правового регулирования;
  • метод убеждения;
  • метод принуждения;
  • метод надзора и контроля.

Пользуясь методом нормативно-правового регулирования, государство устанавливает определенные права и обязанности граждан общественных отношений, в связи с этим, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений , а с другой стороны наказывая , в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.

В своей деятельности государство старается, все же для начала, убедить.

Если граждане сознательно и добровольно исполняют все требования государства, они убеждены в справедливости этих требований, то данный метод является основным. Однако, если гражданин виновен, то основным методом, для привлечения к юридической ответственности, то основным методом служит принуждение.

Метод надзора и контроля активно применяется в области законности и правопорядка, защиты прав и свобод гражданина, обеспечение безопастности. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, Федеральная налоговая служба) – финансовый контроль. Существуют и другие органы государственной власти, которые занимаются осуществлением различных контрольно-надзорных функций, в различных отраслях промышленности.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок в пределах определенной территории.

Приведенное определение в большей степени подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация общества всех его граждан.

Сущность государства составляет его социальное назначение, природа государства.

Любому государству как социальному институту подходит двойная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны сущность государства обусловлена классовой природой, а с другой - общесоциальной.

Общесоциальная природа государства означает, что любому, особенно демократическому, государству подходит надклассовый характер. Из этого следует, что государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет функцию управления наиболее важными сферами жизни общества, а также выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми. Его задача - преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация интересов различных групп населения.

Таким образом, государство призвано, одновременно, исполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы любого общества.

Кроме того, одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства.

Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности», которая сегодня в развитых государствах вышла на первое место.

Список используемой литературы.

Нормативно – правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации 1993 г.

Монографии:

2.Бабурин С. Н. Территория государства. М., Проспект. 2000. С.57.

Книги:

3. Марченко М.Н.Теория государства и права. М.:Проспект, 2011. С.58.

4.Хропанюк В.Н.: Теория государства и права. Учебник/Под. Ред. Стрекозова В.Г.- М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. С. 51.

5.Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С.45.

6.Венгеров А.Б.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С.90.

7.Комаров С.А. Общая теория государства и права:Учебник.М:Юрайт.1998.С.44.

8.Теория государства и права. М.. 1987. С. 40.

9. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1985. С. 38.

10.Краткий философский словарь. М., 1941. С. 47.

11.Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 200.

[1] См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права:Учебник.М:Юрайт.1998.С.44.

[2] См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С.45.

[3] См.: Хропанюк В.Н.: Теория государства и права. Учебник/Под. Ред. Стрекозова В.Г.- М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. С. 51.

[4] См.: Хропанюк В.Н.: Там же. С.52

[5] См.: Краткий философский словарь. М., 1941. С. 47.

[6] См.: Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1985. С. 38.

[7] См.: Теория государства и права. М.. 1987. С. 40.

[8] См.: Шершеневич Г. Ф. С. 201.

[9] См.: Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/под ред. А.С. Пиголкина. М.: "Городец", 2003. С.42.

[10] См.: Бабурин С. Н. Территория государства. М., Проспект. 2000. С.120.

[11] См.: Конституция Российской Федерации. 1993г.

[12] См.: Теория государства и права.: Учебник для юридических вузов/под ред. А.С. Пиголкина. М.: "Городец", 2003. С.48.

Наши рекомендации