Функции управления. Проявление его сущности в действии

Сущность и функции управления

Управление – элемент и одновременно функция организованных систем различной природы, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает режим деятельности и позволяет реализовывать программы и достигать цели.

Функция: создает, систематизирует и распространяет знания.

Субъект – директор фирмы (кто управляет)

Объект – то, на что направлено управление.

Предметом являются управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные, политические интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной спецификации совершенствование и развитие.

Функции управления.

I основополагающие

1. Планирование, прогнозирование

2. Организация и координация

3. Мотивация и стимулирование

4. Контроль

II

1. Целеполагание

2. Анализ

3. Коммуникация

4. Принятие решений

Парадигма – ключевая идея, лежащая в основе построения научной концепции.

Параметр оценки системы управления Японская модель США Российская модель управления
Демократизм управления Коллективное принятие решений Индивидуальный характер Смешанно. Принятие решений директора без консультации
Форма ответственности коллективно индивидуально Смешанно, более индивидуально
Формализация систем управления нестандартная гибкая система управления Строго формализована Формализована
Форма контроля коллективная формальная Ярко выраженная индивидуальная
Влияние возрастных параметров на служебный рост Чес больше возраст, тем выше рост Не зависит Зависит от личностных качеств и от отношения с начальством
Оплата труда (критерии оценки труда) Оплата труда по показателям работы группы. По индивидуальным достижениям Все определяется видом деятельности
Специализация руководителя Руководитель универсального типа узкоспециальный И того, и того


Принципы управления (Файоль)

1. Разделение труда

2. Власть и ответственность

3. Дисциплина

4. Единоначалие

5. Единство руководства

6. Подчинение

7. Вознаграждения

8. Централизация

9. Скалярная цепь

10. Порядок

11. Справедливость

12. Стабильность рабочего места для персонала

13. Инициатива

14. Корпоративный дух

Особенности управления в государственной службе.

1. Управление в государственной службе и коммерческой фирме ( общее и особенное)

2. Организационная форма местного самообслуживания

3. Стиль государственного и муниципального управления (единство правовых институтов и человеческое поведение). Способы преодоления бюрократизма.

Стратегический анализ и планирование в системе государственного и муниципального управления.

1. Сущность и значение стратегического анализа и планирования в управлении

2. Система показателей. SWOT-анализ.

3. Этапы реализации стратегии.

Функции управления. Проявление его сущности в действии.

Классификация функций управления.

Критерии классификации Состав функции управления
Содержание управленческой деятельности Планирование, прогнозирование, мотивация, организация, стимулирование, координация, регулирование, контроль, исследование, анализ, принятие решений.
Организационная роль функций Интеграция, функция дифференциации
Направление деятельности Интра-функции (внутренняя среда), инфра-функции (внешняя среда)
Сфера развития объекта управления Управление экономическими процессами, управление социально-психологическими процессами
Этапы производственного процесса Управление подготовительным процессом, управление процессом производства, управление обеспечением, производства, управление реализацией продукции.
По масштабам Стратегическое, текущее (тактическое), оперативное
Этапность процесса управления Целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, решение.
Основные факторы Управление продуктом, управление персоналом, управление информацией, ресурсами.
Функции управления Средства воздействия
Целеполагание Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы
Планирование Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план
Организация Процесс, система, структура, технология, информация
Координация Согласование, равновесие, сбалансирование, страхование

Планирование.

Планирование – вероятностная оценка развития объекта управления в будущем (научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта управления при различных вариантах изменения метапространства или окружающей среды).

Планирование (в узком смысле) – деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей.

Организация

Организация как процесс – управленческая деятельность, обеспечивающее четкое упорядочение в целом, распределение, как функций исполнения управленческих решений, так и функций управления.

Координация

Координация – управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов во времени и пространстве.

Мотивация и стимулирование

Мотивация и стимулирование – это управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивов и стимулов, побуждающая творчески решить поставленные задачи.

Контроль

Контроль – управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей.

Коммуникация

Коммуникация – управленческая деятельность по сбору или обработки информации, организующая обмен информации направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и внешней средой.

Регулирование

Регулирование – управленческая деятельность по поддержанию режимом функционирования управляемой социально-экономической системной в сфере действия объективных законов и целей управляющих систем, а также по обеспечению действий проявления объективных процессов и тенденций достижения целей управляющих систем.

Принятие решений

Принятие решений – управленческая деятельность по выбору субъектов управления для осуществления на практике того или иного варианта поведения управляемых.

Наши рекомендации