Глава 1 политический режим как элемент формы государства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......... | |
Глава 1 Политический режим как элемент формы государства…………….. | |
1.1 Понятие и признаки политического режима…………………………... | |
1.2 Классификация политических режимов……………………………….. | |
Глава 2 Характеристика форм политических режимов……………………... | |
2.1 Демократический политический режим……………………………….. | |
2.2 Авторитарный политический режим…………………………………... | |
2.3 Тоталитарный политический режим…………………………………… | |
Глава 3 Сравнительный анализ политических режимов…………………….. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Политический режим является наиболее гибким, подвижным и социально значимым элементом формы государства, определяющим состояние и качественное содержание государственности, степень ее демократичности, тенденций развития, взаимодействия с гражданским обществом, сочетание силовых и несиловых методов властвования, уровень политического и идеологического плюрализма, готовности к сотрудничеству и компромиссам.
Политический режим – одна из определяющих категорий политической жизни государства. Опыт того или иного государства в развитии и правовом регулировании политического режима уникален, его невозможно просто скопировать, пытаясь приспособить к политическим отношениям другого общества.
Современная Республика Беларусь переживает сложный период своего развития, когда наиболее остро возникают проблемы, связанные с укреплением государственности, проведением экономической и правовой реформы, урегулированием национальных отношений, становлением гражданского общества, правового государства, защитой прав человека.
Все эти проблемы теснейшим образом связаны с функционированием политического режима, с системой властных отношений, государственного управления, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики, упрочением законности и правопорядка, что и обуславливает актуальность изучения темы курсовой работы.
Исследованию политического режима и его форм посвящены научные работы многих теоретиков государства и права, политологов, таких как Алмонд, Г., Арон, Р., Дюверже, М., Ориу, М., Шанин, А.А., Жирнов, Н.Ф., Цыганков, А.П. и др.
Цель курсовой работы – выявить особенности форм политических режимов и провести их сравнительный анализ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки политического режима;
- раскрыть классификацию политических режимов;
- охарактеризовать формы политических режимов: демократическую, авторитарную, тоталитарную;
- выявить общее и различное в формах политических режимов.
Объектом исследования является политический режим как совокупность структур власти, которые функционируют в общих рамках политической системы общества.
Предмет исследования – различные аспекты теории и практики функционирования политических режимов.
В работе использованы следующие методы научного исследования: аналитический, сравнительно-исторический, изучение монографических публикаций и статей и метод обобщений.
Структура работы. В структуру курсовой работы входят: введение, основная часть, состоящая из трёх глав, заключения, списка использованных источников в количестве 18 наименований.
ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Важным отличием демократии от авторитаризма являются роль и полномочия главы государства. В авторитарном режиме глава государства играет ключевую роль в управлении страной, все наиболее важные решения он принимает сам или с помощью лиц из ближайшего окружения. В условиях демократии роль главы государства в политической жизни не больше, чем парламента, а его полномочия существенно ограничены, в том числе широким присутствием представителей других политических сил (партий) в органах законодательной, судебной и местной власти.
Теперь перейдем к сравнению авторитаризма и тоܙталитаризма. Оܙба этих недемоܙкратических режима схоܙдны фоܙрмоܙй оܙсуществления поܙлитическоܙй власти – автоܙритарноܙй. Будучи роܙдственным тоܙталитарноܙму режиму по сути, автоܙритарный режим имеет и во мноܙгоܙм схоܙдные с ним признаки [17, с. 213]:
1. Оܙтчуждение нароܙда оܙт власти. Автоܙритарноܙе гоܙсударство характеризуется тем, что в нем сужена или сведена на нет сфера применения принципоܙв выбоܙрноܙсти гоܙсударственных оܙрганоܙв и доܙлжноܙстных лиц, гласноܙсти их деятельноܙсти, поܙдоܙтчетноܙсти и поܙдкоܙнтроܙльноܙсти их населению. При автоܙритаризме принцип всеоܙбщего избирательноܙго права оܙтменяется или превращается в фикцию, проܙисхоܙдит оܙграничение или имитация участия широܙких нароܙдных масс в решении жизненно важных проܙблем оܙбщественноܙй жизни, гоܙспоܙдствует принцип назначения. Выражением такоܙго оܙграничения выступает оܙтсутствие или непоܙстоܙянноܙе и малоܙзначительноܙе для населения функциоܙнироܙвание избранных нароܙдоܙм оܙрганоܙв власти. Для автоܙритарноܙго режима характерно сужение числа субъектоܙв, фоܙрмирующих оܙрганы власти, вплоܙть до оܙдноܙго челоܙвека. Массы в центре и на местах оܙт власти оܙтчуждаются.
2. Значительный централизм в рукоܙвоܙдстве оܙбществоܙм. В центре и на местах проܙисхоܙдит коܙнцентрация и централизация власти в руках оܙпределенноܙй личноܙсти, группы людей или нескоܙльких тесно взаимоܙсвязанных гоܙсударственных (либо партийных) оܙрганоܙв, решения коܙтоܙрых доܙлжны выпоܙлняться беспрекоܙслоܙвноܙ. Разделение властей, направленноܙе на предоܙтвращение неоܙбоܙсноܙванноܙй их коܙнцентрации, оܙтсутствует. При этоܙм испоܙлнительная власть станоܙвится выше закоܙноܙдательноܙй и судебноܙй. Поܙскоܙльку власть соܙсредоܙтачивается в руках главы гоܙсударства, представительные оܙрганы из ведущих превращаются во втоܙроܙстепенные, а нередко воܙоܙбще упраздняются. Парламент реальноܙго влияния на вырабоܙтку поܙлитическоܙго курса страны не оܙказывает, закоܙноܙтвоܙрчество – не самоܙстоܙятельноܙ, назначение рукоܙвоܙдителей, да и деятельноܙсть испоܙлнительных оܙрганоܙв власти не коܙнтроܙлирует. Парламентские выбоܙры ноܙсят фоܙрмальноܙ-поܙказноܙй характер, так как проܙвоܙдятся в оܙбстаноܙвке оܙтсутствия или оܙграничения легальноܙй боܙрьбы партий (часто воܙоܙбще на безальтернативноܙй оܙсноܙве), а поܙтоܙму фактически представляют соܙбоܙй назначение. Оܙрганы самоܙуправления на местах оܙбычно оܙтсутствуют, заменяясь назначаемыми из центра чиноܙвниками. Типичная черта автоܙритарноܙго режима – моܙноܙпоܙлия на власть со стоܙроܙны какоܙй-либо поܙлитическоܙй или соܙциальноܙй группы, оܙдноܙго или нескоܙльких лиц, фактическоܙе оܙттоܙржение (оܙтчуждение) нароܙда оܙт власти.
3. Рукоܙвоܙдство управлением оܙбществоܙм во всех сферах жизнедеятельноܙсти оܙсуществляется в оܙсноܙвноܙм коܙмандноܙ-административными, приказными метоܙдами. На всех уроܙвнях гоܙсударственноܙго механизма гоܙспоܙдствует правило жесткоܙго оܙбязательноܙго поܙдчинения нижестоܙящих звеньев вышестоܙящим. Гоܙсударство оܙбладает правоܙм вмешиваться в любую оܙбласть жизни, коܙнтроܙлироܙвать деятельноܙсть всех стоܙроܙн жизнедеятельноܙсти оܙбщества. Из проܙцесса принятия и реализации поܙлитических решений поܙлноܙстью или в оܙсноܙвноܙм исключается применение метоܙда взаимноܙго соܙгласоܙвания поܙзиций в хоܙде оܙбсуждения гоܙсударственных проܙблем.
4. Доܙминироܙвание в поܙлитическоܙй системе оܙдноܙй, правящей партии. Автоܙритарный режим, как оܙпределяет его испанский ученый X. Линц – это «споܙсоܙб правления с оܙграниченным плюрализмоܙм» [17, с. 214]. Разрешаются тоܙлько те поܙлитические оܙбъединения, коܙтоܙрые выступают на стоܙроܙне существующего режима или лоܙяльны по оܙтноܙшению к нему. С другоܙй стоܙроܙны, те оܙрганизации, коܙтоܙрые угроܙжают его власти, оܙказываются вне закоܙна. Автоܙритаризм характеризуется тем, что гоܙсударство терпит легальную оܙппоܙзицию, но сужает проܙстранство ее деятельноܙсти. При автоܙритарноܙм режиме моܙжет существоܙвать мноܙгоܙпартийная система, но правящая партия оܙбязательно гоܙспоܙдствует в поܙлитическоܙй сфере.
Оܙбычно оܙна сращивается с гоܙсударственным аппаратоܙм, ее моܙноܙпоܙлия на власть и интересы рукоܙвоܙдства закрепляются закоܙноܙдательноܙ, станоܙвясь в силу этоܙго оܙбщеоܙбязательными. Деятельноܙсть других оܙбщественных оܙбъединений доܙпускается лишь при услоܙвии их поܙдчинения власти и регулируемоܙсти с ее стоܙроܙны. Оܙбщественные оܙбъединения, а также СМИ, выступающие проܙтив режима, поܙдвергаются репрессиям и запрещаются.
5. Наблюдается во многом не правовой характер деятельности власти. Роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Большинство законов носит неправовой характер, расходится с существующим пониманием гражданами понятий «свободы» и «справедливости». Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы или армейские приказы, приобретающие силу закона. Право здесь не обладает приоритетом над государством, а потому деятельность власти в целом часто носит неправовой характер, что создает условия для беззакония и произвола. С целью удержания населения в повиновении режим прибегает к насилию, становящемуся главным инструментом общественного регулирования. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Суд, другие правоохранительные органы лишаются самостоятельности и являются лишь инструментом исполнения велений власти. Государство становится не правовым.
6. Ущемление прав и свобод граждан. Для авторитаризма характерно «неприятие» демократических прав и свобод. Авторитарный режим отменяет юридически или сводит на нет фактически большинство демократических прав и свобод граждан. Особенно это касается политических и личных прав. Последние, по обыкновению, только провозглашаются, а в практической жизни полностью не реализуются. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность (как и народ вообще) отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Устанавливается абсолютный приоритет интересов власти над интересами отдельного гражданина. Суверенитет, неприкосновенность личности не обеспечиваются. Так называемый плюрализм мнений существует в строго ограниченных рамках. Закон преимущественно стоит на страже интересов государства, т.е. правящей бюрократии, владеющей и пользующейся в своих целях государственным механизмом, а не личности и общества.
7. Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима, служат инструментом и основной опорой власти, а насилие преимущественным средством для решения любых проблем. Большое, в некоторых странах даже преобладающее, влияние в политической сфере имеют внеконституционные органы.
8. Все средства массовой информации и само их содержание берутся под строгий контроль государства. Хотя при авторитарном режиме СМИ разрешается критиковать отдельные недостатки государственной политики и отдельных должностных лиц, но в целом СМИ должны сохранять лояльность к режиму. Может существовать цензура как специальный государственный институт.
Указанные признаки свидетельствуют, что тоталитаризм, являясь крайней разновидностью авторитаризма, своими глубинными свойствами полностью с ним совпадает. Вместе с тем, отождествлять тоталитаризм и авторитаризм нельзя, поскольку между ними имеются немалые различия [17, с. 215]:
1. Различие в основном элементе политической системы. Тоталитаризм характеризуется тем, что основным звеном политической структуры выступает партия – носитель идеологии, которая создала и легитимирует данный политический режим. Государство, как справедливо заметил Р. Арон, превращается во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии. Государственные институты перестают быть институтами чисто публичной власти и становятся главными орудиями осуществления власти идеологической: «Отношение между двумя источниками власти – между государством и партией – есть отношения между официально-показной и реальной властью, так что правительственная машина – фасад, который скрывает и защищает реальную власть партии. Всей реальной властью облекаются только институты тоталитарного движения» [2, с. 114]. Государственные органы дублируются партийными. Происходит поглощение партией государства. Партия превращается в несущую конструкцию государственной системы власти. В отличие от тоталитаризма основным элементом политической системы при авторитарном режиме выступает государство. Опираясь на гражданскую и военную бюрократию, оно способствует сохранению абсолютной власти и является решающей политической силой общества.
2. Роль идеологии в жизни общества. Тоталитаризм есть в первую очередь идеологический режим. Существует лишь одна официальная идеология, которая является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Государство через законодательство и функцию насилия придаёт ей общеобязательный характер. Эта идеология пронизывает все сферы общества, лежит в основе деятельности режима, обосновывает его право на существование. Она общеобязательна для всех членов общества, какие-либо иные расходящиеся с ней взгляды запрещены, инакомыслие преследуются. Важная особенность тоталитарной идеологии – ее мессианский характер, который проявляется не только в идеологическом охвате всех и каждого претензии на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, на всеобщее (тотальное), универсальное, единственно верное истолкование объективной реальности, объяснение всего существующего, на обоснование единственно верного пути в будущее, на воплощение истины в последней инстанции. Стержнем идеологии является убеждение в возможности и необходимости переустройства общества. Многие исследователи тоталитаризма отмечают, что идеология обретает характер квазирелигии, основанной не на рациональном анализе и критике, а на принятия своих постулатов на веру. Благодаря тоталитарной идеологии рассматриваемый режим ориентирован не только вовнутрь (на создание совершенного общества в какой-либо отдельной стране) но и вовне – навязывание аналогичного общественного строя другим странам.
Авторитаризм же, как правило, не располагает систематизированной государственно-обязательной идеологией. Авторитарный режим допускает некоторый ограниченный и контролируемый плюрализм в политической сфере и даже мирится с наличием некоей «полуоппозиции». В условиях авторитаризма преимущественная идеология не доводится до такой степени детализации и догматизации как при тоталитаризме, государство не вмешивается в личную жизнь, не навязывает обязательных форм поведения и не пытается контролировать мышление граждан.
Авторитарный режим во многом идеологически индифферентен. Он опирается на присущие данному обществу обычные традиционные ценности и какой-то мессианской системы взглядов не выдвигает. Авторитарные государства не ставят своей задачей осуществление глубоких изменений в общественном сознании.
3. Механизм установления политического режима. Тоталитарный режим устанавливается при самом активном участии народных масс. Политическая власть при тоталитаризме как бы навязывается народом самому себе. Исследование механизма подготовки психологической приемлемости населением тоталитаризма требует особого исследования на богатом примере фашистской Германии и Советского Союза, и заняло бы слишком много места в нашей работе.
Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства или, в лучшем случае, без его поддержки и согласия. Большинство населения негативно относится к политическому руководству страны, оставаясь в стороне от политического противоборства, вследствие чего авторитарный политический режим устанавливается в основном путем верхушечных, «дворцовых», военных переворотов. При авторитаризме политическая власть навязывается меньшинством большинству. Тоталитарные режимы опираются, прежде всего, на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а авторитарные режимы всегда пользуются поддержкой традиционных сил порядка – армии, церкви, бюрократии.
4. Отношение масс к режиму. Тоталитаризм, возникая на переломных моментах истории, довольно часто, с согласия и при непосредственном участии населения, опирается на массовую социальную базу, на широкое общественно-политическое движение, стремящееся к сияющим высотам, провозглашенным идеологией. Поэтому легитимность его большинством общества не оспаривается, так как люди верят в то, что режим действительно представляет их интересы и готовы терпеть ради близкой конечной цели временные либо долговременные трудности. Народ и власть здесь едины, во всяком случае, не противостоят друг другу.
Авторитаризм, возникая путем верхушечных переворотов и без участия значительной части населения, массовой социальной базы, широкого общественно-политического движения не имеет. Поэтому его легитимность большинством, или значительной частью населения ставится под сомнение. Иными словами, при авторитаризме народ и политическая власть противостоят друг другу. Кроме того, тоталитарный режим требует активной демонстрации преданности партии и государству, авторитаризм же, как правило, довольствуется отсутствием открытого противодействия своих противников.
5. Отношение масс к политическому лидеру. При тоталитаризме единство народа и власти, как правило, в первую очередь выражается в единстве масс и лидера. Массы нередко воспринимают тоталитарного лидера как неотъемлемую часть самих себя, а возникающий его культ – как культ власти самого народа. Только в условиях тоталитарного режима может существовать культ личности национального вождя – лидера партии и государства. При авторитаризме между массами и лидером существует значительная дистанция. Массы часто видят в нем своего антипода, даже врага. И культ личности авторитарного лидера, за редким исключением, невозможен. Тем более, что господствующая бюрократия не позволит Личности появиться у власти, здесь мы наблюдаем активное вытеснение из властных вертикалей ярких и талантливых руководителей как возможных конкурентов, в управленческих сферах массово культивируется серость.
6. Характер взаимоотношений государства и гражданского общества. Гражданское общество при тоталитаризме полностью политизируется в русле господствующей идеологии, лишается самостоятельности, разрушается и поглощается системой. Гражданского общества просто нет, как нет и механизмов обратной связи между индивидом, обществом и властью. Разрушаются все горизонтальные формы общения между людьми. Все сферы гражданского общества регулируются руководимыми правящей партией государственными структурами. Саморегулирование общественных звеньев и элементов отсутствует. При авторитаризме, несмотря на значительную централизацию власти, государство и гражданское общество в известной степени разделены, режим интенсивно не вмешивается в жизнь гражданского общества. Государство хотя и следит за ним и держит его под контролем, все же оставляет определенные условия для саморегулирования, в то же время не оставляет реальной возможности оказывать серьезное воздействие на государство.
7. Характер контроля над обществом. Тоталитаризм, вследствие этатизации гражданского общества, приводит к установлению всеохватывающего контроля над массой и личностью, растворению личности в массе. Причем при тоталитарном режиме предполагается выполнение функции контроля за всем населением. Специальные институты контроля воспринимаются не как аппарат власти, а как инструменты самого народа, выполняющие его волю. Авторитаризм ослабляет контроль над массой и личностью, предоставляя последней известную автономию и возможность выбора. Функцию контроля выполняют главным образом только специальные органы.
Тотальность контроля – сущностный и главный признак тоталитаризма, давший название этому типу политического режима. Государство (партия-государство) обладает правом вмешиваться в любую область жизни и контролировать деятельность всех её сторон. Тоталитарный режим характеризуется нерасчлененностью сфер общественной власти. Духовная, политическая и экономическая власти слиты воедино. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обеспечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является централизованное и целенаправленное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует одна сила – государство. Авторитарная же система, обеспечивая любым путем политическую власть и не допуская в этой сфере никакой конкуренции, не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связанны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура и т.д. Авторитарный режим построен по принципу «разрешено все, кроме политики». Авторитарная власть отказывается от претензий на полный контроль. Выделяется лишь несколько сфер, в которых режим оставляет управление за собой – это общественная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п. Таким образом, авторитарные режимы довольствуются политическим контролем над обществом.
8. Степень вовлеченности населения в политическую жизнь. Тоталитаризм, опираясь на массовую социальную базу и широкое общественно-политическое движение, стремится каждого человека включить в активную политическую деятельность, используя всю энергию народа в своих целях. Поэтому тоталитарному режиму свойственна сильная политизация общественной жизни. Политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматривается как большое зло. Авторитаризм, напротив, не имея подобной базы и соответствующего движения, препятствует активной самостоятельной политической деятельности масс, видя в ней угрозу для себя. Поэтому авторитаризму свойственен абсентеизм (от латинского «абсентис» – отсутствующий), т.е. уклонение граждан от активного участия в политике. В тоталитарном государстве с раннего возраста оглушаемый пропагандой и манипулированием через СМИ, систему образования и воспитания человек отождествляет себя с государством и выступает субъектом (хотя на самом деле субъектом политики является только лидер партии и государства), а в авторитарном – государство противостоит человеку и он является объектом политической власти.
9. Методы осуществления политической власти. Тоталитарный режим представляет собой открытую террористическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся единственным средством достижения политических целей, регулирования общественной жизни, главным средством управления обществом. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Массовые репрессии обрушиваются не только на подлинных противников режима, но и на вполне лояльных граждан. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности – террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как нормальный повседневный инструмент управления массами. При авторитаризме насилие и принуждение играют хотя и немалую, но не определяющую роль, и в основном используются против бесспорных противников режима. Массовые репрессии для него не характерны и носят ограниченный характер.
10. Характер регламентов и норм функционирования общества. Как уже говорилось, при авторитаризме государство и гражданское общество разделены, вследствие чего в политической сфере государство централизованно без всякого согласия народа, с помощью репрессивного аппарата принуждает население соблюдать законы, а гражданское общество в определенной степени саморегулируется. При тоталитаризме, вследствие отсутствия гражданского общества, все социальные сферы регулируются по идентичным нормам, место саморегулирования занимает проблема выживания через активную демонстрацию лояльности. В авторитарном государстве политическая власть довольно произвольно относится к законам в политической сфере, но в гражданском обществе не претендует на отмену его регуляторов: например, религиозные и национальные традиции и обычаи функционируют относительно свободно. Ограничение свободы в условиях авторитарного режима носит разрешительный характер: четко определенны запреты, но их пределами фактически остается право на свободное усмотрение. Ограничения касаются, прежде всего, политической сферы, политических прав, но не социально-экономических и личных. В неполитических сферах допускается определенная степень свободы.
11. Степень допускаемого политического плюрализма. При тоталитаризме происходит насильственное установление однопартийной системы или единовластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное подчинение тоталитарной партии. Любая оппозиция запрещается законом. Режим не признает права меньшинства выражать свое мнение. Тоталитарный режим в принципе оппозицию не приемлет, уничтожает ее физически. Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. При авторитарном режиме существует оппозиция в урезанном, усеченном виде.
12. Положение лидера режима в системе власти. При авторитарном режиме власть осуществляется относительно узкой, замкнутой группой, в которой лидер является первым среди равных, и поэтому он может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты, либо в случае, если он не отвечает интересам какой-либо социальной группы. При тоталитаризме диктатор является всемогущим, всевластным и полностью независимым от какой-либо социальной группы, от правящей элиты. В случае возникновения противоречий (даже возможности таковых) лидер напрямую обращается к народу и от него получает санкцию на расправу с появившимися соперниками, как врагами народа. Для тоталитарного режима характерна абсолютная монополия вождя на власть, отсутствие правящей клики, не подотчетность правителя никому во всех его действиях. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства.
13. Методы экономического регулирования. Для тоталитарного режима характерна государственная и (или) находящаяся под жестким бюрократическим контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере, на основную их часть. Если для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, то авторитаризм может сочетаться как с централизованной экономикой, так и с рыночной, которая может быть весьма эффективна.
Более подробно сравнительный анализ тоталитарного, авторитарного и демократического режимов представлен в Приложении.
Таким образом, вследствие отличительных черт авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. С первым его роднит, прежде всего, диктаторский, не ограниченный законом характер власти, а со вторым – сохранение при этом некоторых элементов экономического, политического, идеологического плюрализма.
В демократически организованных обществах, почитаются и берутся за основу нормы права, приоритетное место отводится правам и законным интересам человека, выборности народом органов власти. Демократический режим, руководствуясь, исключительно правовыми способами, при достижении желаемого идеала, вместе с его либеральной направленностью, на сегодняшний день способствует безопасности и гармонии в социуме. Использование власти, обусловленное личностным интересом субъекта правление к политике, свойственно авторитарному режиму. В таком случае нарушаются политические права народа, что не способствует укреплению демократии, а совсем наоборот. Функционирование тоталитарного режима концентрирует свое внимание на ликвидации гражданских прав человека, и осуществлении контроля над всеми сферами жизни общества, лишая тем самым возможности самовыражения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение такого понятия как «политический режим» на протяжении значительного времени привлекает к себе интерес общественных наук, в частности, теории государства и права. Такое внимание объясняется тем, что современная научная общественность стремится к разработке нового и прогрессивного его видения. Политический режим представляет собой социально значимый и необходимый элемент формы государства, который оказывает влияние не только на теорию, но и на практику.
Политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим, таким образом, это своего рода жизнь, «дыхание» политической системы, ее упорядоченная динамика.
Существует множество подходов к типологии политических режимов. Излишняя дробность классификаций в ряде случаев вуалирует наиболее существенные признаки и различия политических режимов. К тому же некоторые классификации не оправдали себя на практике. Все многообразие политических режимов в настоящее время сводится к трем большим разновидностям – тоталитарному, авторитарному и демократическому.
Основным юридическим критерием указанной классификации политических режимов является степень (уровень) гарантированности прав и свобод человека и гражданина (индивидуальный статус личности). Большинство же из рассмотренных выше критериев либо выступают признаками той или иной формы политического режима, либо являются дополнительными критериями их классификации.
Демократический политический режим – это порядок осуществления демократической деятельности, состоящий в том, как народ использует свою, «народную» власть в отношениях с государством.
При данном режиме народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно, либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.
Авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.
Термин «тоталитаризм» появился в начале XX века в связи с установлением в ряде государств одноименного политического режима. Тоталитаризм с точки зрения политологии – форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.
Вследствие отличительных черт авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. С первым его роднит, прежде всего, диктаторский, не ограниченный законом характер власти, а со вторым – сохранение при этом некоторых элементов экономического, политического, идеологического плюрализма.
В демократически организованных обществах, почитаются и берутся за основу нормы права, приоритетное место отводится правам и законным интересам человека, выборности народом органов власти. Демократический режим, руководствуясь, исключительно правовыми способами, при достижении желаемого идеала, вместе с его либеральной направленностью, на сегодняшний день способствует безопасности и гармонии в социуме. Использование власти, обусловленное личностным интересом субъекта правление к политике, свойственно авторитарному режиму. В таком случае нарушаются политические права народа, что не способствует укреплению демократии, а совсем наоборот. Функционирование тоталитарного режима концентрирует свое внимание на ликвидации гражданских прав человека, и осуществлении контроля над всеми сферами жизни общества, лишая тем самым возможности самовыражения.
Учитывая исторически переменчивый характер, любой режим обращается к тем или иным средствам достижения поставленной цели. Существующие виды режимов отличаются друг от друга именно тем, что каждый из них выбирает собственные методы развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......... | |
Глава 1 Политический режим как элемент формы государства…………….. | |
1.1 Понятие и признаки политического режима…………………………... | |
1.2 Классификация политических режимов……………………………….. | |
Глава 2 Характеристика форм политических режимов……………………... | |
2.1 Демократический политический режим……………………………….. | |
2.2 Авторитарный политический режим…………………………………... | |
2.3 Тоталитарный политический режим…………………………………… | |
Глава 3 Сравнительный анализ политических режимов…………………….. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Политический режим является наиболее гибким, подвижным и социально значимым элементом формы государства, определяющим состояние и качественное содержание государственности, степень ее демократичности, тенденций развития, взаимодействия с гражданским обществом, сочетание силовых и несиловых методов властвования, уровень политического и идеологического плюрализма, готовности к сотрудничеству и компромиссам.
Политический режим – одна из определяющих категорий политической жизни государства. Опыт того или иного государства в развитии и правовом регулировании политического режима уникален, его невозможно просто скопировать, пытаясь приспособить к политическим отношениям другого общества.
Современная Республика Беларусь переживает сложный период своего разви<