Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим

Павлова:

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов:

емократические и

-недемократические.

Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим.

Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть. Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

10. Монархия как форма правления: понятие и виды.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

Начитки: (Носов)

-единовластие от греческого. Глава гос-ва - единоличный правитель - монарх, пожизненная власть, передается в порядке престолонаследия (велик,япония).

-Осуществляется власть по собственному праву. Названия монарха (король Великобритании, Испания, султан Малайзия, великий герцег ОАЭ, князь Люксембург). Наличие регенства - временное правление. Признаки монарха: осуществление единоличного носителя верховной власти, пожизненно, в наследств порядке -преемственность верхов власти, отсутствие юридической ответственности монарха. Власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству.

Виды монархии:

абсолютная (разновидность монарх.формы правления), юридич и фактиче сосредоточение всей полноты гос.власти (зак,испол,суд+духовной власти) в руках монарха, Сауд Аравия, Бруней, Ватикан(теократическая монархия) , Кувейт, ОАЭ.

конституционная (ограниченная) власть монарха ограничена конституцией. независимые суды, контрсигнатура (скрепление акта монарха подписью главой правительства, министра), и цивильный лист (сумма денег на содержание монарха).

парламентарная (более прогрессивный вид конститиц монархии) Япония, Швеция, монарх чисто номинально исполняет свои обязанности.

дуалистическая (переходная форма от абсолют монархии к конститу монархии) власть монарха достаточно сильна, Иордания, Малайзия.

Павлова: Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии. Сауд Аравия, Кувейт, ОАЭ

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка. Великобр, Испания, Швеция, Япония

Выделяют 5 систем престолонаследования:

1.Салическая система- власть передается по мужской линии от монарха к старшему сыну (система исключает женщин)

2. Кастильская система – в случае, если отсутствует сын у монарха, его дочь может стать главой государства

3. Австрийская система – власть монарха передается старшему независимо от пола. Если нет наследника, то образуется совет регентства. (или если сын монарха несовершеннолетний или душевнобольной (Иордания, 1959 год)

4. В некоторых учебниках пишут, что есть мусульманская система престолонаследия, но ее нет, потому что ислам отрицает монархическую систему правления (ислам признает выборность государства, а то, что есть монархическая форма правления в мусульманских странах, то это неправильная трактовка ислама)

5. В некоторых учебниках пишут, что есть традиционная система престолонаследования (из истории: в Африке не было государства, и каждый глава общины передавал власть сыну)

Признаки монархии: Передача престола по наследству.Отсутствие института ответственности главы государства (ответ перед Богом). Объем полномочий главы государства зависит от вида монархии

Все абсолютные монархии перешли в парламентскую через дуалистическую

Абсолютная:Неограниченная власть монарха. Монарх сам формирует правительство и возглавляет его (из числа членов семьи – часто).Правительство отвечает перед монархом. Отсутствует институт выборности. Имеет право роспуска парламента в любое время

Сейчас единственное государство в абсолютной монархией – Саудовская Аравия

В Бахрейне, Катаре, Омане, Кувейте – дуалистическая!

Дуалистическая: Глава государства, монарх, сохраняет все полномочия, однако, есть парламент, формирующийся на выборной основе, а правительство формируется монархом и парламентом, и оно отвечает перед монархом и парламентом (отсюда дуализм). В последнее время наблюдается тенденция перехода к чистой дуалистической монархии (в том числе и в Саудовской Аравии – там проводятся выборы органов МСУ)

Парламентская: Вид монархии, при котором глава государства обладает минимальнымипротокольными полномочиями

Центральная фигура – премьер-министр, который является, как правило, лидером победившей на выборах партии. Роль главы государства возрастает, когда ни одна из партий не имеет большинства на выборах для формирования правительства (тогда сам монарх формирует правительство и одновременно сам монарх объявляет о новых выборах в парламент). Монарх формирует правительство с помощью информатора и форматора. Один из признаков парламентской монархии – Парламент обладает широкими полномочиями. Великобритания, Япония, Бельгия

11. Республика как форма правления: понятие и виды.

Начитки (Носов):

ресупублика - все высшие органы гос.власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (более 140 гос-в - республики) Признаки: выборность органов гос,власти на определенный срок, наличие выборного на определенный срок главы государства, производных характер гос власти по поручению народа, юридическая ответственность главы гос-ва

ВИДЫ РЕСПУБЛИК:

президентские - США, Мексика, Казахстан, на избираемый на всенародных выборах президент является одновременно и глава исп власти. Он формирует исполнительную администрацию (правительство), перед которым ответственен.

Он не может распустить парламент и отправить в отставку правительство. - парламентские - Италия, ФРГ, Венгрия. Парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство. Избирает президента, которого являетсяся главой гос-ва, но не исполнительной власти. -смешанные - (полупрезидентская) - Франция, Португалия, Финляндия. наличие элементов президент.респ+парламент республики. Президент - глава гос-ва, избирается на всеобщих выборах и он юридически и реально наделен большими полномочиями. Прав-во формируется парламентом путем отве-но перед ним президентом и парламентом. Президент руководит прав-ом, распускает парламент.

РФ - смешанная форма правления (смешанная республика) де-факто- Прав-во формируется парламентом, де-юре суперпрезидентская.

Павлова:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. Республиканская форма правления также относится к одной из древних.

Выделяют два вида республик: президентскую США, Бразилия, Сирия, Мексика, Франция и парламентарную Италия, Турция, Финляндия.

Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства. В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Наши рекомендации