Конституционный Суд Российской Федерации, его состав и юридическая природа

верховенства и прямого действия Конституции, они достигают их разными методами. Органы конституционного надзора способствуют разрешению конституционного спора, как правило, посредством решений парламента и сами являются как бы органами парламента. А органы конституционного контроля занимают самостоятельное место в системе разделения государственной власти и независимы от иных органов государственной власти в осуществлении своих полномочий, они принимают решения, которые носят окончательный характер.

Конституционный контроль в Российской Федерации – самостоятельная сфера государственно-властной деятельности. Его осуществляют не только Конституционный Суд, но и иные государственные органы. Так, согласно статье 78 (часть 4) Конституции Российской Федерации Президент и Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Согласно статье 80 (часть 2) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

О защите Конституции Российской Федерации как обязанности главы государства говорится в тексте присяги Президента. Важными полномочиями по осуществлению конституционного контроля наделяют Президента статьи 85 и 115 Конституции Российской Федерации. Несомненно участие в реализации функций конституционного контроля Правительства Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, а также высших и иных федеральных судов, глав республик, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их конституционных и уставных судов.

Однако доминирующее положение в системе институтов конституционного контроля в Российской Федерации занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специально уполномоченного Конституцией и развивающими ее иными актами органа (органов), которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и

114 II. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ВЫСШИЙ ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования Конституции и пр.1.

Конституционный Суд Российской Федерации – это вновь созданный институт, существенно отличающийся от Комитета конституционного надзора СССР порядком формирования, полномочиями и функциями. При формировании Конституционного Суда и определении его полномочий учитывались органические пороки института конституционного надзора и были предприняты меры, гарантирующие от их повторения. Эти пороки не могли быть преодолены деятельностью членов ККН СССР, заслуживающей уважения и в целом позитивной оценки2.

Конституционный Суд был учрежден на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", которым предусматривалось, что он избирается Съездом народных депутатов РСФСР, а порядок его избрания и деятельности определяется законом о Конституционном Суде РСФСР, утвержденным Съездом народных депутатов РСФСР3. Названный закон был принят Верховным Советом РСФСР в первоначальном виде 6 мая 1991 года, а 12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил этот закон в новой редакции, включив в него главу 3 раздела III "Рассмотрение

ic,m.: Нудель МЛ. Конституционный контроль в капиталистических государствах. М., 1968; ТумановВЛ. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов // Советское государство и право. 1988. № 3; Б/ишкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Советское государство и право. 1989. № 1; Судебные системы западных государств. М., 1991; Овсепян Ж.И. Правовая защита Конституции. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону. 1992; Лазарев В.В. Конституционный суд Австрии // Государство и право. 1993. № 9; Гаджигв Г.А., Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации: становление и проблемы // Государство и право. 1993. № 7; Неноески Н., Жабинска М. Конституционный Суд Болгарии // Государство и право. 1993. № 9; Баишеа Ж.Н. Судебная защита Конституции. Алматы, 1994; Бенкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб, 1995; Хабригва Т.Я. Правовая охрана конституции. Казань, 1995 и др.

2См.: Керимов ДА., ЭкимовА.И. Конституционный надзор в СССР // Советское государство и право. 1988. N" 10; Бланкенагель А. Россия: навстречу конституционализму // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1992. № 1; Лазарев Б.М. Комитет конституционного надзора СССР (Подводя итоги) // Государство и право. 1992. № 5.

^См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета •РСФСР. 1990. №29. Ст. 395

2. Конституционный Суд Российской Федерации,115

его состав и юридическая природа__________________

дел о конституционности правоприменительной практики"1. Позднее в компетенцию Конституционного Суда привносились путем изменений и дополнений действовавшей в тот период Конституции существенные новеллы, хотя сам Закон о Конституционном Суде не менялся. Расширение круга полномочий этого органа обусловливалось также интеграцией в государственное строительство России принципов федерализма и подписанием Федеративного договора, потребовавшего дополнения Основного Закона2.

Конституция и прежний Закон о Конституционном Суде Российской Федерации не установили порядка выдвижения кандидатов в судьи. На практике выдвижение кандидатов осуществлялось различными фракциями Верховного Совета Российской Федерации. Выдвинутые кандидатуры обсуждались комитетами парламента, затем – Верховным Советом. Наконец, обсуждение кандидатов в судьи, набравших наибольшее число голосов в процессе предварительного рассмотрения, было продолжено на пятом Съезде народных депутатов Российской Федерации. В частности, на заседаниях трех комитетов Верховного Совета были предварительно рассмотрены тридцать восемь кандидатур, по двадцати из которых комитеты вынесли положительное заключение. Кроме того, комитетами Верховного Совета по законодательству, по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью и правам человека "в качестве резерва" были рекомендованы еще три кандидатуры, не набравшие установленного числа голосов.

Съездом народных депутатов 29 октября 1991 года была рассмотрена двадцать одна кандидатура, поскольку два кандидата отсутствовали в связи с командировками. Тем не менее Съезд и их включил в список для тайного голосования, в результате которого судьями Конституционного Суда были избраны доктор юридических наук Аметистов Э.М., профессор Ведерников Н.Т., профессор Витрук Н.В., профессор Зорькин В.Д., профессор Морщакова Т.Г., кандидат юридических наук Рудкин Ю.Д., профессор Тиунов О.И., профессор Эбзеев Б.С., которые ранее работали в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях страны, а также Олейник В.И. и Селезнев Н.В., ранее занимавшие высокие должности в системе прокуратуры

^См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 19. Ст. 621.

2См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 30. Ст.ст. 1016,1017; № 44. Ст. 1450; № 20. Ст. 1084; 1993. № 2. Ст. 55.

Наши рекомендации