История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с.
История
Конспект лекций
Москва, 2012
ББК
УДК
Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., проф., д.и.н. Гусарова М.Н., проф., д.и.н Захаров В.Ю., доц. к.и.н. Беспятова Е.Б., доц. к.и.н. Ефременко В.В.
История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с.
Рекомендовано студентам высших учебных заведений негуманитарных вузов, изучающих курс «История» для подготовки к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому тестированию и экзамену
© Бодрова Е.В., 2012.
© Гусарова М.Н., 2012.
© Захаров В.Ю., 2012.
© Беспятова Е.Б., 2012.
© Ефременко В.В., 2012.
© Московский государственный
университет приборостроения
и информатики 2012.
Содержание
Тема 1. Введение в учебный курс «История» ….................................................................. 5
- Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения
истории, историография …..................................................................................................... 5
- Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего
Востока и Античности …....................................................................................................... 9
- Проблема места и роли России в мировой истории ….............................................10
Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья …................... 14
- Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития …..............................14
- Развитие русских земель в период середины XII-начала XV вв. Удельная Русь...23
- Борьба Руси с иноземными захватчиками …............................................................ 26
Тема 3. Образование Российского государства …................................................................27
- Становление Московского централизованного государства …...............................27
- Московское царство. Реформы «Избранной рады»...................................................30
- Причины и последствия опричнины …......................................................................31
Тема 4. «Новое время». «Смутное время» Московского государства …........................... 33
- Возникновение капиталистического уклада...............................................................34
- Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени» ….......................... 34
- Московское государство в годы правления первых Романовых ….........................37
Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII веке …...................................... 47
- «Петровская революция» и ее значение ….................................................................47
- XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения …........................52
- Просвещенный абсолютизм в России.........................................................................54
- Внешняя политика России в XVIII веке …................................................................57
Тема 6. На пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской
истории ….................................................................................................................................59
- Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции
развития …................................................................................................................................59
- Правление Александра I - время упущенных возможностей? …...........................63
- Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I.........64
- Реформы 60-70-х годов XIX в. в контексте общемирового развития …................66
- Общественная мысль и общественные движения в XIX веке …............................69
- Внешняя политика России в XIX веке …................................................................. 74
Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти
в России в начале ХХ в. Революционный кризис в России в 1917 году …........................78
- Начало капиталистической индустриализации и ее особенности …......................78
- Аграрная реформа П.А. Столыпина ….................................................................... 79
- Причины, основные эапы, итоги первой российской революции....................... ...81
- Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма.82
- Причины революционного кризиса 1917 года …..................................................... 83
- Итоги Февральской революции. Крушение монархии..................................... 84
- Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства …................................. 84
- Октябрьская революция 1917 года. Феномен большевизма ….............................. 85
Тема 8. Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития в 20-30-е годы
ХХ века …................................................................................................................................. 86
- Тенденции социально-экономического и политического развития мира в
20-30-е годы ХХ в. Первые преобразования советской власти ….................................. 87
- Гражданская война в России и ее роль в развитии страны …................................ 89
- Советское государство. Модели социалистического строительства …............... 91
Тема 9. Кризис международных отношений в первой половине ХХ века......................... 97
- Генезис военно-политического кризиса первой половины ХХ века ….......... ....... 97
- Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и
национальные интересы ….....................................................................................................98
- Версальско-Вашингтонская система международных отношений и ее
противоречия …................................................................................................................... 101
- Советская Россия в системе международных отношений в 1920-30-е годы …....104
- Вторая Мировая война как продолжение кризиса …..............................................105
- Великая Отечественная война: триумф и трагедия …............................................106
Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного
развития ….............................................................................................................................108
- Возникновения и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического
процесса …..............................................................................................................................108
- НТР и ее социально-экономические последствия …..............................................109
- НТР: СССР и современная Россия ….......................................................................111
- «Оттепель» в СССР: (1953-1964 годы) …................................................................112
- Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964-1985 годы) …..............114
- «Перестройка» (1985-1991) …...................................................................................115
- Распад СССР …...........................................................................................................116
Тема 11. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков …............................................................117
1. Последствия распада СССР …....................................................................................117
- Реформирование социально-экономической сферы …...........................................118
- Складывание новой политической системы …........................................................122
- Внешнеполитическая концепция Российской Федерации ….................................123
Заключение к курсу …............................................................................................................126
Тема 1. Введение в учебный курс «история»
План
1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.
2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.
3. Проблема места и роли России в мировой истории.
М.В. Ломоносов
«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».
В.О. Ключевский.
Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).
Исторические источники | |||
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. | вещественные источники: предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии, историки же рассматривают их как вспомогательные. | аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX вв., они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер. |
Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).
Методы исторических исследований | ||||
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. | Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития , а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. | Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. | Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется для анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования. |
Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.
Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.
Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.
Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности.
В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.
Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории.
I. Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.
Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.
Теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное, в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий.
II. Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться.
Английский историк и социолог А. Тойнби, изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.
Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную. Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер.
III. Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.
Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Однако в теории отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.
Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную теорию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран Запада.
Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.
2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности
Первобытное общество (40 тыс. лет назад – 4-3 тыс. до н.э.) | время доцивилизованного, догосударственного существования человечества | |
Древний мир (4-3 тыс. до н.э. – V в. н.э.) | время формирования основных типов развития: восточного и западного | |
Средние века (V-XV вв.) | на Ближнем и Среднем Востоке сформировалась арабо-мусульманская цивилизация в Азии – китайско- конфуцианская и индийская цивилизации на европейском континенте сформировались восточно-европейская и западно-европейская цивилизации | |
Новое время (XVI — начала ХХ века (по мнению некоторых ученых с 50-х годов ХХ вв.) | утверждение капиталистического способа производства, рыночной экономики, либеральных политических воззрений, рациональной светской картины мира, приоритета науки, веротерпимости, массовой культуры | |
Новейшее время (с начала ХХ века, по другим данным с 60-х гг. ХХ в.) | формирование информационного общества, распад колониальной системы, обострение глобальных проблем современности (истощение ресурсов, проблема Север- Юг, рост исламского экстремизма, экологический вопрос) |
План
1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития.
2. Развитие русских земель в середине XII- начале XV вв. Удельная Русь.
3. Борьба Руси с иноземными захватчиками.
Норманские теории
Старая норманская теория Авторы: немецкие ученые середины XVIII в. (работавшие в России): Миллер, Байер Шлецер | Современная норманская теория Авторы: шведские и датские ученые XX в. | |
Норманны = Варяги = Русы Основные положения: восточные славяне всилу своей отсталости были не способны самостоятельно создать государство; за них это сделали норманны, которых славяне пригласили либо в качестве своеобразных «третейских судей» (Байер, Миллер), либо они выступили в роли завоевателей (Шлецер). Норманы и варяги - это один и тот же народ из Скандинавии (варягами норманов называли славяне). Русы - одно из норманских племен, чьим вождем был Рюрик. Отсюда название государства «Русь» и правящая династия Рюриковичей скандинавского происхождения. Основные аргументы: а) легенда о призвании новгородцами Рюрика с братьями (сведения ПВЛ) в 862 г.; б) имена первых русских князей - скандинавского происхождения (Олег, Игорь, Ольга); в) финское название Швеции Ruotsi (созвучное с названием «Русь»); г) аналогии с норманскими завоеваниями в VIII-IX вв. в Северной Франции (Нормандия), Англии и Южной Италии. Слабая сторона: теория считается не научной, так как по данным современной науки «научить» другой народ государственности нельзя, как и невозможно создать государство путем завоевания без наличия в этом государстве внутренних предпосылок. Сильная сторона: опора на письменные источники и, прежде всего, на «Повесть временных лет» | Основные положения: у восточных славян государство возникло в результате длительного внутреннего развития, но при этом норманны из Скандинавии оказали значительное влияние на этот процесс, дав правящую династию и название государства. Дополнительные аргументы: а) исследование датских летописей, где в860-е гг. упоминается местный вождь Руарик Ютландский, имя которого исчезает со страниц датских хроник в сер. 860-х гг.; б) данные археологических раскопок в районе Новгорода и Смоленска, в ходе которых были найдены вещи скандинавского происхождения. Слабые стороны этих аргументов: а) исчезновение имени Руарика из датских летописей можно объяснить и его смертью; б) удельный вес найденных при раскопках скандинавских вещей составляет 5-7 %. |
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
Общий вывод:
В каждой из теорий есть свои достоинства и недостатки. Сегодня в научной исторической литературе доминирует точка зрения об объективности процесса образования государства у восточных славян. Это стало результатом длительной эволюции социально-экономических, политических, культурных процессов внутри славянского мира. В то же время, историки не отрицают наличия и определенного влияния норманнского фактора на процессы складывания государства восточных славян.
Культура Древней Руси
До крещения Руси | Направления культуры | После крещения Руси | |
Начатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта | Образование | Распространилась кириллица из Византии, возникло летописание - «Повесть временных лет», монах Нестор, начало XII века первые литературные произведения - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха, исторические повести. Появились монастырские и княжеские школы, распространение грамотности, берестяные грамоты | |
Фольклор, языческие песни, сооружения из дерева — дома, крепости, мосты | Искусство, архитектура | Началось каменное зодчество (Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Пскове), из Византии переняли крестово-купольный тип храма. Появилась мозаика, фресковая живопись, иконописание, церковное песнопение |
Развиты обработка дерева и металла, гончарное, кожевенное и ювелирное производство | Ремесло | Возросло число ремесел (до 60), более совершенные формы ремесла — чернь, зернь, скань, техника перегородчатых эмалей, началась чеканка собственной монеты | |
Многоженство, умыкание невест, относительная свобода женщин | Повседневный быт | Моногамия, церковный брак, подчинение женщины мужчине, у которого возрастала ответственность за семью и детей | |
У князей — расширение территории и укрепление своей власти | Философия, идеология | Определение места Руси в мировой истории, идея сильной княжеской власти, сильного и единого государства |
Выводы
· Во Владимиро-Суздальской земле формируется монархическая форма правления.
· Владимирские князья ведут борьбу за общерусское главенство. Им даже удается подчинить своей воле Новгород (князь Всеволод называл его своей «отчиной»), Муром и Рязань. В подчиненных землях были посажены или сыновья владимирского князя, или его наместники.
После смерти Всеволода Большое Гнездо начался длительный период усобиц между его сыновьями, что в конце концов привело к дальнейшему дроблению Владимиро – Суздальской земли.
Галицко-Волынское княжество
Территория – междуречье Днестра и Прута, Карпаты. Водные пути (Дунай, Западный Буг, Днестр) вели из Западной Европы, Балтики в Византию и на Восток. Стремительное развитие ремесел.
· Галицкая земля закрепилась за правнуками Ярослава Мудрого (Володарь и Василько Ростиславичи). Объединилась и обособилась от Киева в 40-50-е гг. ХП в. при перемышльском князе Владимире Володаревиче.
· Волынская земля – вотчина потомков Изяслава Мстиславича. Объединилась и обособилась от Киева в 30-е гг. ХП в. при князе Изяславе Мстиславиче (внук Владимира Мономаха).
Главная особенность – сильные позиции боярства в Галиче и сильная княжеская власть в Волынском княжестве, наличие многочисленных городов с устоявшимися вечевыми традициями.
Структура власти
Вече Князь Боярство
(общество)
Даниил Романович (сын Романа Мстилавича, в 1199 г. объединившего Галицкую и Волынскую земли) в борьбе с боярством придерживался принципа: «Пчел не передавив, меду не едать».
Политическая нестабильность Галицко-Волынской земли выражалось в том, что периоды усиления княжеской власти сменялись длительными периодами нестабильности и междоусобиц. Огромную роль в этом играл и внешнеполитический фактор.
Новгородская земля
Территория – Северо-Западная Русь. Слабое развитие земледелия (природно-климатические условия). Широкое развитие промыслов и ремесел. Выгодное геополитическое положение.
Торговые пути:
─ «Из варяг в греки» (Балтика – Черное море)
─ «Из варяг в арабы» (Балтика – Каспийское море – Средняя Азия)
Рано сложившаяся мощная боярская вотчина.
Структура управления
Тема 3. Образование Российского государства.
План
ВЫВОД
На рубеже XV-XVI вв. завершается длительный и драматический процесс «собирание русских земель» в единое государство. В годы правления Ивана Ш появляется новое название «Россия». По своему составу она была многонациональная и многоконфессиональная. Это было одним из существенных отличий нашей страны от стран Западной Европы, где также завершался процесс складывания национальных государств. Социально-экономические факторы определяли формы формирующихся государств.
Этапы объединения
Итоги
Ø укрепил великокняжескую власть;
Ø изменения в административной структуре (переход от удела к уезду);
Ø усиление роли боярства (бояре возглавляли Государев Двор);
Ø к Москве присоединилось Нижегородско-Суздальское княжество;
Ø подчинение церкви великокняжеской власти (при выборе митрополита решающий голос принадлежал великому князю); не принятие в 1439 г. флорентийской унии с римско-католической церковью.
Итоги княжения Ивана III
Ø Обретение независимости от Золотой Орды в 1480 г.
Ø Издание в 1479 г. Судебника - первого свода законов единого российского государства.
Ø Начало складывания системы центрального и местного управления
Боярская Дума, Казна, Дворец Бояре-наместники,
волостели
Ø Появление поместной системы землевладения.
Ø Начало закрепощения крестьянства (введение Судебником правила «Юрьева дня»).
Ø Присоединение Новгорода (1478 г.)
Ø Принятие титула «самодержец».
Ø Гербом российской монархии с 1497 г. стал двуглавый орел.
Ø При занятии государственных и военных должностей был закреплен принцип местничества.
Ø Установление дипломатических отношений с рядом европейских государств.
В княжение Василия Ивановича III (1505-1533 гг.) завершается территориальное оформление российской государственности (возвращение Смоленских земель из-под власти Литвы, присоединение Псковской республики и Рязанских земель к Москве) .
Особенности сформировавшегося государства:
Ø гипертрофированная роль государства: государство мобилизует общество и направляет развитие общественных процессов;
Ø утверждение отношений подданичества и службы (служилое государство);
Ø сложился особый тип феодализма (крепостное право, самодержавие, жесткая зависимость от власти феодального сословия);
Ø идеологизация власти. Государь – это герой, вождь, справедливый судья и защитник веры;
Ø утверждение самодержавной формы правления.
План
1. Возникновение капиталистического уклада.
2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».
3. Московское государство в годы правления первых Романовых.
Смута
период безвластия;
потеря пути развития;
общество находится в состоянии развала,
оно потеряло нравственные ценности
и ориентиры;
российское государство
находится на грани уничтожения.
«Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, преобразуясь в какую-то бесформенную массу».
(В.О. Ключевский)
Соборное уложение 1649 г.
Причины и этапы оформления крепостного права в России
Понятие «крепостное право» происходит от термина «крепость». Оно употребляется в России с конца ХVI в. для обозначения документов, закреплявших права отчуждающейся собственности. Ему предшествовало понятие «крепостное состояние» (документы XVII-XVIII вв.), обозначавшее сословие частновладельческих крестьян.
Выражение «крепостное право» появилось в русской публицистике XIX в. (Н.М. Карамзин).
Крепостное право – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян от феодалов, власть которых распространялась на личность, труд и имущество принадлежавших им крестьян.
Причины утверждения крепостного права:
Ø скудность экономических ресурсов страны, отсутствие у государства денег для оплаты службы дворян;
Ø рост цен на сельскохозяйственную продукцию в Западной Европе вызывал стремление российских феодалов увеличить барщинную запашку для увеличения экспорта хлеба, но заставить работать крестьян на барщине, можно было только, юридически прикрепив их к земле;
Ø негативные последствия опричнины и Ливонской войны вызвали массовое бегство крестьян на окраины, запустение Центральных, Северо-Западных регионов страны,
Ø возросло недовольство дворян, и государство, опасаясь потерять поддержку своей социальной опоры, проводит крепостническую политику;
Ø суровый климат и не слишком плодородные земли не располагали к занятию земледелием → крестьяне стремились переключиться на более выгодный род занятий → не выгодно государству;
Ø обширная территория страны и слабая власть на периферии → остановить бегство крестьян можно было только юридически прикрепив их к земле.
Ø уменьшение численности тяглового населения.
Основные этапы закрепощения
1497 г. – Судебник Ивана III. Время перехода крестьян от одного владельца к другому было ограниченно двумя неделями в году до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября) при условии уплаты компенсации за переход – «пожилого» (первоначально – 50 коп.).
1550 г. – Судебник Ивана IV – размер «пожилого» несколько увеличен.
1581 г. – начало введения «заповедных лет» (временный запрет перехода в Юрьев день).
1581-1592 гг.— проведение переписи всего податного населения
1592 г. – предполагаемый указ о полном запрете Юрьева дня. Сам указ не сохранился, но существуют косвенные свидетельства его существования.
1597 г. – указ об «урочных летах» (5-летний срок сыска беглых крестьян).
1601-1602 гг. – в связи с голодом в стране были изданы указы Бориса Годунова о восстановлении в ряде районов правила Юрьева дня, если помещик не мог обеспечить своих крестьян продовольствием.
1607 г. - указ царя Василия Шуйского об установлении 15-летнего срока сыска беглых крестьян.
1649 г. – Соборное Уложение – отмена Юрьева дня навсегда и введение бессрочного сыска беглых крестьян, что означало окончательное введение крепостного права.
Время становления
«Абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда феодальные сословия приходят в упадок, а их средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла верх над другой».
(К. Маркс. Соч. - Т.5. – С. 212)
Национальные особенности абсолютизма | |
Франция Ø высокая роль государственно бюрократии, Ø активная протекционистская политика, Ø активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов, Ø сглаживание религиозно-гражданского конфликта и отход от конфессионально ориентированной политики, Ø наличие Генеральных штатов. | |
Англия Ø отсутствие постоянной армии Ø отсутствие разветвленной структуры государственной бюрократии, Ø сохранение значительной роли Парламента (представительный орган власти), Ø активная конфессиональная политика, Ø пассивная протекционистская политика. | |
Германия Ø зависимость от конфессиональных факторов политики, Ø сохранение региональной автономии. | |
Испания Ø жесткая централизованная власть, Ø активная конфессиональная охранительная политика, Ø высокая политическая активность дворянства, Ø активная внешняя политика (колониальный протекционизм), Ø отказ от внутренней протекционистской политики. |
|