Тема VIII Россия в начале ХХ века
1.Социально-экономическое развитие России на рубеже веков. Реформы СЮ. Витте и И.А. Столыпина.
2. Первая русская революция 1905-1907 годов.
3. Политические партии в России.
4. Русская культура «серебряного века».
Вопросы для обсуждения
1. Каковы причины быстрого экономического роста России в начале ХХ века?
2. Сравните экономические преобразования П.А. Столыпина и С.Ю. Витте?
3. Можно ли считать, что крестьянская реформа П.А. Столыпина удалась?
4. Почему началась революция в 1905 году?
5. Почему революцию 1905-1907 годов называют незавершенной?
6. Сравните политические программы партий России в начале ХХ века?
7. В чем разница между двумя крупнейшими социалистическими партиями России начала ХХ века?
8. В чем особенность культуры «серебряного века»?
9. Применим ли к культуре серебряного века термин «упадническая» и «декадентская»?
Методические рекомендации
Приступая к изучению вопроса, вспомните причины экономического роста пореформенной России. Приведите основные показатели состояния социально-экономического положения России в конце XIX- начала XXстолетия. Обратите внимание на подушные показатели статистики. Выясните, в чем особенности развития русского капитализма. Фундаментальной основой отличия русской экономики от европейской в позднем развитии капитализма, особенности географического фактора, отличия в традициях и культуре. Покажите содержание и противоречивость экономических преобразований СЮ. Витте и П.А. Столыпина.
Была ли революция неизбежной, какие задачи стояли перед российским обществом, какое влияние на обострение внутри политической ситуации в стране оказала русско-японская война 1904-1905гг? Выделите основные события и периоды революционного процесса 1905-1907 гг. Какая дата и почему считается началом революции? Покажите динамику забастовочного и стачечного движения промышленных рабочих. Проследите развитие революционных выступлений в армии и на селе. Какое событие стало апогеем революции, а какое - ее завершением? Почему? Проследите тактику правительства по отношению к революции. Проанализируйте содержание Манифеста Николая IIот 17 октября 1905 года и его же Манифест об учреждении Государственной Думы от 20 февраля 1906 года. В чем значение первого документа, и какие принципиальные изменения внесены в его положения принятием второго Манифеста?В заключении подумайте о значении революции 1905-1907 гг. Каковы ее главные политические итоги?
Для ответа ознакомьтесь с историей возникновения основных политических партий России (РСДРП, партией социалистов-революционеров, конституционно-демократической партией, «Союза 17 октября» и «Союза русского народа»). Определите, к какому из трех направлений (революционному, либеральному, консервативному) относится каждая из них. Какие из этих партий возникли раньше и почему? Обратите внимание, что в некоторых партиях существовали фракции. Отразите социальный состав, численность и основные методы деятельности партий. Далее познакомьтесь с их программными положениями. Как каждая партия предполагала решить вопрос о власти и будущем государственном устройстве России? Проанализируйте аграрную часть каждой программы. Программа чьей партии по аграрному вопросу, на ваш взгляд, наиболее соответствовала условиям России? Обратите внимание на различие в позициях партий по национальному вопросу. От анализа этих стратегических целей и задач партий перейдите к изучению тактики партий в революции. Как вы оценивайте действия большевиков осенью 1905 года? Разделяете ли вы мнение Г.В. Плеханова, что «не надо было не браться за оружие»? в чем еще состояли фракционные различия в тактике РСДРП? Что вам известно об отношении социал-демократов к аграрным преобразованиям П.А. Столыпина.
Изучая просвещение, науку и распространение грамотности в России начала XXв., обратите внимание на создание народных университетов, «народных домов», специализированных образовательных курсов, расширение высшего женского образования. Промышленный подъем вызвал бурное развитие естествознания, создание новых отраслей технических наук. Крупные открытия и изобретения сделали В.А. Стеклов, А.Н. Крылов, К. Циолковский. Па новый этап вышли химия и физиология (С.Н. Курлаков. А.Е. Фаворский, И.П. Павлов). В области литературы острая борьба развернулась между реализмом, модернизмом, декадентством, натурализмом. Видную роль в литературном движении сыграло творчество Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко; популярны стали: старшие символисты (Д.С. Мережковский, Н. Минский, Ф. Сологуб, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов); младшие символисты (В. Иванов, А. Белый, А. Блок); акмеисты и футуристы (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, В.В, Хлебников и др.). Произошла демократизация театрального искусства, где блистал талант В.И. Качалова, О.Л. Книпер, Л.М. Леонидова, И.М. Москвина. Расскажите о Московском художественном, Александрийском, Малом театрах, театре В.Ф. Комиссаржевской. Как воспринималась русская музыкальная культура в Европе (СП. Дягилев, А.К. Глазунов, СИ. Танеев, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин)? В области живописи перечислите произведения И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля, В. А. Коровина, М.В. Нестерова. Кого из русских художников начала XXв. вы еще можете назвать? Кем была представлена ретроспективная живопись, модерн? Как вы оцениваете творчество К.С. Малевича, М.З. Шагала, В.В. Кандинского, Н.К. Рериха. Борьба направлений и стилей наблюдалась и в архитектуре (модерн, конструктивизм, неоклассицизм). В градостроительстве принималась каркасная система железобетонных конструкций, новые технологии. В традиционном устном народном творчестве появились новые жанры фольклора. Для их изучения была создана музыкально-этнографическая комиссия во главе с М.Е. Пятницким. Рекомендуется обсуждение докладов, сообщений и рефератов по проблемам истории русской культуры.
Источники и литература
1. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
2. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 2СD.
3. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −2 CD
4. Бок М. П. Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине. М., Вагриус, 2011
5. Манифест 17 октября 1905 года. [http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/oct1905.htm]
6. Манифест 20 февраля 1906 года [http://www.pravo.by/main.aspx?guid=5441]
7. Витте С.Ю. Воспоминания. В 2-х томах М., Этна, 2009
Индивидуальные задания
1. .Особенности развития капитализма в России в конце ХIХ - начале XXвв.
2. Русско-японская война 1904-1905 годов
3. Русское студенчество в революции 1905-1907 гг.
4. Политический портрет СЮ Витте.
5. Политический портрет ПА Столыпина
6. Выдающийся деятель культуры России в начале ХХ века (по выбору студента)
7. Создание, программные документы и деятельность одной из политических партий России в начале XXвека (по выбору студента).
Тема IX Россия в эпоху революционных преобразований
1.Февральская революция и ее итоги.
2.Россия в период от Февраля к Октябрю. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
3.Октябрьское восстание в Петрограде. Приход большевиков к власти.
4.Гражданская война и иностранная интервенция.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы причины Февральской революции и в чем ее своеобразие?
2. Какие изменения произошли в государственном строе и расстановке политических сил в марте-июле 1917 г.?
3. Какие мероприятия, проведенные Временным правительством, считались своевременными и прогрессивными? Что в политике правительства вызывало недовольство населения? С чем были связаны кризисы Временного правительства?
4. Как политические партии прогнозировали дальнейшее развитие страны, как определяли пути демократизации общества, какую модель социального устройства они считали для России наиболее оптимальной?
5. Какие последствия события 3-5 июля в Петрограде имели для Временного правительства и для Советов, как они изменили расстановку политических сил?
6. Объясните, почему большевики в Петрограде одержали легкую и практически бескровную победу? В чем разница между Октябрем в Петрограде и Москве и чем это было обусловлено?
7. Какие социальные и политические силы в гражданской войне поддерживали «красных» и «белых»? Какие факторы обусловили победу большевиков?
8. Охарактеризуйте идеологию и лидеров «Белого дела». Каковы внутренние противоречия этого движения?
Методические рекомендации
Главной целью семинарского занятия является выявление исторической сущности и значимости революционного процесса в России в 1917-1920 гг. При обсуждении первого вопроса необходимо выявить причины революции, показать, что она была вызвана системным кризисом самодержавия и была закономерной как вариант разрешения противоречий в российском обществе. Охарактеризуйте хронику революционных событий в Петрограде и их итоги, выявите своеобразие Февральской революции и причины образования двоевластия.
Основным содержанием второго вопроса является анализ расстановки основных политических сил в стране и характеристика внутренней и внешней политики Временного правительства. Изучите Декларацию от 3 марта 1917 г. и определите характер и специфику преобразований, намеченных Временным правительством. Рассмотрите позицию классов и основных политических партий в 1917 г. их стратегию и тактику, Дайте содержательный анализ программ кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков. Выявите, как шло нарастание кризиса и углубление дестабилизации российского общества летом-осенью 1917 г. и вскройте социальное содержание этих перемен. При рассмотрении вопроса о перегруппировке политических сил и борьбе за массы в летний период следует показать социальную напряженность в стране, охарактеризовать июльские события в Петрограде, определить их характер и дать оценку действиям большевиков. При этом следует также осветить подготовку и осуществление корниловского мятежа. Выявите политические силы, поддерживавшие Корнилова, его взаимоотношения с Керенским. На основе изучения программы Л. Корнилова и его действий докажите, что это была попытка установления в стране военной диктатуры. Объясните причины провала корниловского выступления и его последствия.
В процессе подготовки к третьему вопросу необходимо показать смену тактики большевиков в борьбе за власть. Выявите разногласия по вопросу о восстании в ЦК партии, определите позиции Каменева и Зиновьева, рассмотрите суть расхождений между Лениным и Троцким. Охарактеризуйте основные мероприятия большевиков по подготовке восстания и деятельность Временного правительства в этот период, его просчеты и ошибки. Изучите основные документы, принятые II Всероссийским съездом Советов и проанализируйте содержание Декрета о мире и Декрета о земле.
При подготовке вопроса о гражданской войне необходимо выяснить точки зрения отечественной историографии по вопросам об истоках и причинах гражданской войны, о социальном составе участников, охарактеризовать противоборство «красных» и «белых» на основных фронтах гражданской войны, идеологию «Белого дела» и его лидеров. Необходимо было раскрыть сущность политики «военного коммунизма», дать оценку причин, обусловивших победу большевиков в гражданской войне.
Источники и литература
1. Дан Ф.И. К истории последних дней Временного правительства //Октябрьская революция: Мемуары / Сост. С.А. Алексеев. //http:www.hrono.ru/statii/dan_vprav.html.
2. Декрет о земле съезда Советов рабочих и солдатских депутатов [http:www/historiydoc.edu.ru].
3. Декларация Временного правительства о его составе и задачах //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/dekl_vrprav.php.
4. Калягин А.В. Россия: год 1917. Мультимедийное учебное пособие. (Электронная версия) [http://media.ssu.samara.ru/aivirus].
5. Калягин А.В. Гражданская война в России 1917 – 1920 гг.: Учебное пособие (Электронная версия) [http://media.ssu.samara.ru /avirus].
6. О причинах русской революции / Отв. ред. Л.И. Гринин, А.В Коротаев. М.: Изд-во ЛКИ, 2010.
7. Революция 1917 г. и Гражданская война в России (Цикл дискуссионных передач, организованных «Радио Свобода» с участием ученых-историков). [http:www.swoboda.org/programs/cicles/civilwar].
8. Новейшая история России: Учебник. /Под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Проспект, 2012.
Индивидуальные задания
1. Российская интеллигенция и революция.
2. Корниловский мятеж и его последствия.
3. Установление советской власти в Нижнем Новгороде и губернии.
4. Брестский мир: сторонники, противники, условия.
5. Судьба Всероссийского Учредительного собрания
6. Белогвардейские правительства и их политика.
7. Кронштадтское восстание 1921 г.
8. «Военный коммунизм»: политика и идеология
Тема X СССР в годы нэпа
1.Социально-экономические проблемы новой экономической политики.
2.Общественно-политическая жизнь страны в условиях нэпа.
3.Национальная политика. Образование СССР.
Вопросы для обсуждения
1. Почему после окончания гражданской войны появилась необходимость в смене экономического курса? Что нового появилось в экономической политике советского государства в 1920-е гг. по сравнению с периодом «военного коммунизма»?
2. Сравните цели, методы, итоги новой экономической политики и политики «военного коммунизма». Каковы причины свертывания нэпа?
3. Охарактеризуйте особенности рынка в условиях нэпа и роль товарно-денежных отношений в советской экономике 1920-х гг?
4. В чем причины внутренней борьбы в РКП (б) – ВКП (б) в 1920-е гг.? Почему в СССР не было создано массовых оппозиционных организаций и борьба за личную власть закончилась победой Сталина?
5. В чем суть разногласий между программами создания союзного государства, какая из них была реализована в итоге?
Методические рекомендации
Социально-экономический и политический кризис конца 1920 – начала 1921 гг. и угроза потери большевиками власти вызвали необходимость смены экономической политики. Первый вопрос данного семинарского занятия предполагает анализ всего комплекса причин перехода к новой экономической политике, задач, сущности нэпа и его содержания. Необходимо выявить, что нового появилось в экономической политике по сравнению с периодом «военного коммунизма», показать противоречия и непоследовательность ленинской концепции нэпа, обобщить экономические результаты новой экономической политики.
Основной задачей второго вопроса является характеристика и оценка общественно-политической жизни страны в годы нэпа. Основное внимание должно быть нацелено на выявление особенностей политического режима 1920-х гг., определение сути «диктатуры партии». Раскройте основные направления реформирования политической системы, их глубину и непоследовательность. Вопрос предполагает также обсуждение внутрипартийной дискуссии середины 1920-х гг. о путях дальнейшего развития страны и выявление причин обострения социально-политических противоречий в конце 20-х гг., приведших к отказу от нэпа. Объясните, почему партия не поддержала линию Н.И.Бухарина?
Подготовку третьего вопроса следует начать с изучения «Декларации прав народов России», где излагались основные принципы национальной политики большевиков. На основе анализа работ В.И.Ленина и И.В.Сталина покажите разногласия между ними по проектам создания нового союзного государства, выявите различия плана «автономизации» и ленинского варианта «федерации», определите предпосылки и принципы образования СССР, выявите противоречия в национальной политике в 1920-е годы.
Источники и литература
1. Декларация об образовании Союза Советских Социалистических республик 30 декабря 1922г.// http://www.hrono.ru/dokum/192_dok/1922sssr.php.
2. Образование СССР (1922 -1924) [http://cccp.narod.ru/work/hist_sssr_1.html].
3. Образование СССР и национальная политика советской власти [http://www.ckct.org.ru/study/history/lek49.shtml.
4. Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукдадной экономики. М. 2006.
5. Горинов М.М. Советская страна в конце 20-х – начале 30-х годов // http://www.hrono.ru/statii/2001/nep.php.
6. Полищук И.С. Новая экономическая политика: теория и практика. Тверь, 2009.
7. Россия в 20-е гг. XX столетия [http://www.xserver.ru/user/rosru/index.shtnul].
8. Новейшая история России: Учебник/ Под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Проспект, 2012.
9. Юрьев А. И. Новейшая история России: февраль 1917 года -начало XXI века: учеб. пособие/ А. И. Юрьев. — М., 2010.
Индивидуальные задания
1. Кооперация в условиях нэпа: тенденции и противоречия развития.
2. Реформа политического строя в годы нэпа: замыслы и результаты.
3. Внутрипартийная борьба и ее итоги.
4. Нижегородская деревня в 1920-е годы: общее и особенное в развитии.
5. Советское государство и Русская православная церковь: принципы и практика взаимоотношений в 1920-е гг.