Тема VII Россия во второй половине XIX века
1 Государственные реформы 60-70-х гг. XIXвека.
2 Революционное движение в пореформенной России.
3 Русская культура во второй половине XIXвека.
Вопросы для обсуждения
1. В чем причины преобразований Александра II?
2. Почему крестьянской реформой остались недовольны все слои населения России?
3. В чем сущность земской реформы, насколько сильно она демократизировала российское общество?
4. Какие основы современной судебной системы были заложены судебной реформой Александра II?
5. Какие причины возникновения народничества?
6. Какие течения и организации народников существовали?
7. Каковы течения существовали в русской культуре второй половины XIX века?
8. Каковы достижения русской науки XIX века?
Методические рекомендации
При подготовке вопроса сосредоточьтесь на изучении крестьянской, судебной и военной реформы. После осмысления причин, побудивших правительство отменить крепостное право, изучите содержание документа «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Задумайтесь, почему крестьянская реформа не удовлетворила ни помещиков, ни крестьян, ни интеллигенцию? Обратите внимание на содержание терминов: «отрезки» и «выкупные платежи», которые, по сути, станут политическими и экономическими лозунгами крестьянства. После изучения документов относительно судебной, военной и земской реформы попытайтесь выявить значение этих преобразований входе дальнейшего исторического развития страны.
Изучение этою вопроса необходимо начать с объяснения причин, вызвавших революционное настроение, появление революционных групп и организаций, возникновения политической партии «Народной воли». Рассмотрите теоретические основы демократического движения, разработанные Л.И. Герценом, Н.Г. Чернышевским, П.Л. Лавровым, Н.К. Михайловским, М.А. Бакуниным. Обратите внимание на то, что реформы 1861 г. изменила политическое содержание русского либерализма, западничества и славянофильства, породив раскол в рядах русской интеллигенции. Демократическая часть ее и составила общественное движение «народничества». Фундаментальные идеи народников сводились к отрицанию европейского буржуазного типа развития страны и к формированию взгляда особого национального пути, опиравшегося на исторический опыт крестьянской общины. Подумайте, можно ли утверждать, что народничество - это синтез взглядов западников и славянофилов? Изучая конкретную деятельность народнических организаций, обратите внимание на эволюцию взглядов народников, покажите принципиальное отличие программных требований «Земли и воли» и «Народной воли». Проследите за изменением способов революционных действий: от просветительской деятельности до террористической борьбы.
В первую очередь проанализируйте состояние просвещения и науки. Какую роль в распространении грамотности, создание земских и воскресных школ сыграли земства? Подготовьте сообщения о русских педагогах (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт). Распространению естествознания способствовала деятельность И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, М.М. Ковалевского; в русскую религиозную философию внесли вклад B.C. Соловьев, П.Д. Юркевич, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский; в экономическую и историческую науку - Н.Ф. Даниельсон, А.И. Чупров, В.П. Воронцов, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский; основателями русской школы химии стали Д.И. Менделеев, А.Н. Бутлеров, Н.Н. Зинин. Выдающиеся изобретения принадлежат П.H. Яблочкову, А.Н. Лодыгину, Д.К. Чернову. В области литературы и журналистики утвердился критический реализм, чему способствовало творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Талантливыми литературными критиками являлись Н.А. Добролюбов, Н.К. Михайловский. Большую роль в общественной мысли и культуре сыграли журналы «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Русский вестник», «Русская мысль», «Русское богатство». Расцвету драматургического театра способствовало драматургия А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.К. Толстого, А.П. Чехова. Высокое сценическое искусство предлагали зрителям П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, М.Г. Савина и др. Во второй половине XIX века раскрылся талант К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; возникла новая музыкальная школа (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, М.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, В.В. Стасов, П.И. Чайковский). Нельзя обойти вниманием и школу русского балета. Подробно рассмотрите вопрос развития социально-бытового жанра русской живописи (В.Г. Перов, артель Петербургских художников, И.Н. Крамской). Подготовьте сообщение о товариществе передвижных художественных выставок (Г.Г. Мясоедов, В.Е. Маковский). Перечислите исторические и религиозно-философские произведения В.И. Сурикова, В.Н. Васнецова, В.В. Верещагина, И.Е. Репина; пейзажи И.И. Шишкина. А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Левитана. Что вы можете рассказать о творчестве русских скульпторов (A.M. Опекушина, М.М. Антокольского)? Конец XIX века -эпоха бурного создания музеев. Определите роль меценатов (СИ. Мамонтов, П.М. Третьяков) в развитии русской культуры. При изучении данной темы рекомендуется обсуждение докладов, сообщений и рефератов по проблемам истории русской культуры
Источники и литература
1. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
2. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 2СD.
3. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −2 CD
4. Корнилов А.А. Лекции по истории России XIX века. М., Восход, 2012
5. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости [http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/krest.htm]
6. Великие реформы в России: 1856-1874 гг. М., Акцент, 2011
7. Милютин Д.А. Воспоминания. М., Эксмо, 2006
8. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.1.СПб., Дмитрий Буланин, 2012
Индивидуальные задания
1. Положение крестьянства до и после реформы. Социально-экономические показатели.
2. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
3. Судьбы народников (биография известного деятеля народничества).
4. Выдающиеся деятели науки и культуры (биография на выбор студента).