Из предвыборной платформы А. Д. Сахарова. 1989 г.
1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств...
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений...
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД — МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях...
4. Организация науки...
5. Поддержка политики разоружения и разрешения региональных конфликтов... Переход на полностью оборонную стратегическую доктрину.
6.Конвергенция (сближение) социалистической и капиталистической систем, сопровождающаяся встречными плюралистическими процессами в экономике, социальной сфере, культуре и идеологии,— единственный путь радикального устранения опасности гибели человечества в результате термоядерной и экологической катастроф.
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1.Прочитайте отрывок из требований, выдвинутых во время забастовки шахтеров Воркуты, и ответьте на вопрос.
«1. Действительно передать власть Советам, землю – крестьянам, фабрики – рабочим…
2. Отменить статью в Конституции СССР о руководящей и направляющей роли партии…
3. Проводить прямые и тайные выборы Председателя Совета СССР, председателей местных Советов, начальников городских, районных отделов МВД на альтернативной основе…
4. Полностью прекратить финансовую и экономическую помощь братским тоталитарным режимам. Высвобожденные средства направить на нужды народного хозяйства…
5.Вывести средства массовой информации из-под контроля КПСС…»
К какому из указанных периодов относятся требования шахтеров?
1) 1945-1953 гг.; 2) 1953-1964 гг.; 3) 1965-1985 гг.; 4) 1985-1991 гг.
2.Прочитайте отрывок из работы экономистов Н. Шмелева, В. Попова и ответьте на вопрос.
« В стране идет ни на день не затухающая дискуссия о том … что необходимо сделать сегодня и что нам предстоит сделать завтра. Сегодняшнее состояние нашей экономики не удовлетворяет у нас в стране никого. Три ее центральных … дефекта – монополия производителя в условиях всеобщего дефицита, незаинтересованность предприятий в научно-техническом прогрессе и недостаточность стимулов к добросовестному труду – ясны, наверное, всем… Нам еще много надо говорить, спорить, предлагать и отвечать прежде, чем мы «всем миром» нащупаем эти, столь необходимые нам сегодня, ответы…»
О переходе к какому политическому курсу идет речь в отрывке:
1) к хрущевской «оттепели»; 2) к брежневскому застою;
3) к политике перестройки Горбачева; 4) к новой экономической политике.
3. Расположите в хронологической последовательности:
А) избрание Президента РСФСР
Б) создание ГКЧП и арест его членов
В) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР
Г) отставка М.С.Горбачёва
В) Беловежские соглашения
4. О чём идёт речь?
Термин, обозначающий систему международных отношений после Второй мировой войны и до второй половины 1980-х – начала 1990-х г.г., для которой характерны состояния военно-политической конфронтации государств, ведение жёсткой идеологической борьбы, гонка вооружений, применение экономических мер давления, создание военно-стратегических блоков, баз.
5. Завершение вывода советских войск из Афганистана:
А) 1989г. Б) 1985г. В) 1991г. Г) 1993г.
6. Расположите в хронологической последовательности руководство страной:
А) К.Черненко Б) Л.Брежнев В) М.Горбачёв Г) Ю.Андропов Д) Н.Хрущёв
7. Укажите верные утверждения:
Концепция «нового политического мышления»:
А) отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы: социалистическую и капиталистическую и признание мира целостным и неделимым
Б) безвозмездная интернациональная помощь международным антиимпериалистическим силам
В) в качестве основного способа решения международных проблем объявляется баланс интересов, а не баланс сил
Г) признание общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных
Д) обеспечение безопасности страны посредством наращивания боевой мощи
8. О чём идёт речь?
Проводилась при огосударствлении предприятий и других объектов госсобственности на основе государственной ценной бумаги целевого назначения с указанной номинальной стоимостью. Правом на бесплатное получение таких неимённых чеков были наделены все граждане России. Авторы этой идеи стремились за короткий срок создать слой предпринимателей как главную социальную опору власти.
9. Конституционная реформа Б.Ельцина предполагала:
А) роспуск Съезда народных депутатов
Б) роспуск Верховного Совета
В) представить на референдуме новую Конституцию РФ
Г) всё вышеназванное
10. Какие органы государственной власти существовали в СССР в 1990-1991 гг.?
Вариант 10
Задание 1. Раскройте тему:
Отношения СССР/ РФ со странами Востока. (перестроичное и постперестроичное время)
Задание 2.
1) Сформулируйте основную идею приводимого фрагмента воспоминаний В. И. Болдина. Прокомментируйте его фразу о том, что М. С. Горбачев, «пытаясь изменить общество, невольно уничтожал государственность». Согласны ли вы с ней? Объясните свою позицию.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОБЩИМ ОТДЕЛОМ ЦК КПСС В. И. БОЛДИНА
С того самого дня, когда открылась партийная конференция, впервые собравшаяся за последние 50 лет, в жизни партии начались необратимые изменения. Это были перемены, потрясшие страну и весь мир. Люди понимали, что без должного порядка в стране можно потерять все достигнутое, разрушить само государство. Не все, однако, понимали замыслы руководства. Не все понимал и я. Несколько раз заводил с М. С. Горбачевым разговор на эту тему, но он лишь однажды бросил фразу:
— Подожди, то ли я еще сделаю.
Он замысливал комбинации, о которых не знало его окружение: ни Политбюро ЦК, а позже ни члены Президентского Совета и Совета Безопасности, ни правительство. Даже ближайшие соратники вводились в заблуждение по поводу его истинных намерений. Был ли у него стратегический план ликвидации партии, развала страны? Полагаю, плана не было, но была некая идея-фикс, та конечная цель, достичь которую без уничтожения существовавшей системы было невозможно. Двигался он к ней импульсивно и с опаской. Большинство понимало перестройку как укрепление страны, ее могущества, рост благосостояния людей. Но это, как показала практика, осуществить генсеку было не дано. Пытаясь изменить общество, он невольно уничтожал государственность. Рвались подгнившие корни власти. И она, как перекати-поле, кувыркалась по просторам огромной страны в ожидании своей участи, появления твердой руки.
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1.Передача государственного имущества в собственность частным лицам или трудовым коллективам – это:
А) реприватизация В) приватизация
Б) либерализация Г) конфискация
2. Укажите верные утверждения:
Курс российского руководства начала 1990-хг.г.был направлен на :
А) сохранение социалистической системы
Б) утверждение рыночных отношений
В) усовершенствование социалистического строя
Г) ускорение социально-экономического развития СССР
Д) формирования нового класса собственников в стране
3.По какому признаку образован ряд?
В.Черномырдин, С.Кириенко, Е.Примаков, С.Степашин, В.Путин.
4. Указ о переходе на свободные (рыночные) цены был подписан в:
А) 1990г. Б) 1991г. В) 1992г. Г) 1993г.
5 Инициатором «освобождения цен» являлся глава Правительства РФ:
А) А.Чубайс Б) Е.Гайдар В) В.Черномырдин Г) Б.Ельцин
6.По Конституции 1993г. Россия превращалась в:
А) парламентскую республику
Б) президентско- парламентскую республику
В) Содружество Независимых Государств
Г) Сообщество Суверенных Республик
7.Укажите верные утверждения:
После распада СССР российское руководство:
А) объявило РФ правопреемницей Советского Союза
Б) приступило к осуществлению радикальных социально-экономических реформ
В) обеспечило быстрый подъём производства
Г) удержало инфляцию на низком уровне
Д) отклонило программу приватизации госсобственности
8. Выступление руководства Верховного Совета против конституционной реформы имело место в: А) 1990г. Б) 1991г. В) 1993г. Г) 1997г.
9. О чём идёт речь?
Из указа Президента РСФСР:
«В связи с действием группы лиц… ПОСТАНОВЛЯЮ:…Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ни чем иным, как государственным преступлением… …Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного Комитета, …подлежат преследованию по закону».
10.Перчислите и кратко охарактеризуйте основные итоги XIX Всесоюзной конференции КНСС (1988 г.).
ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Результаты проверки контрольной работы проставляются на титульном листе работы словами «зачет», «незачет», «работа выполнена не в полном объеме», «работа выполнена не по варианту»
Зачтенной считается контрольная работа, раскрывающая в достаточной степени содержание теоретических вопросов и не имеющая ошибок в методике решения задач.
Не зачтенной считается контрольная работа, в которой не раскрыто содержание вопросов, имеются грубые ошибки в освещении вопросов, решении задач, ситуаций и т.д. Данная работа возвращается с подробной рецензией студенту для дальнейшей работы над учебным материалом.
Повторное выполнение всей работы или ее отдельного задания производится студентом в той же или другой тетради и сдается на заочное отделение для передачи преподавателю на повторную проверку.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артёмов В.В. , Ю.Н. Любченков. История Отечества: с древнейших времен до наших дней. М., 2011. - 360 с.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век. М., 1996. - 366 с.
3. Загладин Н.В. Всемирная история: ХХ век. М., 2004. - 400 с.
4. Левандовский А.А. История России, хх — начало ХХI века. М., 2004. - 383 с.
5. Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. М., 1995. - 512 с.
6. История современной России. Под. Ред. В.И. Журавлёва. М., 1995
7. http://www.gumer.info/ - автор, название статьи.
Приложение 1
ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум»
(ГАПОУ РК «ПАТТ»)
Контрольная работа № ___
Вариант № ________
по _______________________________________________________________
наименование дисциплины, междисциплинарного курса
по специальности ____________________________________________________
код, наименование специальности
_______________________________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество полностью
Домашний адрес обучающегося ___________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата поступления работы в техникум _________________
Фамилия, имя, отчество преподавателя, проверяющего работу_______________________
_____________________________________________________________________________
Оценка работы__________________________________
Дата проверки __________________________________
Подпись преподавателя __________________________
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. задание 1 | |
2. задание 2 | |
3. задание 3 | |
4. Список использованной литературы и источников | |
5. Рецензия преподавателя |