Реформа государственного управления.
К началу XIX в. введенная Петром I коллегиальная система управления находилась в состоянии полного развала и нуждалась в срочной реформе. Поэтому в 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств. Однако реформа оказалась неудачной, так как функции и структура министерств не были определены. Поэтому в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу, была скорректированы. С этого времени делами каждого министерства ведал специально назначаемый и ответственный лично перед императором министр. Все крупные отрасли
управления были выделены в самостоятельнее министерства с единообразной внутренней и структурой и принципами ведения дел, кроме того, были определены взаимоотношения министерств с другими органами власти. Высшим административным органом страны стал возникший в 1802 г. Кабинет министров, реально представлявший собой место совещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками. Органом, объединяющим и
координирующим деятельность министерств, Кабинет министров так и не стал. Эти функции сохранил за собой император как глава исполнительной, законодательной и судебной власти в стране.
Дальнейшие преобразования связаны с деятельностью М.М. Сперанского, сына сельского священника, сделавшего карьеру исключительно благодаря своим способностям. При Павле I он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в Непременном совете - постоянном законосовещательном органе власти при императоре, состоявшем из высшей знати.
Именно ему Александр поручает разработку реформы, которая должна была изменить государственный строй в соответствии с либеральными идеалами, привитыми молодому царю его воспитателем - швейцарцем Лагарпом. К осени 1809 г. проект преобразований был подготовлен и представлен царю. Сперанский предусматривал ряд мер, направленных на превращение России из деспотического государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения самовластия. Основным средством осуществления этого была организация
управления на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), а также участие общества в государственных делах путем создания выборного законосовещательного органа - Государственной Думы. Выборная система предусматривала имущественный ценз для избирателей, которые делились на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из купцов, мещан, государственных крестьян, и «народ рабочий» -лишенных избирательного права
крепостных, прислуги, наемных рабочих. Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, государственная - в реформированном Сенате. Предусматривалась выборность местных дум и Сената. Министров назначал царь, но отвечали они перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял монарх, которому принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и тремя ветвями власти должен был стать Государственный Совет - совещательный орган из назначаемых царем людей, через который должны были поступать к царю все дела и в котором предполагалось обсуждать все государственные мероприятия. Таким
образом, в стране вводилась конституционная монархия. Общество получало право на участие в государственном управлении. Проект был одобрен Александром I и 1 января 1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета, заменившего Непременный Совет. В его состав вошли назначенные царем сановники (35 человек). Его председатель одновременно возглавлял и Кабинет министров. Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед утверждением их императором.
Сперанский надеялся, что осуществления проекта удастся добиться на протяжении 1810 г. Но дальше создания Госсовета дело не пошло: даже сами его члены были против дальнейших преобразований. Реформа. Сената после длительного обсуждения принята не была, проект Свода законов также был отклонен. А в 1812 г. был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород сам Сперанский. Впоследствии отказавшись от своих либеральных взглядов, он вернется к делам
государственного управления. Однако удаление Сперанского еще не означало, что Александр отказался от либерального курса. В 1818 г. в речи на открытии сейма в Варшаве Александр
объявил о своем желании ввести конституцию и в России, что опубликовали в русских газетах. -
В 1819 г. Александр поручил императорскому комиссару при польском правительстве Н. Новосильцеву составить конституционный проект. Работа велась в строжайшей тайне в Варшаве и к 1820 г. была завершена. За основу ее авторы взяли проект польской конституции, использовался и проект Сперанского. В результате был создан достаточно консервативный документ, известный как «Уставная грамота Российской империи». Проект сохранял доминирующее положение монарха во всех областях государственного управления. Новым было создание двухпалатного парламента, в который депутаты частично назначались царем, частично выбирались на основании многоступенчатых выборов. Вводились комплекс гражданских прав и
свобод и федеративное государственное устройство. Однако ничего подобного обнародовано не было. Более того, в начале 20-х годов Александр не только отказывается от преобразований, но начинает проводить все более и более консервативную внутриполитическую линию, опираясь на безупречно исполнительного А.А. Аракчеева, с одинаковым рвением готовившего как проект отмены крепостного права, так и введение военных поселений.
Крестьянский вопрос. Несмотря на понимание необходимости облегчить положение крепостных крестьян, в решении крестьянского вопроса был избран путь постепенных частных изменений существующей системы взаимоотношений крестьян и помещиков:
· Указ 1801 г. давал право купцам, мещанам, государственным крестьянам покупать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью нёмного труда, это разрушало монополию дворян на владение землей.
· Указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах» давал помещикам право отпускать крестьян на волю с землей за выкуп в результате взаимного согласия. Освобожденные крестьяне переводились в новое сословие, занимавшее промежуточное положение между, помещичьими и государственными крестьянами. Крестьяне получали право собственности на недвижимость и участие в обязательствах.
· В 1816-1817 гг. освобождены прибалтийские крестьяне. С 1816 г. Александр неоднократно пытался добиться инициативы дворянства в решении этого вопроса. В прибалтийских губерниях не существовало крепостного права в его крайних формах, крестьяне имели некоторые права. Уровень развития товарно-денежных отношений там был выше, чем в Европейской части России, и сохранение крепостного права оказывалось экономически невыгодным. Крестьяне получили
личную свободу без земли. Попытка в 1817 г. склонить дворянство Полтавской и Черниговской губерний выступить с просьбой обсудить вопрос об отмене крепостного права не удалась. В русских землях ничего похожего сделано не было.
Более поздние проекты крестьянской реформы, разработанные А.А. Аракчеевым и Я.А. Гурьевым в обстановке строгой секретности, так и остались лишь на бумаге. Подавляющее большинство российского дворянства, как в Александровскую эпоху, так и позднее, в 50-60 гг., были решительными противниками отмены крепостного права и пошли на это только вследствие нажима «сверху».
Реформа системы образования.
В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образования. Россия испытывала острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д. Усложнялось государственное управление, росли промышленность и торговля, появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало. Поэтому основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить образование свободным людям из низших сословий, а затем привлечь их к государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать учебными программами и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых университетов и два привилегированных учебных заведения для дворян — Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась автономия, были выделены большие средства для создания низших звеньев
образовательной системы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области просвещения также претерпела значительные изменения и оказалась в общем русле нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали усиление цензуры, преобразование Министерства просвещения в Министерство народного просвещения и духовных дел (1817 г.), назначение министром обер-прокурора синода князя А.Н. Голицына, гонения на университеты как центры вольнодумства и ликвидация университетской автономии. Усилилась сословность образования: в гимназии принимали только дворян, а мещан - только в приходские училища. В
учебных округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.
Вопрос №28. Движение декабристов.
Общеизвестно, что толчком к формированию взглядов декабристов стала Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Вместе с тем необходимо учитывать, что в движении декабристов принимали участие наиболее образованные, творчески мыслящие, деятельные представители дворянского сословия, составляющие интеллектуальную элиту России. Первое поколение российских революционеров рассматривало вооруженное выступление против власти как меру вынужденную, обусловленную медлительностью правительства, запаздывающего с реформами. В этом плане представляет интерес эволюция взглядов декабристов в период 1816-1821 гг., выразившаяся в смене тактики и методов деятельности. Если первоначально члены «Союза спасения» — тайной декабристской организации, возникшей в 1816 г., ставили своей целью изменение существующего строя (введение конституции и отмену крепостного права) путем вооруженной борьбы и насилия над властью, то «Союз благоденствия», существовавший в 1818-1821 гг., своей задачей считал «борьбу за общественное мнение», т.е. стремился подготовить русское общество к принятию реформ, обещанных царем.
Следующим шагом на пути развития декабристского движения стало создание двух тайных обществ - Северного в Петербурге во главе с Н. Муравьевым и Южного на Украине, возглавляемого П.И. Пестелем. К 1821-1822 гг. будущие декабристы окончательно убедились в том, что правительство Александра I отказалось от осуществления обещаных преобразований и вернулись к первоначальной тактике вооруженного переворота. В
концентрированном виде взгляды декабристов были изложены в двух программных документах - «Русской Правде» П.И. Пестеля и Конституции Н. Муравьева. Общими чертами, объединяющими программы, были отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы государственного управления на основе разделения властей и решения
национального вопроса. Реализация этих идей превращала Россию в государство, подобное европейским, открывала дорогу капиталистической модернизации, достаточно радикально ликвидировав феодальные отношения. Но подходы к решению обозначенных проблем у авторов были разные: Пестель предлагал радикальный вариант преобразований: ликвидацию монархии и провозглашение республики при сохранении единой и неделимой России с сильной центральной властью; уничтожение сословий и введение единого гражданского статуса для всех
народов, населявших Россию.
Политическую самостоятельность Пестель предусматривал только для Польши.
Получение гражданских прав ограничивалось возрастным и половым цензом.
Своеобразным было решение аграрного вопроса: предусматривалось частичное сохранение земельной собственности помещиков, а из конфискованных излишков создавался общественный фонд для наделения землей нуждающихся крестьян. Н. Муравьев предлагал умеренный вариант преобразований: сохранение монархии и превращение царя в главного государственного служащего, обладающего исполнительной властью и получающего жалование. Для принятия законов вводился парламент, депутаты которого должны были избираться на основе имущественного ценза. Гражданскими правами наделялись лица не моложе 21 года, имевшие
постоянное место жительства, обладавшие движимой и недвижимой собственностью, уплатившие налоги и не состоявшие «в услужении». Иначе решались аграрный и национальный вопросы: предполагалось после освобождения наделять крестьян двумя десятинами пахотной земли и усадьбами. Россия преобразовывалась в федерацию из 14 держав и 2-х областей с самостоятельным управлением.
В 1825 г. после смерти Александра I сложилась уникальная ситуация междуцарствия в связи с отречением Константина от престола. Декабристы решили воспользоваться случаем с переприсягой и назначили выступление на 14 декабря. Они планировали заставить Сенат, не присягавший Николаю, подписать документ, об отмене неограниченного самодержавия в проведении серии реформ. Но восстание декабристов окончилось неудачно. Заговорщики были арестованы и после суда руководители движения (К. Рылеев, Н. Муравьев, П. Пестель, Н. Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол) были казнены, а 120 рядовых участников отправлены в
ссылку и на каторгу. Таким образом, во второй половине царствования Александра I самодержавие впервые столкнулось с организованной политической оппозицией. Отсутствие
политических свобод, диалога власти и общества, привело к тому, что всё большее количество людей начинает приходить к выводу, что насилие против деспотизма оправдано и неизбежно. В то же время декабристы, принявшие тактику вооруженного переворота, стремились свести насилие к минимуму и рассматривали его как меру вынужденную. Но также, как и реформаторов,
революционеров первого поколения постигла неудача. Несмотря на наличие целого набора аргументированных идей, программ, продуманную стратегию и тактику борьбы, дававшую надежду на успех, декабристы не достигли цели. Одной из главной причин подобной ситуации можно считать неготовность общества в целом к столь глубоким по внутреннему содержанию переменам.
Вопрос №35. Правительственный курс 80-90-х гг. XIX века.