Реформа государственного управления.

К началу XIX в. введенная Петром I коллегиальная система управления находилась в состоянии полного развала и нуждалась в срочной реформе. Поэтому в 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 минис­терств. Однако реформа оказалась неудачной, так как функции и структура министерств не были определены. Поэтому в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу, была скорректированы. С этого времени делами каждого министерства ведал специально на­значаемый и ответственный лично перед импе­ратором министр. Все крупные отрасли

управ­ления были выделены в самостоятельнее министерства с единообразной внутренней и структурой и принципами ведения дел, кроме того, были определены взаимоотношения ми­нистерств с другими органами власти. Высшим административным органом страны стал возникший в 1802 г. Кабинет минист­ров, реально представлявший собой место со­вещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками. Органом, объединяю­щим и

координирующим деятельность минис­терств, Кабинет министров так и не стал. Эти функции сохранил за собой император как гла­ва исполнительной, законодательной и судеб­ной власти в стране.

Дальнейшие преобразования связаны с дея­тельностью М.М. Сперанского, сына сельского священника, сделавшего карьеру исключи­тельно благодаря своим способностям. При Павле I он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в Непременном совете - постоян­ном законосовещательном органе власти при императоре, состоявшем из высшей знати.

Именно ему Александр поручает разработку реформы, которая должна была изменить госу­дарственный строй в соответствии с либеральными идеалами, привитыми молодому царю его воспитателем - швейцарцем Лагарпом. К осени 1809 г. проект преобразований был подготовлен и представлен царю. Сперанский предусматривал ряд мер, направлен­ных на превращение России из деспотического государства в конституционное, имеющее за­конодательные преграды на пути возрождения самовластия. Основным средством осуществ­ления этого была организация

управления на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), а также участие общества в государственных делах путем со­здания выборного законосовещательного орга­на - Государственной Думы. Выборная система предусматривала иму­щественный ценз для избирателей, которые делились на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из купцов, мещан, го­сударственных крестьян, и «народ рабочий» -лишенных избирательного права

крепостных, прислуги, наемных рабочих. Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, государственная - в рефор­мированном Сенате. Предусматривалась вы­борность местных дум и Сената. Министров на­значал царь, но отвечали они перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял мо­нарх, которому принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и тремя ветвями власти должен был стать Государст­венный Совет - совещательный орган из на­значаемых царем людей, через который должны были поступать к царю все дела и в котором предполагалось обсуждать все госу­дарственные мероприятия. Таким

образом, в стране вводилась конституционная монархия. Общество получало право на участие в государ­ственном управлении. Проект был одобрен Александром I и 1 ян­варя 1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета, заменившего Непре­менный Совет. В его состав вошли назначен­ные царем сановники (35 человек). Его предсе­датель одновременно возглавлял и Кабинет министров. Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед утверждением их императором.

Сперанский надеялся, что осуществления проекта удастся добиться на протяжении 1810 г. Но дальше создания Госсовета дело не пошло: даже сами его члены были против даль­нейших преобразований. Реформа. Сената по­сле длительного обсуждения принята не была, проект Свода законов также был отклонен. А в 1812 г. был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород сам Сперанский. Впоследствии отказавшись от своих либеральных взглядов, он вернется к делам

государственного управле­ния. Однако удаление Сперанского еще не озна­чало, что Александр отказался от либерально­го курса. В 1818 г. в речи на откры­тии сейма в Варшаве Александр

объявил о сво­ем желании ввести конституцию и в России, что опубликовали в русских газетах. -

В 1819 г. Александр поручил император­скому комиссару при польском правительстве Н. Новосильцеву составить конституционный проект. Работа велась в строжайшей тайне в Варшаве и к 1820 г. была завершена. За основу ее авторы взяли проект польской конституции, использовался и проект Сперанского. В резуль­тате был создан достаточно консервативный документ, известный как «Уставная грамота Российской империи». Проект сохранял доми­нирующее положение монарха во всех облас­тях государственного управления. Новым бы­ло создание двухпалатного парламента, в который депутаты частично назначались ца­рем, частично выбирались на основании много­ступенчатых выборов. Вводились комплекс гражданских прав и

свобод и федеративное го­сударственное устройство. Однако ничего подобного обнародовано не было. Более того, в начале 20-х годов Алек­сандр не только отказывается от преобразова­ний, но начинает проводить все более и более консервативную внутриполитическую линию, опираясь на безупречно исполнительного А.А. Аракчеева, с одинаковым рвением гото­вившего как проект отмены крепостного пра­ва, так и введение военных поселений.

Крестьянский вопрос. Несмотря на понимание необходимости об­легчить положение крепостных крестьян, в ре­шении крестьянского вопроса был избран путь постепенных частных изменений существую­щей системы взаимоотношений крестьян и по­мещиков:

· Указ 1801 г. давал право купцам, мещанам, государственным крестьянам поку­пать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью нёмного труда, это разрушало монополию дворян на владение землей.

· Указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах» давал помещикам право отпускать кресть­ян на волю с землей за выкуп в результате взаимного согласия. Освобожденные крес­тьяне переводились в новое сословие, зани­мавшее промежуточное положение между, помещичьими и государственными крестьянами. Крестьяне получали право собственности на недвижимость и участие в обяза­тельствах.

· В 1816-1817 гг. освобождены прибалтийские крестьяне. С 1816 г. Александр неоднократно пытался добиться инициативы дворянства в решении этого вопроса. В прибалтийских губерниях не существовало крепостного права в его крайних формах, крестьяне имели некоторые права. Уровень развития товарно-де­нежных отношений там был выше, чем в Европейской части России, и сохранение крепостного права оказывалось экономиче­ски невыгодным. Крестьяне получили

лич­ную свободу без земли. Попытка в 1817 г. склонить дворянство Полтавской и Черни­говской губерний выступить с просьбой об­судить вопрос об отмене крепостного права не удалась. В русских землях ничего похо­жего сделано не было.

Более поздние проекты крестьянской ре­формы, разработанные А.А. Аракчеевым и Я.А. Гурьевым в обстановке строгой секрет­ности, так и остались лишь на бумаге. Подавляющее большинство российского дворянства, как в Александровскую эпоху, так и позднее, в 50-60 гг., были решительными противника­ми отмены крепостного права и пошли на это только вследствие нажима «сверху».

Реформа системы образования.

В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образова­ния. Россия испытывала острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д. Усложнялось государственное управ­ление, росли промышленность и торговля, появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало. Поэто­му основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить образование сво­бодным людям из низших сословий, а затем привлечь их к государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать учебными программа­ми и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых университетов и два привиле­гированных учебных заведения для дворян — Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась автономия, были выделены большие средства для созда­ния низших звеньев

образовательной систе­мы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области просвещения также претерпела зна­чительные изменения и оказалась в общем русле нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали усиление цензуры, преобразование Министерства про­свещения в Министерство народного просве­щения и духовных дел (1817 г.), назначение министром обер-прокурора синода князя А.Н. Голицына, гонения на университеты как центры вольнодумства и ликвидация универ­ситетской автономии. Усилилась сословность образования: в гимназии принимали только дворян, а мещан - только в приходские учили­ща. В

учебных округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.

Вопрос №28. Движение декабристов.

Общеизвестно, что толчком к формирова­нию взглядов декабристов стала Отечествен­ная война 1812 г. и заграничные походы рус­ской армии. Вместе с тем необходимо учитывать, что в движении декабристов при­нимали участие наиболее образованные, твор­чески мыслящие, деятельные представители дворянского сословия, составляющие интел­лектуальную элиту России. Первое поколение российских революционеров рассматривало вооруженное выступление против власти как меру вынужденную, обусловленную медли­тельностью правительства, запаздывающего с реформами. В этом плане представляет инте­рес эволюция взглядов декабристов в период 1816-1821 гг., выразившаяся в смене тактики и методов деятельности. Если первоначально члены «Союза спасения» — тайной декабрист­ской организации, возникшей в 1816 г., стави­ли своей целью изменение существующего строя (введение конституции и отмену крепо­стного права) путем вооруженной борьбы и на­силия над властью, то «Союз благоденствия», существовавший в 1818-1821 гг., своей зада­чей считал «борьбу за общественное мнение», т.е. стремился подготовить русское общество к принятию реформ, обещанных царем.

Следующим шагом на пути развития декаб­ристского движения стало создание двух тай­ных обществ - Северного в Петербурге во гла­ве с Н. Муравьевым и Южного на Украине, возглавляемого П.И. Пестелем. К 1821-1822 гг. будущие декабристы оконча­тельно убедились в том, что правительство Александра I отказалось от осуществления обе­щаных преобразований и вернулись к перво­начальной тактике вооруженного переворота. В

концентрированном виде взгляды декабрис­тов были изложены в двух программных доку­ментах - «Русской Правде» П.И. Пестеля и Конституции Н. Муравьева. Общими чертами, объединяющими программы, были отмена крепостного права, наделение крестьян зем­лей, введение гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы государственного уп­равления на основе разделения властей и ре­шения

национального вопроса. Реализация этих идей превращала Россию в государство, подобное европейским, открывала дорогу ка­питалистической модернизации, достаточно радикально ликвидировав феодальные отно­шения. Но подходы к решению обозначенных проблем у авторов были разные: Пестель пред­лагал радикальный вариант преобразований: ликвидацию монархии и провозглашение рес­публики при сохранении единой и неделимой России с сильной центральной властью; унич­тожение сословий и введение единого граждан­ского статуса для всех

народов, населявших Россию.

Политическую самостоятельность Пе­стель предусматривал только для Польши.

По­лучение гражданских прав ограничивалось возрастным и половым цензом.

Своеобразным было решение аграрного вопроса: предусматривалось частичное сохранение земельной соб­ственности помещиков, а из конфискованных излишков создавался общественный фонд для наделения землей нуждающихся крестьян. Н. Муравьев предлагал умеренный вариант преобразований: сохранение монархии и превращение царя в главного государственного служащего, обладающего исполнительной властью и получающего жалование. Для принятия законов вводился парламент, депутаты ко­торого должны были избираться на основе имущественного ценза. Гражданскими правами наделялись лица не моложе 21 года, имевшие

постоянное место жительства, обладавшие дви­жимой и недвижимой собственностью, уплатившие налоги и не состоявшие «в услужении». Иначе решались аграрный и национальный вопросы: предполагалось после освобождения на­делять крестьян двумя десятинами пахотной земли и усадьбами. Россия преобразовывалась в федерацию из 14 держав и 2-х областей с са­мостоятельным управлением.

В 1825 г. после смерти Александра I сложи­лась уникальная ситуация междуцарствия в связи с отречением Константина от престола. Декабристы решили воспользоваться случаем с переприсягой и назначили выступление на 14 декабря. Они планировали заставить Сенат, не присягавший Николаю, подписать документ, об отмене неограниченного самодержавия в проведении серии реформ. Но восстание декаб­ристов окончилось неудачно. Заговорщики бы­ли арестованы и после суда руководители движения (К. Рылеев, Н. Муравьев, П. Пестель, Н. Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол) были казнены, а 120 рядовых участников от­правлены в

ссылку и на каторгу. Таким образом, во второй половине царст­вования Александра I самодержавие впервые столкнулось с организованной политической оппозицией. Отсутствие

политических свобод, диалога власти и общества, привело к тому, что всё большее количество людей начинает приходить к выводу, что насилие против дес­потизма оправдано и неизбежно. В то же время декабристы, принявшие тактику вооруженно­го переворота, стремились свести насилие к минимуму и рассматривали его как меру вынужденную. Но также, как и реформаторов,

революционеров первого поколения постигла неудача. Несмотря на наличие целого набора аргументированных идей, программ, проду­манную стратегию и тактику борьбы, давав­шую надежду на успех, декабристы не достиг­ли цели. Одной из главной причин подобной ситуации можно считать неготовность общест­ва в целом к столь глубоким по внутреннему содержанию переменам.

Вопрос №35. Правительственный курс 80-90-х гг. XIX века.

Наши рекомендации