Из декларации большевистской фракции 4-ой Государственной Думы.
Страшное, небывалое бедствие обрушилось на народы всего мира. Война началась...
И мы, представители рабочего класса России, считаем своим долгом заявить, что настоящая война, порожденная политикой захватов и насилия, практикуемой всеми капиталистическими государствами, является войной, ответственность за которую несут правящие круги всех воюющих теперь стран , что война эта противоречит чувству и настроению пролетариата всего мира.
...пролетариат, постоянный защитник свободы и интересов народа, во всякий момент исполнит свой долг и будет защищать культурные блага народа от всяких посягательств, откуда бы они ни исходили - извне или изнутри. Но когда раздаются призывы к единению народа с властью, мы, считаем нужным подчеркнуть все лицемерие и всю беспочвенность этих призывов к единению.
Не может быть единения с властью, когда она не является исполнительницей сознательной воли народа, когда последний порабощен властью, когда народная масса, на которую ложится все бремя войны, бесправия, когда рабочая и крестьянская печать задушена, когда рабочие организации разгромлены, когда тюрьмы переполнены борцами за свободу и счастье народа и когда мы только что пережили расстрел петербургских рабочих войсками и полицией.
Нагаев А.С. Практикум по истории СССР периода империа лизма. Вып. II. М.,1985. С. 132-133.
Прогрессивный блок
(26 августа 1915 г. была опубликована программа, а 27 августа в IV Государственной думе создан «Прогрессивный блок». В «П. б.» вошло 6 фракций Гос. думы («прогрессивные националисты, группа центра, земцы-октябристы, фракция «Союза 17 окт.», кадеты, «прогрессисты») - 236 из 422 членов Гос. думы и 3 фракции Гос. совета (центр, академическая группа и внепартийные). Всего в блок вошло 300 человек. Было выбрано бюро из 25 человек: А.Н.Меллер-Закомельский (член Гос. совета, председатель «П. б.»), П.Н.Милюков, А.Н. Шингарев, прогрессист И.Н. Ефремов, октябрист С.И. Шидловский, «прогрессивный» националист В.В. Шульгин и др.
Создание «П. б.» и предварительное обсуждение законопректов облегчало буржуазии проведение их через Думу, свидетельствовало о крахе политики бонапартизма с ее лавированием и попеременной опорой то на правооктябристское, то на октябристско-кадетское большинство и было показателем «кризиса верхов» - ред.)
... Его политический смысл заключается в последней попытке найти мирный исход из положения, которое с каждым днем становилось все более грозным. Средство, для этого употребленное, состояло в образовании, в пределах законодательных учреждений, большинства народного представительства, которое взяло бы в свои руки руководство дальнейшими событиями. ... Это был своего рода суррогат «священного единения» ... Я был для «блока», так сказать, пределом возможных для этой Думы достижений - и границей против дальнейших угроз. Так, В.В. Шульгин, помешавшийся на еврейском вопросе, не скрывал, что считает меня своего рода гарантом против еврейского мирового «засилья». Октябристы-помещики в стиле Шидловского должны были признать, что кадетская аграрная программа, несмотря на «принудительное отчуждение», все же является ближайшим разумным пределом их уступок - и способом сохранить передачу крестьянам земель в рамках законности. Все вместе ждали от меня отпора социальным и политическим требованиям крайних партий. И, наконец, даже националисты Четвертой Думы могли убедиться, за время войны, в искренне патриотическом настроении партии Народной свободы. Прошло то время, когда в Третьей Думе Гучков не пустил нас в комиссию обороны под предлогом сохранения государственной тайны: теперь в вопросах обороны мы с Шингаревым имели первый голос, и нам же приходилось оберегать государственные тайны от правых. ...
Программа исходила из двух основных положений: 1) Создание однородного правительства, составленного из лиц, пользующихся доверием страны и решивших в кратчайший срок провести программу, соглашенную между палатами. 2) Радикальное изменение приемов управления, ... в частности, строгое соблюдение законности администрацией, невмешательство военных и гражданских властей в вопросы, не касающиеся непосредственно военных операций; обновление местного состава администрации и усвоение разумной и последовательной политики, способной сохранить внутренний мир и избежать столкновений между социальными классами и различными национальностями. Программа блока указывала затем ряд мер ...: общая амнистия за политические и религиозные преступления и проступки, возвращение политических ссыльных, прекращение религиозных преследований, налагаемых законодательством на евреев, запрещение преследований украинцев в России и в Галиции, восстановление профессиональных рабочих союзов. Далее - ряд законодательных мер, в том числе: уравнение крестьян в правах с другими классами, создание волостного земства, реформа городских и земских учреждений.
Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917). Т. 2. М.,
1990. С. 176-179, 188.
Закон об учреждении особых совещаний для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства, по обеспечению топливом путей сообщения, гос. и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей гос. обороны, по продовольственному делу и по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов (1915год, август 17)
(Извлечение)
II. Во изменение и дополнение подлежащих узаконению на время настоящей войны установить предлагаемые при сем положения:
1) об Особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства;
2) об Особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны;
3) об Особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу и
4) об Особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов.
Положение об Особом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства (1915 год, 17 августа)
(Извлечение)
1.Для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства и для обеспечения армии и флота предметами боевого и прочего материального снабжения, учреждается, под председательством Военного Министра, Особое Совещание. К предметам ведения Особого Совещания, в частности относятся:
1). Высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снабжения армии и флота;
2). Содействие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих указанные в (1) пункте предметы, а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существующих;
3). Распределение необходимых, в видах снабжения армии, заказов между русскими и иностранными заводами и иного рода промышленными предприятиями, и
4). Надзор за исполнением означенных в (3) пункте заказов.
2. В состав Особого Совещания входят: 1).Председатель Государственного Совета, 2).Председатель Государственной Думы, 3).девять членов Государственного Совета и девять членов Государственной Думы, 4).представители от министерств... представители Всероссийских земского и городского союзов, 7).четыре представителя Центрального военно-промышленного комитета...