Глава первая. Невежество толпы и ее просвещение.
М. А. Хевеши
Толпа, массы, политика.
Историко-философский очерк.
Оглавление
Введение. 2
Глава первая. Невежество толпы и ее просвещение. 3
Трактовка масс в античности и Возрождении. 3
Просветительство и его вера в разум масс. 6
Идеи просвещения народных масс в немецкой классической философии и в марксизме. 9
Глава вторая. Толпа и ее иррациональность. 13
Оценка толпы Шопенгауэром и Ницше. 14
Исследование толпы как единого образования (Лебон). 16
Толпа и публика (Тард). 21
Глава третья. Трактовка народа в русской общественно-политической мысли ХIХ — начала XX века. 23
Трактовка народа славянофилами и западниками. 25
Народничество. 29
Первые попытки осмысления революции 1905 года. 35
Народные массы и Октябрьская революция. 38
Глава четвертая. Социальные катаклизмы и трактовка масс в первой половине XX века. 41
Становление “массового общества” в трактовке социально-философской мысли начала века. 42
“Восстание масс” Ортега-и-Гассета. 48
Анализ фашизма и социализма в 30 - 40-е годы. 53
Глава пятая. Массовое общество. Трактовка масс в социальной философии второй половины XX века. 60
Массофикация социальных процессов. 60
Тоталитаризм и массы (Х. Арендт). 63
Вожди и методы их воздействия на массы. 66
Трактовка свободы и ее восприятия массами (Э. Фромм). 71
Проблемы масс и вождей в работах Э. Канетти и С. Московичи. 76
Вместо заключения. 80
Библиография. 82
Российская Академия Наук
Институт философии
Москва 2001
УДК 300. 36
ББК 15. 56
Х–35
В авторской редакции
Рецензенты:
доктор филос. наук Н. Н. Козлова
доктор филос. наук В. Ф. Пустарнаков
доктор филос. наук В. Г. Федотова
Х–35 Хевеши М. А. Толпа, массы, политика: Ист. -филос. очерк. — М., 2001.
Книга посвящена исследованию таких понятий как “толпа”, “массы” и их роли в процессе исторического развития. Показывается, что социальная философия на протяжении всей своей истории занималась не только исследованием проблем личности, индивида, но и этих субъектов исторического процесса... Речь идет о поведении масс и тех факторах, которые определяют это поведение. Подход автора связан с раскрытием того, что природа социальных конфликтов не ограничивается наличием в обществе различных материальных интересов тех или иных групп и слоев, но определяется также поведением масс, на которое оказывают весьма важное воздействие многочисленные иррациональные моменты.
Книга адресована специалистам в области истории философии, истории политических учений, политикам и политологам, а также всем, интересующимся проблемами взаимосвязи социальной философии и политики.
ISBN 5–201–02045–3 © М. А. Хевеши, 2001
©ИФРАН, 2001
Введение.
Одной из центральных проблем социально-политической философии, особенно начиная с ХVIII–ХIХ вв., была проблема человека, личности, ее свобод, прав и обязанностей. Личность выступает как критерий, мерило исторического прогресса, история человечества предстает как история человеческой индивидуализации. И одновременно выявляется, что сам этот процесс противоречив: по мере того, как индивиды обретают все большую самостоятельность, происходит процесс отчуждения человека. И многие философские течения, особенно в XX в., акцентируют внимание на том, что человеческий мир становится все более непригодным для человека, который чувствует себя в нем неуютно, одиноко, предстает анонимно. Связи между индивидом и миром как бы обрываются, индивидом все больше манипулируют. В XX веке отчуждение становится столь всеобъемлющим, что человек все чаще ощущает себя совершенно потерянным в этом мире.
Как правило, в истории социально-политической философии личность противопоставляется толпе, массе, выступает как ее антипод. Уже само такое противопоставление предполагает не просто наличие толпы, массы, но и ту или иную ее трактовку. Данная работа предлагает историко-философский очерк трактовок толпы, массы, имевших место на протяжении развития всей истории философии. При этом автор отличает понятия “толпа”, “масса” от понятия “народ”, хотя в определенном смысле эти понятия часто совпадают. Как правило, до второй половины XIX века они употреблялись как синонимы. В отличие от толпы, массы, народ — это устойчивое историческое образование, обладающее своей культурой, традициями, нравами и нормами, своим менталитетом, тогда как толпа — это временное образование, случайное скопление людей, которыми руководят страсти, очень часто негодование, иногда восхищение. Можно только согласиться с А. Брушлинским, который говорит о том, что в русском языке слово “толпа” ассоциируется со сборищем, а когда речь идет о больших общностях людей, правомернее говорить о массах[1]. Народ всегда более многочислен, чем народные массы. Известно, например, что народ никогда не приходит в полном составе к избирательным урнам. Сколь бы многочисленны ни были митинги, демонстрации, они никогда не охватывают весь народ.
Историко-философское исследование масс, толпы также связано с отказом от экономоцентрического анализа исторического процесса, с признанием необходимости наряду с экономическим анализом и культурно-антропологического исследования. Становилось все очевиднее, что природа социального конфликта сложнее, чем просто расхождение материальных интересов. Уже в манифесте школы “Новые Анналы” в 1946 г. фиксируется, что история и сам человек формируются в зависимости от тех мыслительных привычек и эмоциональных установок, которые наследуются людьми от прошлых поколений без ясного осознания самого этого факта. А в конце 70-х годов XX века французский историк М. Вовель говорит об истории ментальности как особом исследовательском поле, о том, что история ментальности должна излагаться в неразрывной связи с социальной историей, что они обе взаимно “освещают” друг друга[2]. Иными словами, в исследовании исторического процесса все большее место отводится истории коллективного поведения, пониманию того, что ментальность — это глубинный уровень и индивидуального, и коллективного сознания, включающий в себя и бессознательное, на котором пересекаются рациональное и иррациональное в коллективном поведении. Это учет того, что поведение масс, особенно в периоды кризиса, нельзя понять, принимая во внимание только рациональные моменты. Ментальность консервативна, она изменяется значительно медленнее, чем экономические отношения, социальные институты.
Понимание масс и их поведения крайне необходимо политикам. Ведь, как правило, современные политики и политологи исходят из чисто рационалистической точки зрения, согласно которой политика есть учет и представление многочисленных интересов, которые имеются в обществе. А власть как центральный момент политики нужна для претворения тех или иных интересов в жизнь. Так понимаемая политика рассматривает массу как сумму индивидов, каждого из которого можно убедить и тем самым подтолкнуть к определенным политическим действиям. Несомненно, политика самым тесным образом связана с учетом и претворением в жизнь определенных интересов, имеющихся в обществе. Но, имея дело с массами людей, она оказывается вынужденной считаться с поведением массы, с ее реакциями на те или иные политические события, с теми импульсами, которые толкают их к определенного рода поведению. И при этом выявляется, что поведение масс во многом бывает обусловлено иррациональными моментами.
Автор учитывает и высоко оценивает те многочисленные работы и достижения, которые сделаны в социальной психологии и социологии, в том числе и отечественной, в области исследования поведения толпы и масс. Предлагаемая читателю работа направлена на рассмотрение конкретной темы — выявления и анализа того, что социальная философия на протяжении всей своей истории занималась не только исследованием проблемы личности, но и масс, их места и роли в историческом процессе.
Данная работа выполнена благодаря поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Глава первая. Невежество толпы и ее просвещение.